Гербы Кенигсберга и Калининграда
28.07.2005
/ Игорь Афонин
Что такое герб?
"Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основе известных, точно определённых правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству... Такие изображения даже в том случае, когда они служат отличительными знаками, ещё не соответствуют отсюда тому, что мы разумеем под словом герб; таковым отличительный признак становится лишь в том случае, если он утверждён за известным лицом, фамилией, сообществом и так далее, высшею государственной властью как постоянный и неизменный, то есть когда пользование таковым является известным исключительным правом" - такое определение герба дал известный русский историк, специалист по геральдике Ю.В. Арсеньев.
Первые рыцарские гербы стали появляться с конца 11 начала 12 веков. Упоминание о первом городском гербе датировано 1110 годом в хронике города Бремена, когда несколько граждан города отличились в крестовом походе на восток и император Священной Римской Империи даровал городу герб, который и по сей момент город носит с гордостью (герб города: серебряный ключ на красном поле).
Превращение населённого пункта в город сопровождалось правом иметь свой герб. Города, которые не имели пожалованный герб, сами вводят его, помещая изображение печати на щит, и рассматривают это как старый городской герб.
А что же герб у нас в России? На Руси ещё в домонгольский период существовали эмблемы, которые впоследствии вошли в городской герб. Так изображение льва как символа Владимирско-Суздальских и Га-лицких князей впоследствии вошли в городской герб Владимира и Львова.
Широкое распространение гербов в России относится ко времени царствования Петра I. В 1722 году впервые в России возникла герольдмейстерская контора. Этим актом подтверждалась официальность герба в государстве.
Во времена царствования Екатерины II учреждались новые губернии и провинции. Возникала необходимость возводить в статус городов сёла и слободы, для которых создавались и гербы, так же создавались гербы и для городов, которые их ещё не имели.
Но обратимся к нашему городу.
Старейшее упоминание Кенигсберга на документе можно найти на печати комтура Кенигсберга датируемом 1262 годом. Рисунок печати практически повторяет печать короля Чехии Отакара П. На ней, как и на печати Отакара II, изображён сидящий на троне король. Голова короля увенчана королевской короной, в левой руке он держит скипетр, а правая рука, согнутая в локте, держит державу с крестом. Под правой рукой короля нанесены буквы Е R С. По окружности латинскими буквами нанесена надпись "S COMENDATORIS IN CONIAGESB.+". Печать комтура является зеркальным отображением печати короля Отакара.
Как известно 28 февраля 1286 года ландмейстер Конрад фон Тирберг в торжественной обстановке вручил в замке горожанам Кенигсберга (впоследствии - город Альтштадт) грамоту об учреждении городских прав, в которой были закреплены права горожан, в особенности их право на самоуправление по "Кульмскому городскому праву", которое, в свою очередь, являлось городской конституцией. Сразу же была сформирована администрация с бургомистром во главе, муниципальным советом и судом.
Самая старинная сохранившаяся до нашего времени печать старого города (Кенигсберг, потом Альтштадт). датируемая 1360-м годом, представляет собой изображение рыцаря в доспехах сидящего на коне, в правой руке у рыцаря скипетр с наконечником в форме лилии, левой рукой он держит треугольный щит, на котором изображён крест, по середине креста видно изображение орла. Это никто иной, как чешский король Пржемысл II Отакар. По окружности печати нанесена надпись на латинском языке "S"SIVITATIS DE CONINXBERGHE+".
Память об основателе города Пржемысле II Отакаре находим и в более поздней печати города Кенигсберга (Альтштадта, см. надпись печати). Печать датируется серединой 15 столетия. На этой печати во внутреннем круге изображён шестилепестковый (в последствии получивший название немецкого) щит, в верхней части которого изображена корона, а под ней крест. Корону и крест обрамляет орнамент в виде лепестков и веток. По окружности нанесена надпись на латинском языке "S"SECRETUM SIVITATIS: DE: KONIGSBERGNE:+".
Вторым населённым пунктом на территории современного Калининграда, получившим городские права, является Лёбенихт. Лёбенихт (вначале - Нойштадт) получил городские права от комтура Бертольда Брюхавена 27 мая 1300 года.
На первой известной печати, датируемой 1416 годом, изображён треугольной формы щит. В средней части помещена корона, обрамляемая сверху и снизу шестиконечными звёздами. По окружности латинским текстом, но готическим шрифтом: "SINOVE SIVSTAHS: LEVBENINICHT: KONIGERC.+".
Кнайпхоф (вначале Книпав и Прегельмюде) - самая молодая из трёх частей города. Получил свои права 6 апреля 1327 года от гроссмейстера Вернера фон Орзельна.
Первая известная городская печать датируется 1383 годом. Во внутреннем кольце изображена левая рука, выходящая из волн моря (три гребня на трёх волнах) и несущая королевскую корону, обрамляют руку слева и справа два рожка, направленные раструбами вниз. Надпись по окружности на латинском языке "SIGILLUV: BURIENSIUM: DE: NOVO KONIGSBERGK:".
Схожа по символике и печать, датируемая серединой 15 столетия, правда, на ней изображены две волны, одна из четырёх гребней, а вторая волна имеет три гребня. И рука держащая корону уже правая. Надпись: "S: BURIENSIUM: NOVO. CITATTS: KONGSBG.".
Несколько сложней изображение на печати Кнайпхофа, которая датируется 16 веком. В центральной части изображён рыцарь в доспехах, правая рука держит знамя, на эту же руку опирается щит, на котором изображена правая рука, держащая королевскую корону. Рука выступает из волн. Обрамляют руку два рожка, направленные раструбами вниз. Левая рука рыцаря согнута в локте и придерживает щит. Надпись нанесена на ленту по окружности "SIGILLU. CIVITATIS KNEIPHOF KONIGSBERGK PRUSSIA". Как видно, название "Кнайпхоф" появилась лишь на последней печати. До этого название писалось как "Новый Кенигсберг" и "Новый город".
Слободские печати
Собственные печати имели слободы, образовавшиеся в черте современного города Калининграда. Хотя они не получили городских прав, они обладали судебной властью.
Закхайм - одна из старейших герцогских слобод и возникла почти одновременно с основанием Кенигсберга, акт о правах датируется началом 14 века (1326 год). На щите герба изображён Агнец Божий с крестообразным знаменем. Печать суда имела надпись: "SIGL...HIS AUF: F: FREIHEIT. SACKHEIM+" (предположительный перевод "Печать герцогского суда слободы Закхайм").
Впервые поселение Трагхайм упоминается в источниках в 1300 году, как владение Лёбенихта. В конце 1528 года поселение получило свой суд. Судья одновременно был и высшей администрацией. 16 ноября 1577 года герцогом Альбрехтом Фридрихом была утверждена печать суда, которая имела изображение головы оленя между двух елей. Девиз на печати: "FURSTLICH. FREIHEIT TRAGHEIN KONIGSBERG" или в переводе "Герцогская слобода Трагхайм Кенигсберг".
15 февраля 1542 года герцог Альбрехт даровал Росгартену герцогские привилегии. Таким образом, поселение получило самостоятельность. Староста поселения и его помощники образовали суд. Печать суда была дана поселению 16 октября 1576 года, на ней был изображён пасущийся на лугу конь, надпись на печати "SIGL. DER FDL: FREIHEIT VORDER ROSGARTEN+" (русский перевод: "Печать герцогской слободы Фор-дер Россгартен"),
С 1610 года при курфюрсте Иоганне Сигизмунде и позже при его сыне Георге Вильгельме, началась бурная застройка поселения Нойе Зорге. 4 марта 1662 года Великим Курфюрстом был основан суд, у которого была печать, на которой изображалась тянущаяся из небес рука, держащая между глаз угольник, на печати стояла дата 1662 и надпись на латыни: "SIGILL. IMMUNIT. NEUSORGE RECTUMINTER ETADQUUM" (в переводе: "Печать слободы Нойе Зорге, по праву и справедливости").
Прочие печати, относящиеся к городу
При ландмейстере Генрихе фон Плоцке в 1309 году замок Кенигсберг становится резиденцией маршала (главнокомандующий вооружёнными силами) Тевтонского Ордена. На печати маршала, относящейся к 15-16 векам, был изображён конный рыцарь в доспехах, в правой руке несущий копьё со стягом, на котором изображён крест. В левой руке треугольный щит, на котором также изображён крест. По окружности имеется надпись "S. MARSCHALN ORDINIS+ DOMNS+ RURUNIRS+".
После поражения Тевтонского Ордена и передачи Мариенбурга (Мальборка) польской короне, гроссмейстер Ордена в 1457 году перевёл свою резиденцию в замок Кенигсберг. Печать гроссмейстера 14-15 веков представляла собой изображение покровительницы Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии, сидящей на троне и держащей на левой руке младенца Иисуса, который в свою очередь держит в левой руке державу, а в правой руке Девы Марии - скипетр. Надпись по окружности на латинском языке: "QAGRI: GEINERAL: HOSPITAL: S. QARIE: THEVT: IERLQTAN+".
Деву Марию можно увидеть и на печати ландмейстера Пруссии, где она изображена сидящей на ослике с младенцем на руках по пути в Египет, сопровождаемая Иосифом.
Городской герб
Постепенно изображения с печатей городов перекочевали на гербы трёх городов.
Впервые описание городского герба, а вернее флаг, можно встретить у польского историка Яна Длугоша в его труде "Banderia Prutenica", где дано подробное описание всех знамён, участвующих в Грюнвальдском сражении 10 июля 1410 года. Среди прочих есть и знамя, принадлежащее отряду города Альтштадта, выступившего на стороне Тевтонского Ордена. На 26-м листе его труда имеется изображение флага с объясняющей надписью: "Banderium civitatis antique Kunigsperk alias Crolowgrod, quod ducebat civium magister Kunigsbergensis ex propriis civibus et terrigenis ore illius et ex mercenariis militibus collectum".
Таким образом, эту дату (1410) можно считать первым известным изображение герба Альтштадта, хотя сам труд был написан значительно позже в 1448 году.
Правда, в труде того же Длугошу "История Польши", изданной около 1480 года, находим несколько другую трактовку: "Сорок шестая (хоругвь) - города Книпова, имела в верхней части знамени красную корону на белом коне, а в нижней части - белый крест на красном поле". Хотя владелец флага указан ошибочно, стоит предположить, что под общим флагом Альтштадта Кенигсберга выступали горожане трёх городов. Кроме этого флага в грюнвальдском сражении упомянут ещё один. На 8-м листе "Banderia Prutenica" читаем " Banderium civitatis antique Kunigsperk alias Crolowgrod, quod ducebat civium magister Kunigsbergensis ex propriis civibus et terrigenis ore illius et ex mercenariis militibus collectum", а в "История Польши": "Семнадцатая хоругвь - города Кинсберга имела знаменем белого льва с жёлтой короной на голове, на красном поле; над ним помещён был чёрный крест на белом поле; её предводителем был вице-маршал или вице-командор кинсбергский".
В дальнейшем изображение флага Альтштадта можно обнаружить на карте Пруссии Генриха Целя, изданной в Нюрнберге в 1545 году. Среди трёх парусников, плавающих у берегов Пруссии, один под флагом города Кёнигсберга-Альтштадта, два других принадлежат Данцигу и Эльбингу, городам королевской Пруссии.
Впоследствии изображение герба можно увидеть на плане города 1613 года ("Беринг-план", автор Иохим Беринг), впоследствии переизданном в факсимильном варианте уже в 1855 году. Здесь герб Альтштадта держит щитодержатель в виде ангела, что соответствует канонам того времени. На этом же плане изображены и гербы двух других городов Лёбенихта на правой стороне литографии (тоже с щитодержателем) и Кнайпхофа в нижней части плана.
Следующий план Кенигсберга на котором изображён герб, это план, датируемый 1627 годом, автор работы Эберхард Кизер. В верхнем правом углу плана находится щит с изображением венценосной головы (предположительно Отакара II). Такой же герб виден и на плане Кенигсберга Фридриха Хользиуса, датируемого 1632 годом.
На плане Кенигсберга Матеуса Мериана 1641 года вновь изображены три городских герба, правда, здесь на гербе Лёбенихта звёзды восьмиконечные.
Эти же гербы изображены и на гравюре 1659 года, дополнительно к городским гербам добавлены ещё три герба: Бранденбурга и самой Пруссии.
На гравюре Иоханна Якова Фогеля, где город изображён с южной стороны, показаны три городских герба под рыцарскими шлемами. Герб Альтштадта держат два щитодержателя (по всей видимости, лесные люди-дикари, хотя не исключён вариант и горожан), а герб Кнайпхофа - два медведя. В 1696 году у лестницы Кнайпховской ратуши появились две статуи медведей, держащих в лапах щиты с гербом Кнайпхофа. Эти статуи сохранились до наших дней и их можно увидеть в музее Кафедрального собора. Следует сказать, что медведи стали символами Кнайпхофа.
13 июня 1724 года прусский король Фридрих Вильгельм I издал указ об объединении трёх городов. При объединении городов каждый город остался при своём гербе. Новый герб для города не был изобретён, а три герба были объединены прусским орлом. Под правым крылом расположился герб Лёбенихта, под левым -герб Кнайпхофа, а в середине - Альтштадта. Этот вариант был предложен королю на утвержден13 июня 1724 года прусский король Фридрих Вильгельм I издал указ об объединении трёх городов. При объединении городов каждый город остался при своём гербе. Новый герб для города не был изобретён, а три герба были объединены прусским орлом. Под правым крылом расположился герб Лёбенихта, под левым -герб Кнайпхофа, а в середине - Альтштадта. Этот вариант был предложен королю на утверждение прусским правительством. После незначительных изменений, внесённых самим королём, герб высочайше был дарован горожанам. Надо отметить, этот герб был единственным по своему исполнению в европейской городской геральдике.
Прусский герб - это на белом поле взлетающий (с полураспущенными крыльями) чёрный орёл. На шее орла изображён ряд стоячих перьев. Крылья с обеих сторон правильно распущены, образуя дугу с каждой стороны, состоящую из семи длинных перьев. Перья приподняты к верху, причём перья, расположенные в нижней части крыльев, длиннее верхних. Между ними изображены тонкие, острые, в виде нитей перья. Кости, составляющие основу крыльев, узловаты и усажены короткими перьями. Хвост орла изображён в стиле орнамента, с завитками, расположенными симметрично. При этом одно заострённое перо направленно вниз. Голова обращена в правую сторону, глаз с хищным огненным выражением. Золотой открытый клюв с высунутым красным языком сильно изогнут вниз. Ноги орла большие, обнажённые от перьев в нижней части, когти сильно загнуты. Через крылья орла проходит серебряный серп, с концами, обращенными вверх, которые заканчиваются трилистником. Этот серп произошёл от металлической скобы, служившей для крепления вырезанных фигур орла к щиту. Трилистник состоит из трёх закруглённых лепестков, соответствуя листу клевера. Кроме того, на королевском гербе орёл увенчан королевской короной и в правой лапе держит скипетр, а в левой державу - символы королевской власти. На груди орла инициалы FR - Friedrich (Friedericus) Rex - Фридрих Король - основатель прусского королевства.
На гербе города у прусского орла есть свои особенности: 1) на гербе Кенигсберга видно только шесть длинных перьев; 2) инициалы на груди орла FWR - Friedrich Wilhelm Rex - Фридрих Вильгельм Король - в памяти о короле, объединившем Кенигсберг; 3) королевская корона венчает инициалы, а голову венчает корона герцогская и, наконец, у орла отсутствуют символы королевской власти.
Этот герб просуществовал всё восемнадцатое столетие, хотя подтверждения этому факту я в доступной литературе не обнаружил.
А вот на городском плане Христофа Реймера и Вильгельма Филиппа Килиана (около 1725-1765) мы видим три герба города, соединённых вместе под королевской короной, но орёл на данном изображении отсутствует. Щитодержателем является ангел с фанфарой и на флажке фанфары видны буквы F.R.W. (Friedrich Wilhelm Rex). А на гравюре Фридриха Бернхарда Вернера (1729-1730) гербы вновь разнесены над изображением "своего" города, причём на гербе Лёбенихта звёзды пятиконечные, как в английской или французской геральдике. А на гравюре Иоханна Христиана, в качестве городского герба можно видеть только один герб Альтштадта.
В 1758 году город присягнул русской императрице Елизавете. По утверждению немецких историков прусского орла сменил двуглавый русский. Хотя и тут я документального подтверждения в доступных средствах не обнаружил. Хочу высказать сомнения относительно этой версии. Всем известно, что во времена вхождения провинции в состав Российском империи, Елизавета выпустила монеты для Пруссии. На монетах достоинством 2, 6, 18 гроша и 1/6 талера отчеканены именно прусские орлы, а не русские как можно было предположить, с надписью "ELISAB. I D.G. IMP. ТОТ. RUSS.". А на "Генеральной карте Прусских земель 1758 года", изданной в России над планами Кенигсберга и Пиллау парит прусский орёл.
С новыми городскими реформами 1808-1809 годов пришёл и новый городской герб. Герб по своему построению напоминал большой герб Пруссии. Поле герба было разделено на девять щитов. Сердцевинный щит, как правило, в таких случаях главный, нёс изображение, повторяющее изображение городской печати 1360 года. На красном поле пересечённым ромбовидными золотыми нитями изображён конный рыцарь в доспехах, в правой руке рыцарь держит скипетр с наконечником в форме лилии, левой рукой он держит треугольный щит, на котором крест, в середине которого изображён черный орёл. Конь ногами упирается на зелёное поле.
В верхнем ряду: справа герб Альтштадта, посередине - Лёбенихта, а слева, видоизменённый, Кнайпхофа. В этом варианте герб Кнайпхофа разделён на два поля. На верхнем серебряном поле щита изображена золотая корона. На нижнем зелёном поле два золотых охотничьих рога и рука в голубом рукаве, поддерживающая корону на верхнем поле. Изображение моря отсутствует.
Справа от сердцевинного щита - герб Трагхайма (за основу которого взята печать его суда 1577 года), представляет собой коричневую голову оленя на голубом поле, расположенную между двух елей, стоящих на зелёном поле.
Слева - герб Закхайма (печать 1578 года), - на голубом поле Агнец Божий, опирающийся на зелёное поле, с красной хоругвью, на которую нанесён белый крест.
Нижний ряд:
справа герб Фордер-Росстгартена (печать 1576 года) - на зелёном поле белая лошадь, обращенная влево.
слева герб Хинтер-Росстгартена (печать суда 1596 года) - на зелёном поле чёрный бык, зорко смотрящий по сторонам.
по середине герб Нойе-Зорге (печать 1662 года) - на серебряном поле рука, выходящая из облака в левом нижнем углу, держит красный угольник между двух глаз.
Новый подробный герб носил название "коммунальный" и считался "некрасивым" и "фальшивым" с точки зрения геральдики. Изображение "коммунального" герба можно обнаружить на большой карте Валерьяна Мюллера (1815 год) и в карманной книге Кенигсберга Фабера (путеводителе по Кенигсбергу Фабера 1829 года).
Впоследствии герб был "облачён" в герцогскую мантию, так же имелись варианты с тремя основными городскими гербами под такой же мантией, кроме того, присутствовал герб под сенью парящего прусского орла.
Изображение девяти городских гербов можно увидеть на "Плане королевского главного и резидентского города Кенигсберга" 1885 года. Здесь гербы объединены в три группы: в центре гербы Альтштадта, Лёбенихта, а ниже Кнайпхофа под общей старой королевской короной, справа гербы Закхайма, Трагхайма и "старый герб" (печать) Альтштадта под общей королевской короной, слева гербы Фордер-Росстгартена, Хинтер-Росстгартена и Нойе-Зорге, объединённые также королевской короной.
Старый "альтштадтский герб" (печать) с изображением Отакара обнаруживается и на литографии Кенигсберга 1860 года. А вот герб Кнайпхофа видим на плане этой части Кенигсберга 1844 года, посвященном юбилею университета.
В последней четверти девятнадцатого столетия "коммунальный" герб практически прекратил своё существование, хотя в книге Армштедта и Фишера "Краеведение Кенигсберга", увидевшей свет в 1895 году на форзаце изображён именно он. "Коммунальный" герб сменил новый, объединивший гербы трёх городов под общей королевской короной: сверху справа располагался герб Альтштадта, слева - Лёбенихта, внизу - Кнайпхофа. Именно этот герб украшал башню кнайпхофской ратуши, в которой заседал Кёнигсбергский магистрат вплоть до 1927 года. Гербы были нанесены на щиты немецкого типа, а вот на гербе Альтштадта вкралась геральдическая ошибка: крест оказался мальтийским. Мальтийский крест можно обнаружить также на "коммунальном" гербе и на этикетке (назначение которой мне неизвестно), изданной магистратом города (по всей видимости конец 19 века). Этикетка повторяла собой городскую печать и была выполнена на тиснённой плотной бумаге в виде круга с зубчиками на внешней стороне, в центре было изображение трёх гербов под общей короной, а по окружности надпись "MAGISTRAT d KONIGL. HAUPT u RESIDENZSTADT KONIGSBERG". Следует отметить, что к этому же периоду относится и выпуск этикетки с символикой (печатью) кёнигсбергского купечества, на которой был изображён трёхмачтовый парусник с королевским прусским орлом на корме и надписью "VORSTEHER AMT D. KAUFMANNSFT zu KONIGSBERG".
Щит, с описанным выше гербом, держал в лапе лев на лестнице биржи, а вот его брат держал щит с гербом кёнигсбергского купечества (трёхмачтовый парусник). Львы работы скульптора Гундризера украсили биржу в 1875 году. Эти гербы можно было видеть до 1973 года, когда они добросовестно были залеплены, как "проклятое прошлое", при открытии советского Дома культуры моряков. Больше повезло гербу Кенигсберга, украшающему фасад здания сегодняшнего Калининградского государственного технического университета на Малом переулке - ул. профессора Морозова (бывшее здание профессиональной школы на Зелькешт-рассе, построенное в 1914 году). Три герба находятся в овале, который обрамлён завитками и увенчан королевской короной. Щитодержателями здесь являются два карапуза.
В популярном справочнике по городской геральдике Отта Хуппа, изданного в 1896 году, герб Кенигсберга представлен в виде трёх отдельных щитов испанского типа, объединённых чисто графически, отсутствует объединительная корона. Под общей королевской короной три фигурных (немецкого типа) щита изображены в энциклопедическом словаре Майера в статье, посвященной Кенигсбергу, изданном в 1896 году.
В 1906 году магистрат города принял решение о возвращении изображения герба, утверждённого королём Фридрихом Вильгельмом I в 1724 году. Этот герб был нанесён на все бумаги и печати муниципальных учреждений.
Хотя официальный герб был под сенью прусского орла, но довольно часто встречается изображение из трёх щитов, так, например, в энциклопедическом словаре Брокгауза за 1931 год в статье "Кенигсберг", три щита изображены в одну строку: справа герб Кнайпхофа, посередине герб Альтштадта и слева герб Лёбенихта. А на фотографии 1924 года, изображающей у могилы Канта собрание граждан по случаю юбилея великого кёнигсбержца, видим флаги города с гербом, имевшем место в конце 19 столетия.
Ещё один вариант городского герба появился в 1925 году. Попытка объединить на одном щите (испанского типа) три герба была предпринята на этикетке прямоугольной формы, с зубчиками по периметру. Герб выполнен в стиле тенденций в графике того времени, над гербом надпись: "Konigsberg in Pr. Konigr. Preussen /Provinz Ostpreussen/ Reg. = Bez. Konigsberg". Кроме этикетки, которая, кстати, входила в серию с изображением гербов городов Восточной Пруссии, этот герб можно было обнаружить на открытках с видом на замок.
С приходом нацистов к власти, государственная символика претерпела существенные изменения, однако провинциальная и городская символика Восточной Пруссии осталась без изменений, хотя на письме, отправленном городским советом, круглый его штамп изображал только герб Альтштадта с надписью по окружности: "Rat der Stadt * Konigsberg *" (* - свастика).
Описание традиционного герба Кенигсберга.
Справа (а изображения в геральдике читается так, как бы мы несём этот щит) в этой триаде расположи лся герб Альтштадта.
Поле щита имеет пересечение (то есть щит делится продольной или горизонтальной линией). В главной (верхней) стороне щита на серебряном поле изображена старая королевская корона красного цвета (у Ф.Гауза она называется богемской). На нижней стороне на красном поле изображён гвоздеобразный серебряный крест. Серебряный цвет в геральдике обозначает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а также благородство, откровенность и белизну. Красный же цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию. Кроме того, красный цвет в геральдике имеет и фигуральное значение: кровь, пролитая за церковь.
Красно-белые цвета для города были символами его городских свобод. Надо полагать, что именно это хотели сказать некоторые немецкие историки, называя изображение белого креста на красном поле антиподом тевтонскому гербу, хотя тут есть некоторое несоответствие в крестах, присутствующих на гербе города и на тевтонском гербе, последний носит название латинского или обыкновенного. Такой крест можно видеть на флагах всех скандинавских стран в различных цветовых решениях. В некоторых источниках встречается и другое название такого креста - георгиевский, в честь святого великомученика Георгия Победоносца (тут есть небольшое отличие в пропорциях). Такой крест можно увидеть, например, на флаге Англии, Греции, на новом флаге Грузии, кроме того, знамёна русских стрелецких полков украшал именно георгиевский крест.
Надо заметить, что красно-белые цвета в различных вариантах присутствуют на многих гербах бывших имперских городов Европы. Но наиболее схожи с гербом Альтштадта-Кёнигсберга гербы Эльбинга (Эльб-лонга) и Данцига (Гданьска). Тут стоит сказать о том, что почти все русские дворянские роды, предком которых являлся "потомок королей прусских" Гланда Камбила Дивинович, имели гербы, в основе которых лежал данцигский (гданьский) герб (исключение составляли только Романовы). А вот гербовник Князева 1785 года указывает, что представитель этих родов граф Сергей Васильевич Шереметьев имел герб: "...золотая корона, то есть: герб древних Владетелей Прусских, и под оную серебряный Крест...", то есть уже кёниг-сбергский.
Так же красно-белые цвета присутствуют практически на Так же красно-белые цвета присутствуют практически на всех знамёнах и гербах славянских государств. Не исключением является и Чехия, историческими цветами которой являются красный и белый. А, как известно, король Чехии Пржемысл II Отакар является основателем нашего города.
Красный цвет довольно активно присутствовал в различных названиях Альтштадта-Кёнигсберга: Красный кран, Красные весы на Ластадии, а также Красным назывался мост, который был перекинут через ручей по улице, получившей позднее название Хиндризерштрассе, а сама улица носила название Ротенбрюкеншт-рассе (улица Красного моста).
Слева от герба Альтштадта присутствует герб Лёбенихта, поле которого голубое.
В головном (верхнем) крае щита расположена серебряная звезда, в сердцевине - золотая, старая королевская корона и в подножье щита (нижний край) также расположена серебряная звезда.
Синий цвет в геральдике обозначает целомудрие, честность, верность и безупречность, фигуральное значение цвета - небо; золото же символ богатства, справедливости, великодушия.
Цвет города всегда считался синий (голубой), хотя в отличие от Альтштадта и Кнайпхофа, ни один городской объект Лёбенихта не носил в своих названиях слово синий (голубой). Правда была голубая башня, но она находилась на Кнайпхофе.
Происхождение герба неизвестно. Предположительно, корона говорит об основателе города, а звёзды, по утверждению некоторых историков - о братьях Ордена Добжина, который был образован епископом Пруссии Христианом в 1228 году в рыцарском замке Добжин под Торном и который вместе с Тевтонским Орденом осуществлял завоевание Пруссии. Гербом Добжинского Ордена являлись меч и шестиконечная звезда. Кроме того, есть версия, что звёзды на гербе говорят о Тевтонском Ордене, который был образован в Палестине. Хотя это можно подвергнуть сомнению, ведь звёзды в немецкой геральдике, в основном, изображались шестиконечными, в редких случаях восьмиконечными, в отличие от геральдики Франции, Италии и Англии, где были приняты пятиконечные звёзды. На некоторых гравюрах старого Кенигсберга на щите Лёбенихта присутствуют и пятиконечные и восьмиконечные звёзды, о чём уже было сказано.
В середине, чуть пониже первых двух, расположился зелёный щит Кнайпхофа.
В верхней части герба изображена старая золотая королевская корона, поддерживаемая рукой. Ладонь руки телесного цвета, а рукав синего цвета, поднимается из синих морских волн. Слева и справа от руки зеркально расположены два золотых охотничьих рожка, согнутых в дугу и обращенные раструбом вниз. Тут есть небольшой казус: по законам геральдики тинктур (цвет, или финифть) должен наноситься на металл (на серебро или золото). Здесь же мы имеем синий рукав на зелёном поле.
Зелёный цвет в геральдике обозначает луговую траву, а также надежду, изобилие, свободу и радость.
В топонимике Кнайпхофа зелёный цвет встречался довольно часто. Следует отметить Зелёный мост, Зелёные ворота, Зелёный кран и Зелёные весы. Кроме того, Холландербаум в 1764 году носил название Зелёное дерево, а в 1764 году лавка пряностей называлась Зелёной Аптекой.
Надо отметить, что зелёный цвет, в качестве полевого цвета щита, в немецкой геральдике применялся довольно редко, хотя в Восточной Пруссии щиты с зелёным полем мы находим в гербах Велау и Шталлупёнена.
Происхождение герба Кнайпхофа неизвестно.
Можно заметить, что на трёх гербах Кенигсберга присутствуют королевские короны, как указание о короле Отакаре П. Правда, следует сказать, что две старые королевские короны изображены и на "Гербе древних пруссов" (щит разделён на два поля: верхнее - на синем поле золотая корона, нижнее - на золотом поле перевёрнутая синяя корона) в рукописи И.Хенеманна, датируемой 1602 годом. Но тут корона никак не может говорить об Отакаре. На этом гербе короны - символ, как было сказано выше, древних Владетелей Прусских.
Герб Калининграда
После 1945 года, когда город согласно Потсдама стал советским, и любые упоминания и свидетельства о "милитаристском гнезде фашизма" пресекались на корню, город вместе со своим историческим именем потерял и свой герб. Герб для нового советского города Калининграда, так и не был изобретён. Хотя это было не главным, многие старорусские города Советского Союза потеряли свои исторические гербы, как и не было герба, в научном понимании этого словаг и у самой страны (как известно, основной частью герба является щит). Только в середине 1960-х годов, когда разрешили проявить интерес к геральдике (серия статей в журнале "Наука и жизнь"), для городов стали изобретать свои советские гербы. Вместо обликов святых, крестов, орлов и прочей "царской" атрибутики, появились строительные краны, заводские трубы, автомобили, атомоходы, рулоны бумаги, металлопрокат, атомы_-_в общем, символы новой жизни. В это же время стали "неофициально" изобретаться и эмблемы городов области, в том числе и Калининграда. Но герб областного центра так и не был зарегистрирован.
И, наконец, только с началом перестройки возник вопрос о создании герба Калининграда. Тогда же разрешили, хотя и со "скрипом" интересоваться и историей малой родины до 1945 года. Начали появляться в продаже вымпелы, календари, прочая печатная продукция и значки, на которых присутствовал и старый герб города. Основным инициатором выпуска этой продукции стал Григорий Лерман, краевед и председатель областного геральдического общества. Наиболее популярна была серия значков "Исторические гербы городов области" с гербом Кенигсберга образца 1906 года. Приложил руку к этому бизнесу и автор этих строк. По моему заказу на одном из московских заводов в 1994 году была заказана серия значков "Исторические гербы городов Земланда". Среди них был и герб Кенигсберга. К сожалению, в этом значке были допущены отступления, не по моей прихоти: на гербе Альтштадта корона и на гербе Кнайпхофа рукав - изображены золотыми. А в 1990 году, при содействии областного фонда культуры и его тогдашнего председателя Юрия Иванова, в типографии "Калининградская Правда" была выпущена серия открыток, посвященная старому Кенигсбергу. Открытки были подготовлены к выпуску западногерманским издательством Rautenberg. Открывала эту серию открытка с гербом Кенигсберга.
В 1992 году в "Кёнигсбергском курьере" (? 16) появилась статья Алексея Губина "Герб Кенигсберга". В этом же году в журнале "Гербовед" (? 2), издаваемым Русской геральдической Коллегией в Москве, была опубликована статья "Гербы Восточной Пруссии". Авторами являлись А.Губин и В.Кретинин. Следующим изданием, рассказывающем о гербе города, была самиздатовская брошюра из серии "Библиотека краеведа", автором был краевед Николай Чебуркин. Брошюра вышла в июле 1994 года, в этом же году Н.Чебуркин опубликовал статью в газете "Гражданин" (? 34), а в 1995 году в этой же газете была опубликована статья Г.Лермана. Г.Лерман во втором номере за 1996 год журнала "Гербовед" опубликовал статью "Историческая геральдика города Кенигсберга". Этот же журнал в третьем номере за 1997 год издал статью известного археолога профессора Владимира Кулакова "Происхождение и символика герба Альтштадта (Кенигсберг). Постановка проблемы".
Перестройка шагала семимильными шагами: городам в России возвращались их исторические имена. Ну, и если не все города в России вернули исконные исторические имена, то свои старые гербы вернули практически все населённые пункты. Но у нас решили создать свой новый герб. В прессе возникла полемика, каким должен быть герб города. Спектр был таков: создание нового с отказом от старой "реваншистской" символики, до сохранения отдельных старых элементов в новом гербе.
В защиту первого варианта выступили депутат Государственной Думы В.Никитин, доцент Калининградского государственного университета Л.Терентьев, председатель правления общества "Русь" А.Соловьёв, президент ассоциации морских капитанов П.Чагин, президент Балтийского отделения Международной Славянской академии академик А.Женатов, профессор Международной Славянской академии А.Дмитровский.
Создание нового герба, но с сохранением элементов старой геральдики, поддержали профессор Калининградского государственного университета Казимир Лавринович, член инициативной группы по проведению конкурса на герб и флаг Калининграда Иван Бакрымов, краевед Григорий Лерман.
С предложениями по сохранению исторического герба выступил автор этих строк, в своём письме в адрес редакции газеты "Янтарный край". И хотя официального ответа от мэрии не было, но по телефону со мной связался тогдашний сотрудник мэрии и один из идеологов создания нового герба Иван Бакрымов. В этой приватной беседе он попытался мне объяснить свою позицию о необходимости создания нового герба. Среди аргументов об этой необходимости было и такое, что утверждение старого герба может привести к вопросу о принадлежности города к России (то есть утверждение исторического герба может привести к пересмотру Потс-
дамского соглашения 1945 года и Хельсинской договорённости о нерушимости принятых границ).
Первым реальным шагом для создания нового герба было постановление мэра города В.Шилова "О создании геральдики Калининграда" от 17.10.1994 года за ? 1429 (см. "Гражданин" от 27 октября 1994 года) и проведении открытого конкурса. Организация конкурса по поручению мэрии города Калининграда была поручена муниципальному предприятию "ФестивальЮ-Би-Си" во главе с директором этого предприятия Тамарой Шкуренко. Конкурс получил статус международного. Были определены Положение конкурса и его премиальный фонд. В конкурсе могли принять участие все желающие, правда, за участие в конкурсе надо было заплатить денежный взнос (20000 рублей - физические лица, 200000 рублей - юридические лица и коллективы авторов, 200 долларов -иностранцы). Все конкурсные работы были выставлены для общего обозрения.
Специальная комиссия должна была отобрать лучшие работы и отправить их в Государственную герольдию, где и должна была решиться судьба символа Калининграда.
В интервью мэра города Виталия Шилова "Российской газете" тогда прозвучала, что вовсе не обязательно, что только отмеченные жюри работы выйдут во второй тур, будет учитываться также мнение горожан, и пять-шесть работ, прошедшие через сито отбора, будут вынесены на референдум. Там же он высказался в том духе, что без пруссов и кусков янтаря в гербе никак не обойтись.
Учреждены были следующие премии: 1-е место - 2000 долларов, 2-е место - поощрительная премия - 1000 долларов и 3-е место - 500 д
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Гербы Кенигсберга и Калининграда Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Балтийский альманах #5
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |