Новые символы Адыгеи
1994 г.
/ В. Сапрыков
Флаг и герб республики Адыгея утвердили в один и тот же день - 24 марта 1992 года. Как и во всех других республиках, этому предшествовала долгая и тщательная работа комиссии, которая должна была представить рекомендуемые эскизы на рассмотрение Верховного Совета. Отбор образцов происходил путем тайного голосования.
Из девяти эскизов флагов, поступивших на конкурс, был принят тот образец, который представили Адыгейский историка-краеведческий музей и Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. Из восьми вариантов герба члены комиссии вынесли на рассмотрение Верховного Совета два различных проекта, так как голоса разделились практически поровну. Оба эскиза были исполнены известными художниками Адыгеи, членами Союза художников: один - Д.Меретуковым, другой - А.Берсировым. Предпочтение отдали варианту Д.Меретукова. Его утвердили в качестве герба Республики.
Каковы же они - флаг и герб Адыгеи?
Статья 2 Закона о Государственном флаге гласит, что он ?представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображено 12 золотых звезд и три золотых перекрещенных стрелы, направленные наконечниками вверх. Длина флага 180 см, ширина 90 см?.
В основу его положен исторический флаг Черкессии (Адыгеи) первой трети XIX века. Адыгейцы, черкесы, а также кабардинцы - родственные по происхождению народы, говорящие на родственных языках, составляют особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгейской) группы кавказских языков. Эти народы имеют общее наименование - адыги. Черкесы же - непосредственные предки современных адыгейцев. Цветное изображение черкесского флага приводится на первой странице книги английского журналиста Э.Спенсера "Путешествие в Черкессию, Крым - Татарию...", вышедшей в свет в Лондоне в 1838 году. Автор книги побывал в Черкессии в 30-х годах прошлого столетия, то есть в период Кавказских войн (1817-1864).
Приводимый в книге флаг имеет прямоугольную форму, цвет его поля - густой аквамарин. На флаге полуокружьем расположены девять золотых звезд и три такие же звезды - по прямой линии ниже полуокружья. Среднюю и нижнюю части флага занимают три направленные остриями вверх перекрещенные стрелы.
Английский журналист - очевидец тех событий - описывает, как встретили адыги этот флаг. "...После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкессии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие - в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя... При виде этого столь долго ожидаемого национального флага тысячи мечей взлетели в воздух и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было ни такого величайшего выражения энтузиазма, ни столь твердой решимости, выраженной народом, защищать их Отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости объединения, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы... И те черкесы, которые опустошали территорию друг друга, теперь предстают взявшими друг друга за руки, объединенными теснейшими узами братства, дружбы..."
Из различных источников известно, что адыги имели разные знамена - от общенациональных до знамен этнических групп. Однако самым дорогим было и остается первое объединяющее их знамя 1830 года, что отмечает и историк Р.Трахо в книге "Черкесы", вышедшей в свет в Мюнхене в 1956 году: "Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкессии..."
Символику стрел и звезд флага специалисты трактуют по-разному. Одни отталкиваются от исламской символики, поскольку адыгейцы исповедуют ислам. а зеленый - считается его исконным цветом. Звезды - тоже частый элемент оформления флагов мусульманских стран после захвата турками Константинополя в 1453 году и переименования его в Стамбул. Часть специалистов связывают число звезд с политической организацией адыгеких племен в первой половине XIX века, когда вся страна была разделена на 12 округов, по числу племен, и три стрелы выступают со значением их боевого единства.
Но все-таки большая часть исследователей убеждены в том, что корни символики уходят в более далекое прошлое, отголоски которого до нас дошли в эпических сказаниях, бытовавших задолго до нового летосчисления. Нарты - герои мифологических поэм и преданий многих кавказских народов - адыгов, абазин, абхазов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев, некоторых народов Дагестана и отдельных грузинских этнических групп - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала, занимающиеся мирным трудом. Но когда нужно, они доблестно защищают свою страну. Три стрелы, изображенные на флаге, - стрелы героя Тлепша (в адыгейской мифологии - бог кузнечного ремесла), настигающие врага в небе, под водой и под землей. Нартские легенды повествует о том, что кузнец Тлепша умел ковать такие стрелы, которые могли отыскивать, преследовать и поражать неприятеля.
По мнению других специалистов, истоки возрожденного черкесами в XIX веке флага уходят в геральдические хаттско-хестские медные, бронзовые и золотые штандарты овальной формы третьего тысячелетия до Р.X. Хатти или протохетты - древнейшее население северной и центральной частей территории Хеттского царства, расположенного в Малой Азии в XVIII - начале XII веков до Р.X. Ученые относят оба эти народа к далеким предкам адыгейцев. Дошедший до современников хаттско-хеттский штандарт истолковывается как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составляющих еще в IV тысячелетии ядро союза Майкопских племен.
Хаттско-хеттский штандарт, дошедший из глубины веков, представляет собой овал, помещенный по горизонтали между концами двузубой вилки и напоминающий по форме ладью, имеет внутри решетку из трех вертикальных и трех горизонтальных линий, образующих 16 клеток. Через перекрестия прямоугольной решетки проходят слева и справа диагональные линии, выходящие к периметру овала. Пересечения горизонтальных, вертикальных и диагональных линий образуют девять перекрестий в виде восьмилучевых звезд. Эти звезды и были перенесены черкесами в XIX веке на флаг и расположены по дуге как бы по периметру овала. Находящиеся под ними три пятиконечные звезды - результат трансформации трех подвешенных розеток в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность и прикрепленных с помощью колец к трем Центральным верховым пересечениям вертикальных и диагональных линий с овалом. Три нижние звезды располагаются по прямой линии. Такова упрощенная история 12 звезд на флаге Адыгеи.
Не исключено, что имелись и какие-то промежуточные варианты хаттско-хеттского штандарта, о которых исследователям пока ничего неизвестно. Однако не без оснований они полагают, что трансформировавшийся со временем штандарт послужил той основой, которую творчески переработали адыги в XIX столетии. Свидетельства тому - элементы древнеадыгских государственных символов, найденные в археологических и этнографических материалах более позднего времени.
Перекрестия трех стрел на флаге - упрощенное изображение сложной решетки древнего скипетра. Решетка, вписанная в овал, - чисто земледельческий символ племени хатти. В силу военно-политической ситуации того времени на Кавказе она была модифицирована в воинственный символ в виде трех перекрещенных стрел с наконечниками и оперениями.
Зеленый цвет флага республики Адыгея в современной трактовке - символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным племенам адыгского народа, а три перекрещенные стрелы - единство, союз этих племен.
В постановлении Верховного Совета о гербе сказано, что он ?представляет собой круг, сверху обрамленный ленточкой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках.
В середине ленты - большая звезда, с боковых сторон - листья дуба, клена, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой слов "Российская Федерация", над которой изображен национальный стол - анэ с хлебом и солью.
В середине круга - главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне".
Имя Саусрыкъо - одного из основных героев эпоса "Нарты" - популярно в фольклоре почти всех народов Северного Кавказа. На гербе в руке всадника - пылающий факел, богатырь похитил его у богов для блага людей. И лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу.
На переднем плане герба расположен и традиционный адыгский стол с хлебом-солью: тем самым наряду с мужеством подчеркивается другая главная черта народа - гостеприимство и устойчивость жизненного уклада. Разумеется, гостеприимство свойственно всем народам. Но у адыгов оно носит особый характер. Для гостя адыги строили специальное помещение - кунацкую, которая обставлялась лучше комнаты хозяина. В кунацкой собирались мудрые, даровитые люди - знатоки истории, культуры, обычаев, традиций народов, музыканты, певцы. И появление гостя в доме становилось праздником для всего селения.
Законченность гербу придает опоясывающая его гирлянда, включающая в себя характерные для Адыгеи элементы богатой флоры: колосья пшеницы, початки кукурузы, просо, листья клена, дуба. Они указывают на неразрывную связь человека с окружающей природой. Находящаяся в верхней средней части ленты большая звезда олицетворяет единение и братство многонационального населения Адыгеи.
В целом герб выражает желание связать прошлое, настоящее и будущее в их единстве, историческом развитии.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Новые символы Адыгеи Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Наука и жизнь, N6, 1994 г.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |