Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Герб Вятский (отрывок из работы 'История Страны Вятской')

08.07.2007 / Евгений Харин

Посмотрим на герб Вятской губернии, а ранее – Вятской земли.

Герб Вятки
Рис.1 - Герб Вятки.

Его вид сложился постепенно и не без политических влияний. Главная деталь – натянутый лук со стрелой – трактуется как указание на языческое прошлое Вятского края. Рука, выглядывающая из облака, якобы придает всей картине вид Божественного провидения, а крест олицетворяет окончательную победу над язычеством.

Все бы хорошо и правдоподобно, но выясняется, что в ранних вариантах герба облако отсутствовало, а рука была одета в воинственную перчатку-доспех, вряд ли приличную для Божественного сана. Уж не говорю о таких мелочах как цвета: фон был красный, а стрела черная. Когда на гербе появился крест, – вообще не ясно. Кстати о самом кресте. Шары на концах его вызывают вопросы и поиски возможных объяснений. Автор хочет обратить внимание, что совершенно аналогичная форма креста как главного христианского символа встречается в Псковской земле, а также издревле существует в Ирландии. Подобное совпадение не так уж удивительно, если вспомнить о связях первоначального древнерусского христианства с миссионерами из этой страны.

Печать Ивана Грозного
Рис. 2 - Печать Ивана Грозного

Увеличенное изображение Вятского герба
Рис. 3 - Увеличенное изображение Вятского герба

Перед нами первое изображение Вятского герба на печати Ивана Грозного. Как уже говорилось, обычно его трактуют как натянутый лук со стрелой. Но даже беглый взгляд на этот оттиск вызывает немалые вопросы. Во-первых, форма «стрелы» очень необычна: корпус слишком толстый и напоминает бейсбольную биту, при этом полностью отсутствует непременная принадлежность любой стрелы, – заостренный железный наконечник. А вот хвостовая часть стрелы хорошо видна и имеет подобающую данному предмету небольшую толщину. Во-вторых, вызывает удивление неестественный для обычного лука изгиб: если отпустить тетиву, лук распрямится незначительно. Обычные деревянные луки в не боевом положении почти соприкасаются с тетивой. Обратим также внимание на шары, а скорее даже кольца на концах лука, предназначенные очевидно для крепления тетивы. Их можно выгнуть только в том случае, если сам лук выполнен из металла, но не из дерева. На изображении данной конструкции есть и другие интересные особенности.

Объяснить указанные нелепицы небрежностью гравера 16 века не представляется возможным: люди той поры разбирались в оружии не хуже нас. Кроме того, изображения гербов завоеванных Москвой территорий должны быть выполнены максимально точно и узнаваемо, так как от лица всех этих земель и царств (ранее самостоятельных) заключались договоры с соседними государствами. В частности, единственный сохранившийся оттиск этой печати хранится в Швеции.

У автора есть несколько неожиданное, но вполне естественное объяснение всем этим странным моментам. На Вятском гербе первоначально был изображен не примитивный деревянный лук, а высокотехнологичное оружие той поры – металлический арбалет! Об этом, прежде всего, свидетельствует характерный для некоторых видов арбалетов изгиб лука. «Стрела» же на деле является корпусом (цевьем) оружия. Настоящая стрела угадывается поверх корпуса: она небольшой длины, заостренная, арбалетного типа, с мощным наконечником.

В рамки данной гипотезы хорошо укладывается легенда о чудодейственных стрелах, существовавшая на Вятке вплоть до 20 века. Диковинный вид арбалетных стрел, рассказы об их боевых качествах, вызывали удивление далеких уже от войн потомков, переросшее со временем в почитание.

Таким образом, символом Вятской земли был взведённый арбалет – грозное предупреждение о мгновенном и точном ответном ударе. Относительно компактный арбалет мог быть весьма удобен для использования речными воинами-ушкуйниками в их дерзких и неожиданных налётах. По-видимому, на Вятке в то время существовало производство подобного оружия. Скорее всего, вятские самострелы были малогабаритны и просты по конструкции: на предварительно зажатую стрелу вручную натягивалась тетива, – привычные к гребле воины обладали достаточной для этого силой, а доспехи на руках снижали нагрузку на пальцы. Приклад, видимо, отсутствовал. Такие арбалеты с короткой рукоятью пистолетного типа встречаются в древних китайских рукописях.

Китайский арбалетчик
рис. 4 - Китайский арбалетчик

Впрочем, приклад у вятского самострела, возможно, все-таки был, но художники трансформировали его (намеренно или по недомыслию) в руку в доспехе, ставшую непременным атрибутом Вятского герба.

Арбалеты известны на Руси с 12 века, а в Китае – много раньше. Своего расцвета они достигли в 15–16 веках. В русской летописи описан случай применения арбалета в 1382 году: при осаде Московского кремля ханом Тохтамышем из этого оружия неким суконником Адамом (возможно немцем) был застрелен знатный татарин.

Указанный факт должен существенно дополнить наши представления по истории Вятки 14–15 веков. Арбалет – оружие средневековых рыцарей, профессиональных воинов. По всей вероятности, именно они составляли основную часть населения вольных городов-слобод. В летописном повествовании, как известно, бытуют пространные описания набожности новгородских (вятских) воинов. С некоторыми оговорками можно даже предположить существование в ту пору на нашей земле христианского рыцарского ордена. Во всяком случае, символы характерные для подобных консорций (оружие и крест) на Вятском гербе имеются. Европейское рыцарство появляется на основе дружин норманнов, воспринявших христианство близко к сердцу и ставших военизированным средневековым монашеством. В период становления западноевропейского суперэтноса рыцарские ордены сыграли важнейшую роль. Нечто подобное происходило и на Руси, а позже и на Вятке. Подобное явление подразумевает за собой особую трактовку христианской веры, упор на воинственность, неизбежно связанную с элементами язычества, взятыми от древних варягов-русов. Пантеон почитаемых святых включал главным образом воинственные личности: Михаил Архангел (главный святой крестившихся норманнов), Николай чудотворец Мирликийский (борец с ересью арианства), Илия Громовержец (эквивалент Перуна), Георгий Победоносец (победитель Змея), Киевские князья Борис и Глеб (убитые в язычестве и посмертно крещенные). В лице последних русские люди видели необходимое в современных им условиях существования сочетание древних верований и новых христианских идей.

Евгений Харин,
г. Слободской
http://skygrad.narod.ru



Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Герб Вятский (отрывок из работы 'История Страны Вятской')
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 5. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!