Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Белый лотос Калмыкии

1994 / В.Сапрыков

В "Калмыцком календаре" 1912 года, когда в России отмечалось 100-летие победы в Отечественной войне, приводятся описания знамен калмыцких полков, участвовавших в отражении наполеоновских войск. Сведения об этих знаменах дошли до нашего времени благодаря тому, что в свое время - в 1846 году - по требованию министерства по всей России проводилась кампания по сбору реликвий, относящихся к событиям 1812 года. В кочевьях волжских калмыков эту работу выполнил командир Второго калмыцкого полка Серберджаб Тюмень. Так называемый тюменевский текст и стал основным источником для последующих публикаций на эту тему.

Из описаний, приведенных С.Тюменем, следует, что оба астраханских калмыцких полка пользовались знаменами, которые относились еще к джунгарскому периоду. И для того, чтобы понять, каким образом эти знамена оказались в российских полках, необходимо вспомнить, как и каким образом племена калмыков оказались в Поволжье.

Предки нынешних калмыков - ойраты - издревле населяли западную часть Монголии, называемую Джунгарией. В начале XIII века, накануне образования монгольского государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке они доходили до реки Селенги, а на юге - до Алтая, подбираясь к верховьям Иртыша. Даже в могущественной империи Чингисхана ойраты составляли совершенно самостоятельные удельные княжества.

Время наивысшего расцвета ойратов приходится на середину XV века, когда хан Эсен, ставший ханом всей Монголии, предпринял поход в Китай, одержал блестящую победу над китайским императором и попытался установить в Китае новую династию. Вспыхнувшая междоусобица свела на нет завоевания ойратов. Более того, они потеряли даже то выгодное положение, которое имели до похода в Китай. И теперь их начали теснить со всех сторон другие государства. Причиной для бесконечных стычек были не только торговые караванные пути, но, в первую очередь, пастбища. Выходом для ойратов могла стать только откочевка на новые, никем не занятые места, а такие места в то время имелись в России.

Вот откуда появилось и слово "калмык", которое в переводе с тюркского означало "отделившийся". Сами волжские ойраты, оказавшиеся в пределах России, приняли это название лишь к концу XVIII века, когда завершился процесс консолидации.

14 февраля 1608 года официальные послы калмыков прибыли к царю Василию Ивановичу Шуйскому, который подтвердил не только устно, но и письменно, что прежний договор (шерть) о добровольном вхождении калмыцких племен в русское подданство остается в силе; им давалось разрешение кочевать в тех местах, о которых они испрашивали, и право вести свободный торг в сибирских городах.

Из-за обострившихся отношений с Турцией и Крымским ханством - через тридцать лет после официального признания калмыков своими подданными - правительство сочло необходимым поселить их на Волге. В обмен на позволение кочевать в этих местах калмыцкие ханы должны были охранять российские границы на южных рубежах и поставлять русскому правительству войска во время ведения войн.

Под Азовом, за Днепром и в Крыму калмыцкие отряды совместно с донскими, запорожскими казаками и русскими ратниками одержали ряд побед над крымско-турецкими войсками. За верную службу калмыцкие князья не раз получали высокие награды.

Укрепляя позиции хана Мончака, более других склонявшегося к сотрудничеству с Россией, ему вручили символы государственной власти - булаву и знамя. Из правителей отдельных народов России такие символы государственной власти имели только малороссийский гетман, стоявший во главе Войска Запорожского, и войсковой атаман Войска Донского.

Оттиск печати - геральдический знак Наинтанкиновского аймачного управления - конца прошлого и начала нынешнего столетия. Печать поставлена на документе в 1915году. В документе говорится о сдаче 500 десятин земли в арендное содержание зайсангом вышеказанного аймачного управления Менке Савитовым крестьянину села Федосеевки Черноярского уезда Порфирию Хорольцову. На печати - изображение Большой российской императорской короны, под ней - герб Астраханской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года; в какой-то степени этот герб повторял "Печать царства Остороханского" времени правления на Руси Ивана Грозного. Некоторое время астраханский гербе императорской короной на деловых бумагах административного управления Калмыкии встречался и после 1917 года. Затем появилась другая символика. Например, на печатях сельских Советов Автономии калмыцкого трудового народа она чаще была представлена рисунком с изображением снопа пшеничных колосьев, ручных граблей и косы.

Это было фактическое и юридическое оформление калмыцкого феодального государства в составе России. По оставшимся описаниям знамя представляло собой полотнище белого цвета. В середине его находился двуглавый орел, над орлом - месяц. Кроме того, на знамени было изображение человека с копьем, который "прободает змия". По краю знамени - кайма алого цвета с вышитыми по ней "венецкими (венецианскими) травами". Как видим, эта символика была чисто христианская, как и в знамени 1756 года, пожалованном русским правительством Ставропольскому калмыцкому войску. В ?описании? ставропольского знамени, приведенном в книге 1891 года "Историко-статический очерк Оренбургского казачьего войска...", говорится, что знамя это "белой материи, обложенное по краям серебряным позументом, с изображением в середине на одной стороне Георгия Победоносца, поражающего копьем змия, а на другой - святых апостолов Петра и Павла". Оправданием христианской символики в данном случае служит то, что ставропольские калмыки, проживавшие на Средней Волге, большей частью приняли православие. Герб их столицы - Ставрополя-на-Волге (ныне г.Тольятти) также нес в себе христианскую атрибутику.

Со временем ханская власть калмыков вынуждена была уступить целый ряд привилегий, которых добились прежние правители. Усилилась миссионерская деятельность православной церкви. В местах, некогда отданных калмыкам, стали возникать казачьи станицы, началось строительство военных укреплений по берегам Урала, Самары и Терека, пастбища калмыков стали сужаться. И часть крупных феодалов, недовольная создавшейся обстановкой, развернула подготовку к откочевке в Джунгарию. Замысел этот лелеяли в основном те, которые хотели занять более выгодное положение в междоусобной борьбе.

1771 год стал трагичным годом для исторической судьбы калмыков. Во время семимесячного изнурительного перехода от бескормицы пало много скота, начавшийся голод и болезни унесли жизнь многих людей, так и не понявших, ради чего предпринят поход. Из тридцати трех тысяч кибиток до китайских пределов дошли только двадцать тысяч. Китайское правительство не выполнило своих обещаний: калмыцкие улусы разделили на мелкие партии и расселили их по провинциям Цинской империи. Часть калмыков, поняв, как их обманули, двинулась обратно. А часть так и не смогла выбраться вплоть до XIX века. В пределах России осталось тринадцать тысяч калмыцких семейств в Поволжье, а также калмыки, служившие в казачьих войсках на Дону, Лике, в Оренбурге, Ставрополе, на Тереке.

Знак, стоящий слева, использовался в Калмыкии в первые годы Советской власти, задолго до того, как его стали использовать национал-социалисты Германии. Впервые официально утвержденный знак свастики появился в Германии в 1920-х годах на шлемах боевиков так назывоамой бригады Эрхарда - монархической военизированной организации, осуществившей капповский путч - контрреволюционный переворот 1920 года. В 1923 году свастика стала эмблемой нацистской партии и навсегда осталась в истории символом воинствующего антигуманизма.

Идеологи национал-социализма предполагали, что знак этот послужит объединяющим началом для всех арийцев. Но история сыграла с ними злую шутку, поскольку археологи обнаружили этот знак не только в Индии, на земле древних арийцев , но и на территории, которую населяли семитские племена (в Месопотамии, Палестине) и на древнееврейских саркофагах. В эпоху переселения финно-угорских племен (первое тысячелетие после Р.Х.) этот знак заимствовали и народы, жившие на севере Европы, в Скандинавии и на Балтике, где он становится одним из символов верховного скандинавского бога едина. В этом своем первоначальном значении свастика до сих пор сохранилась в государственной символике Финляндии.

Однако знак свастики все таки настолько скомпрометировал себя, что проекты нового государственного символа Калмыкии с элементом юндэн были отклонены. Главным элементом герба стал "улан зала" - кисточка на шапке - отличительный признак калмыков.

19 октября 1771 года царское правительство, как бы подводя итог этим событиям, издало указ о ликвидации Калмыцкого ханства и ввело новую систему управления волжскими калмыками - их делами после этого стала ведать особая экспедиция при астраханском губернаторе. Так калмыки лишились своей национальной государственности.

Лишь во второй половине когда в России стали утверждаться новые капиталистические отношения и правительство России готовилось к осуществлению в стране буржуазных реформ, встал вопрос о пересмотре системы управления Калмыкией и организации специального Управления калмыцким народом, которое просуществовало вплоть-де Февральской революции 1917 года.

Временное правительство приняло решение о введении земства для калмыков и выделении территории астраханских калмыков в самоуправляющуюся единицу, которой присвоили название "Калмыцкое степное земское управление".

Знамя, которое утвердили на первом съезде представителей волжских улусов, состоявшемся 26-го марта 1917 года в Астрахани, представляло собой полотнище из красного бархата с восходящим солнцем в центре и размещенными поверх него словами: "Свобода, равенство и право".

В нижней части знамени имелось изображение Будды, обрамленное серебряной бахромой. Автором рисунка этого знамени был архитектор Управления калмыцким народом В.Вальдовский-Варганик. Под его руководством осуществлялась реставрация главного сюмэ (храма) Хошеутского хурула. Он же возводил буддийский храм в урочище "Кацен-Булук" Маньгаского улуса. В 1919 году архитектор был убит. А где хранится знамя и сохранилось ли оно вообще - не известно.

На первых полосах национальных газет Калмыкии в первые годы Советской власти очень часто использовался тибетский знак "юндэн", который закрепился в основном под монгольским наименованием "хас тэмдэг"; во всем мире этот знак известен под санскритской номинацией ?свастика?.

Связанный с культом солнца, он выступал как солярный знак и символизировал идею плодородия, благополучия, счастья. В буддийской традиции юндэн стал олицетворением бесконечного (естественного, полнокровного) круговорота жизни, вечности бытия.

Попытки возродить эту древнюю символику и ввести знак юндэн в новый герб Калмыкии встретили сопротивление в самых разных кругах населения.

Новые государственные символы Калмыкия получила лишь в 1935 году вместе со статусом автономной республики, но этот статус был упразднен в конце 1943 года - из-за официального обвинения в пособничестве фашистам и переселения коренного населения в восточные районы страны.

Только после решений XX съезда это несправедливое обвинение было снято, и в феврале 1957 года была восстановлена Калмыцкая область (правда, в несколько измененном составе - два ее района остались в Астраханской области). Через год Калмыкия получила статус автономной республики. Но ее флаг и герб оформлялись по тому же принципу, что и у других автономных республик, и никаких национальных признаков не имели.

Специальные указы утвердили совершенно новые государственные символы - флаг и герб Калмыкии - после того, как в республике 12 апреля 1993 года было введено президентское правление.

Победителем объявленного конкурса стал художник Б.Эрдниев. Именно его проекты после доработки утвердили в качестве государственных символов.

В основу проекта герба, как пояснил в своем интервью художник, лег принцип построения буддийской иконографии (подробнее о буддизме см. "Наука и жизнь" #3, 1994 г.): центральную его часть занимает круг, основанием которого является лотос - центральная фигура Государственного флага - символ чистоты, ясности, просветленности.

В верхней части герба располагается "дорин тоолг" - четыре кольца - символ союза четырех ойратских племен. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света.

В центральной части герба находится "улан зала" - красная кисточка. В 1437 году ойратский предводитель Тогой-тайша подписал специальный указ об обязательном ношении ойратами на головных уборах улан зала как отличительного знака от других народов. В 1750 году правитель Дондок Дайши подтвердил прежний указ. И наконец, в 1822 году на Зелензинском собрании также было принято решение "всем на шапке иметь улан зала и всякому мужчине носить косу".

?Хадыг? - белый шелковый шарф, обычное подношение верующих в храме, располагается под красной кисточкой. Хадыг олицетворяет мирные взгляды, дружеское отношение ко всем народам.

Символика цвета в трактовке художника Б.Эрдниева также опирается на древние традиции: голубой - означает вечность, свободу и постоянство. Желтый - цвет вероисповедания и олицетворение того, что Калмыкия всегда была солнечной страной. Белый - символизирует мирные взгляды, дружеские отношения со всеми соседствующими народами.

Официальное постановление, принятое в июле 1993 года, гласит: "Государственный герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангч Шюльде представляет собой изображение "улан зала" и "хадыг" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен ойратов - четыре скрепленных между собой круга".

Этим же днем датируется и постановление об утверждении Государственного флага - Улан залата хальмг, рисунок которого художник Б.Эрдниев выполнил по заданию президента К.Илюмжинова. В описании флага говорится, что это "прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой крут с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков." Флаг прикрепляется к древку, увенчанному наконечником красного цвета в форме "языка пламени" с контурными очертаниями на нем древнего символа Дербей ойратов - четырех скрепленных между собой кругов, в основании которого "улан зала". Отношение ширины флага к его длине 1:2.



Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Белый лотос Калмыкии
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

Источники: Наука и жизнь 12/94: 18-22

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 5. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!