О разграничении административной и территориальной символики
28.09.2002
/ Михаил Медведев
 Как проявить наибольшее уважение к старине, к традиции, корням? Разумеется, на этот вопрос можно по-разному отвечать. Можно воспринять те графемы, которые мы находим в справочнике; можно воспринять традицию как нечто цельное, и понимать, что перемены - это такая же необходимая часть российской геральдической традиции. Сохранение традиций в данном случае неизбежно подразумевает динамику.
Что касается субъектов Федерации, здесь необходим более индивидуальный подход. Ведь любой субъект Федерации, опираясь на исторические прецеденты, уже сейчас вставить себе некий коронный элемент, но тут необходима индивидуальная работа, необходимо исследование - что можно заимствовать из традиции, что можно сделать, ориентируясь на традицию, но при этом делая от нее деликатный шаг в сторону, чтобы не претендовать на что-то исторически не принадлежавшее…
Несколько иная ситуация с административными гербами, потому что они отчасти отображают статус обладателя, непосредственного использователя герба, а отчасти статус всей административной системы, в которую этот обладатель включен.
Надо помнить, что существуют два основных этажа территориальной геральдики: региональная и муниципальная. Мы стремимся скорейшим образом ввести общую систему для муниципальных гербов, поскольку они, ввиду своей множественности, наиболее остро нуждаются в статусных обозначениях.
Так или иначе, территориальные гербы обладают всеми свойствами личных гербов, которые относятся к местным сообществам и ознаменовывают их статус. И здесь мы ориентируемся на общегеральдические правила. Но есть и совершенно иной тип герба - герб административный. Собственно, это не вполне герб, если можно так сказать.
Административными гербами считаются оформленные в виде гербов символы административных подразделений субъектов Федерации. Это разнообразные административные символы ведомств и их подразделений, которые тоже иногда оформляются как гербы (и это вполне возможно и корректно).
В некоторых субъектах Федерации не отлажено согласование местного законодательства о самоуправлении и о территориальном делении с федеральным. И когда мы сталкивается с такими проблемами, мы, разумеется, исходим из четкого разграничения муниципального начала и административного.
Если в каком-то субъекте государственная власть (областная, краевая или республиканская) имеет свои подразделения в виде районов и одновременно существуют районы, иногда - с теми же границами, которые имеют свою структуру самоуправления - это значит, что должно быть и разное знаковое обозначение. Потому что на самом деле на территории каждого района существуют две разные системы власти - государственная и самоуправленческая (муниципальная), и у них разный объем ответственности, разный круг вопросов, который они должны решать. И если они что-то решают сообща, то потому, что они советуются, а не потому, что они едины. Следовательно, не избежать разного знакового оформления.
Однако, коль скоро сегодня административное и муниципальное разделилось, совершенно естественно - бережно воспользоваться геральдическим наследием, которое связано и с тем, и с другим - просто логически это разнеся.
Разумеется, сказанное - это всего лишь мысли. Ни в коем случае эти мысли не предлагаются как готовая рабочая модель.
(из доклада на федеральном совещании по вопросам территориальной,
административной и иной символики
Санкт-Петербург, Эрмитаж, 18 апреля 2001 г.)
Автор - М.Ю. МЕДВЕДЕВ, член Геральдического совета при Президенте РФ
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
О разграничении административной и территориальной символики Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Вестник геральдиста, N13, 2001.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |