Тел: +7 495 542-0692
|¤| Форум    |¤| Общий гербовник    |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

Легенда о барсе и наука о гербах (О гербе города Самарканда)

[ 09.11.2005 ] // Улько Г.И.

Легенда о барсе и наука о гербах

Символические знаки были известны на Востоке с незапамятных времен. С возникновением частной собственности появилась и необходимость личных знаков принадлежности, которые передавались по наследству вместе с собственностью и становились своеобразным "свидетельством о рождении" основателя рода.

Позднее восточная знаковая традиция объединилась с европейским опытом и вошла составной частью в науку геральдику. Современная геральдика стала общечеловеческим достоянием, а ее законы соблюдаются во всех странах мира, независимо от того, кому принадлежит герб государству, городу или отдельной личности. Но в любом случае первым и основным требованием геральдики является установление происхождения владельца герба. Не "звездный час", не какие-то другие события в истории владельца герба, а только его происхождение.

К сожалению, большинство древних городов мира не сохранило исторических данных о своих истоках, о первой "точке отсчета" в собственной истории. Поэтому геральдика дает право устанавливать владельца герба на основе народного творчества: легенд, мифов, сказаний. Главное, чтобы герб выражал дух "первородства" его владельца. Наглядным примером такого решения является герб древнего Рима. Его идейной основой стала народная легенда о "волчице"вскормившей двух братьев - Ромула и Рема, которые впоследствии основали город Рим.

Удивительно, но факт: несколько лет назад в Риме была предпринята попытка заменить старый герб на новый. Но эта инициатива с позором провалилась, т.к. в защиту своей "волчицы" выступили не только жители Рима, но и большинство итальянцев.

Объяснение Клавихо тамги Тимура полностью соответствует воззрениям античности, по которым обитаемый мир - Ойкумена ? состоял из трех соединенных между собой частей света: Европы, Азии, Африки, по периферии омываемых Внешним океаном. Идея овладения миром, что на практике пытался осуществить Александр Македонский и позже римляне, также претендовавшие на мировое господство, была символически отражена Амиром Темуром в грех кольцах.

Интересно, что в дореволюционном гербе г.Самарканда, описание которого приводится в сборнике "Гербы городов Российской Империи", можно увидеть те же три кольца Темура, помещенные в верхней части голубого щита, обрамленного Александровской лентой с гроздьями винограда и увенчанного зубчатой башенкой. В гербе Самаркандской области вместо башенки щит увенчан древней царской короной.

Современный герб Самарканда (автор - Улько Г.И.) утвержден в июле 1994 г. Основу герба составляет красный щит - символ защиты города. В центре изображен снежный барс с крыльями, по легенде благословивший постройку города. Внизу - золотистая волнообразная линия, символизирующая реку Зарафшан, "несущую золото". В верхней части герба - семиконечная бирюзовая звезда - почитаемый на Востоке знак совершенства, единства науки, искусства, архитектуры.

Город как человек, он с особой теплотой мысленно возвращается в свое детство. Закон "первородства" соблюдали все правители прошлого, в том числе и Амир Темур. И поэтому они никогда не допускали введения своих родовых знаков в гербы городов. Иначе каждый город имел бы столько гербов, сколько было у него правителей. Для самоутверждения правителя существовали более сильные и надежные средства, лучшим из которых являлось производство собственных монет. Изготовленные в металле, огромными тиражами эти монеты распространялись по всему миру, прославляя время правителя и его имя, в этом отношении не было правителей, равных Амиру Темуру. Его монеты, изготовленные из серебра высокой пробы, до сих пор представляют не только материальную ценность, но в еще большей степени ценность историческую и научную.

Кстати, царь Николай II тоже имел свой родовой символ фантастического "грифона". Но этот "грифон" всегда оставался в пределах личной собственности императора. В государственном гербе Российской империи его нет.

В наше время изготовление различных знаков приняло массовый характер: значки, эмблемы, медали, ордена и т.д. Но с гербом они не связаны не только из-за своей массовости, но и по причине их функциональных различий; герб должен быть уникальным во всем.

Возвращаясь к гербу Самарканда 1910 г., необходимо вспомнить, что среди главных требований геральдики есть правило, которое определяет герб, как символ защиты его владельца. Поэтому внешний вид герба должен соответствовать традиционной форме боевого щита в данном регионе. Если на Западе боевые щиты в основном были прямоугольные, то на Востоке боевой щит - всегда круг. Анализируя герб Самарканда 1910 г., мы видим, что он прямоугольник, с заостренным концом внизу. В центре этого герба, где должна быть главная геральдическая фигура, говорящая о "происхождении города" тамга Амира Темура три кольца. На языке геральдики это означает, что Самарканд европейский город, основанный Амиром Темуром...

Произойди этот геральдический казус при Амире Темуре, то подобная вольность дорого обошлась бы ее автору. Грозный правитель не только сам был законопослушен, но строго требовал тоге же от других.

Нарушения законов геральдики - прямого ответа нет. Не исключено, что это результат юбилейной горячки, с которой царское правительство готовилось в 1913 году отметить 300 летие дома Романовых. Именно тогда, в числе многих юбилейных мероприятий состоялось утверждение гербов городов Российской империи, в том числе и городов Самаркандской области: Самарканда, Джизака, Катта-Кургана и др. К сожалению, все эти гербы изготовлены стандартно и с одинаковыми нарушениями геральдики. Основное отличие одного герба от другого в том, что на месте главных фигур символов, говорящих о происхождении города - отраслевые знаки: табаководство, шелководство и т.д.

Таким образом, очевидно, что герб Самарканда 1910 г. далек от совершенства и предлагать его в качестве образца могут только малокомпетентные люди, слабо разбирающиеся в геральдике и не изучившие всесторонне предмета, о котором берутся судить.

Вернемся к истории создания современного герба Самарканда. Известно, что конкурс на лучший проект герба Самарканда длился более 25 лет. На первый взгляд этот гербовый марафон говорит о нашей слабости. Но время показало, что нас вдохновляла ответственность за порученное дело. И действительно, все участники конкурса, многочисленное жюри и руководство города за время конкурса проделали огромную совместную творческую работу в поиске наилучшего решения герба города. Одновременно это была и своеобразная школа для общественности города. В обсуждении проектов герба принимали участие ученые ВУЗов, работники музеев, археологи и др.

На конкурсе доминировали две гербовые идеи и обе были связаны с миром животных. Одна идея представляла "льва с солнцем", другая "барса с крыльями". И это не случайно. В качестве главных гербовых фигур геральдика широко использует представителей фауны. В геральдике они означают символы природы. Но их характеристики четко регламентированы законами геральдики. Так, лев означает силу и власть. И потому он должен изображаться с головой в профиль и открытой пастью, на лапах -выпущенные когти.

Барс символ храбрости и благородства. Он должен изображаться стоящим на трех ногах, четвертая - вытянута вперед. Голова с закрытой пастью повернута к зрителю, лапы без когтей. Но проект герба "лев и солнце" изначально был обречен на неудачу не только потому, что повторял аналогичное изображение с портала самаркандского Шер-Дора. Геральдика категорически запрещает использовать ту символику, которая принадлежит другим владельцам. В данном случае лев и солнце давно является главной фигурой в гербе Ирана. "Снежный барс" достиг финиша благодаря соблюдению законов геральдики. Принципиальный творческий поиск, при соблюдении правил игры рано или поздно должен был привести нас к "легенде о снежном барсе". Эта легенда говорит нам о многом: "...Когда на холмах Афрасиаба появились первые поселенцы и начали возводить для себя жилища, с Зерафшанских гор спустился снежный барс. Он обошел прекрасное поселение и благословил его жителей на строительство города будущего Самарканда. С тех пор самаркандцы называли себя "барсами". "...Их герб и знамена всегда украшались его изображением" "...Самаркандцы были горды, своенравны и не терпели лжи". "..В любой стране, где бывали самаркандцы, они отличались от других людей". "...Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир".

Легенда изящна по форме и глубоко народна. Благословление снежного барса на строительство города - образ единства человека и природы. В гербе Самарканда - это главная идея.

Легенда свободна от политических и религиозных взглядов. Она сохранила в чистоте свою нравственную сущность, которую передает нам по наследству, как гражданственность и патриотизм к своему городу. Легенда интересна еще тем, что в характеристиках древних самаркандцев легко узнаются самаркандцы сегодняшние.

Древняя легенда выдержала тысячелетнее испытание на прочность и поэтому является бесценным достоянием народа. Объявлять ее "непопулярной в народе" значит объявить ей смертный приговор. Историю полезнее изучать, а не переписывать ее заново в угоду конъюнктуре.

Изобразительное решение герба построено на единстве традиций искусства древнего Самарканда и современности. Герб состоит из круга - боевого щита красного цвета, в центре - главная гербовая фигура легендарного снежного барса с крыльями, в позе благословения. Как в древности, так и в современной геральдике, крылья означают вдохновение. Внизу герба золотая волнистая линия - река Зеравшан, на берегах которой вырос город Самарканд. Вверху герба семиконечная бирюзовая звезда древний восточный символ гармонии. Звезда и ее цвет означают гармонию самаркандских памятников архитектуры, у которых доминирующий цвет - бирюзовый.

Широкая линия вокруг герба не является гербовой фигурой. Она выделяет герб из окружающей среды подобно раме в картине. Но ее растительный орнамент глубоко содержателен. Орнамент свободно движется по кругу, ритмично фиксируя свое положение листьями: "низ -- верх", верх - низ", и т.д. На образном народном языке такая композиция означает смену поколений, где "низ" старшие, "верх" - младшие. Не случайно у всех народов мира этот бесконечный орнамент называется "вечное движение жизни". Поразительно просто и мудро.

15 июля 1994 года по рекомендации жюри конкурса сессия Самаркандского городского Совета народных депутатов единогласно утвердила новый герб Самарканда с легендарным снежным барсом.

Но как любой новорожденный, герб сразу же потребовал поддержки, защиты, т.к. вхождение его в реальную жизнь города связана с проблемами его массового изготовления. К сожалению, первыми начали "осваивать" герб не художники, а ремесленники. Они пользуются плохими фотопубликациями герба в местной печати, типографические возможности которых сильно ограничены. Таким образом, герб оказался беззащитен перед произволом случайных людей.

Автор герба глубоко переживал за судьбу "крылатого барса", и в одиночку пытался оказать ему практическую помощь.

Более года велась работа по переводу герба в различные материалы: текстиль, металл, бетон и т.д. Не нарушая геральдической основы, изображение герба приобрела более универсальную форму, способную без ущерба переходить в любой материал. Так, по заказу Сиабского хокимията шелкоткацкая фабрика удачно выполнила серию гербов на текстиле для праздничного оформления улиц города.

К международному теннисному турниру "Челленджер" Городской хокимият выпустил специальный альбом и плакаты, где в хорошем полиграфическом исполнении воспроизведен герб Самарканда. Можно привести и другие примеры использования герба города.

Но этого мало. Нужны серьезные меры на уровне руководства города по защите герба от искажений. Оформить правовую защиту герба Самарканда в юридических органах. Осуществить массовый выпуск плаката с гербом Самарканда в качественном полиграфическом издании. Хорошее изображение герба сразу же снимет главные причины искажения, и станет надежным гарантом в любой работе над гербом. Самаркандской организации Союза художников РУз освоить высокохудожественное изготовление гербов в различных материалах. Главным художникам города и районов усилить контроль за качеством декоративных установок с гербом Самарканда.

Завершая авторскую исповедь перед согражданами о гербе Самарканда, хочется "верить, что придет время, когда современные самаркандцы будут гордиться споим гербом города так же, как гордились наши древние сограждане, называя себя "барсами". Но для этого нужно помочь "барсу" сегодня, и тогда он будет помогать нам всегда. Улько Г.И. - заслуженный деятель искусств Узбекистана, автор герба города Самарканда.

Источники: Виртуальный Самарканд

[ Обсудить в форуме »» ]

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или на адрес support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!