Тел: +7 495 542-0692
16+   |¤| Форум    |¤| Общий гербовник    |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

Cимвол плодородия

[ 19.03.2003 ] // В.Сапрыков

С октября 1990 года, когда третья сессия Верховного Совета Марийской ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, началась работа над созданием новой государственной символики. 3 сентября 1992 года Верховный Совет Республики Марий Эл утвердил изображение доработанных проектов Государственного флага Г.Н.Булыгина и А.А.Данилова. В окончательном варианте флаг стал трехполосным, более характерным, узнаваемым. Верхняя его полоса - лазоревого цвета, нижняя - алая. Средняя - белая полоса - заняла половину ширины всего флага, а лазоревая и алая - по одной четверти. Более четким стало изображение национального орнамента, помещенного на белой полосе. Этот элемент с древнейших времен связан с земледельческим культом, с идеей плодородия.

В Положении о гербе, удачное решение которого на заключительном этапе нашел художник И.В.Ефимов, говорится: "Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой изображение на геральдическом щите элемента марийского национального орнамента - древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись: "Марий Эл", где слово "Эл" означает страна, край, земля.

Исторические документы, к которым обратились ученые, приступая к работе над созданием новой государственной символики, указывали на то, что у марийцев имелись в прошлом свои знамена - таете. Но определить, какого цвета они были, оказалось невозможно, поэтому разработку флага и герба пришлось начинать заново. И прежде, чем принять окончательный вариант, были рассмотрены многие предложения.

Почетный член Этнографического общества Венгерской академии наук, кандидат филологических наук В.А.Акцорин и заслуженный деятель искусств Марийской ССР художник И.В.Ефимов считали, что традиционными фольклорными цветами можно считать коричневый (основной), желтый и белый, так как по мифологическим легендам марийцев жизнь на Земле возникла из коричневой глины, которую по повелению бога Кугу-юмо достал его младший брат в облике птицы, плавающей по первичному океану. У многих финно-угорских народов существуют мифы о том, что солнце появилось из желтизны мирового яйца, снесенного уткой, - небесной богиней Илматаюрт, и все планеты созданы из снесенных ею яиц. Фигурки священных водоплавающих птиц, уток, относящиеся ко 2-му тысячелетию до Р.X.-V-VI векам после Р.Х., экспонируются в краеведческом музее Перми. Желтый цвет - символ солнца. Белый, - как и у всех других финно-угорских народов, - олицетворяет жизнь, добро, справедливость, высокую нравственность. Финно-угры почитают белого бога, белую лебедь, а само название марийцев - ош-мари - означает "белый мариец".

По мнению В.А.Акцорина и И.В.Ефимова, коричнево-желто-белый флаг символизирует дружбу народов, гуманизм, уважительное отношение к природе и космосу, к жизни вообще.

Герб, как считали эти специалисты, должен состоять из шара - символа космического пространства и утки-демиурга, образ которой распространен среди всех финно-угорских и некоторых других народов Севера. В мифологии утка выступает спасительницей людей, племен, народов от всемирного потопа.

Герб города Царевококшайска. Герб утвержден в октябре 1781 года. В верхней части - герб города Казани. В нижней - серебряный лось "в голубом поле, в знакъ того, что таковых зверей въ ловле, обыватели сихъ местъ упражняются". В 1919 году Царевококшайск переименовали в Краснококшайск, в 1927 году - в Йошкар-Олу. С преобразованием 5 декабря 1936 года Марийской автономной области в Марийскую АССР в составе РСФСР город стал столицей автономной республики; ныне это столица Республики Марий Эл.

Проект флага, предложенный комиссией для обсуждения. Автор Г.Н.Булыгин. Трехцветное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя - голубого цвета, средняя - белого, нижняя - зеленая. Нижняя и верхняя полосы составляют 2/7 части ширины флага. Белая - З/7 части. На белой полосе, у древка - характерный элемент марийского национального орнамента красно-коричневого цвета.

Ученый-историк, член Российского геральдического общества Г.Н.Айплатов отмечал на страницах республиканской газеты, что вариант герба с изображением шара и небесной утки имеет право на существование, но предложил свой вариант, где попытался изобразить вместо утки птицу вообще. Ведь именно у финно-угорских народов птица символизирует тотемное существо, считающееся родоначальником племени и являющееся объектом поклонения. Тотем - символ племени, той или иной родственной общности людей, того или иного народа, группы народов. Он становится покровителем и подателем жизненных благ.

Г.Н.Айплатов считал, что в гербе, кроме того, должны присутствовать ветви лиственных и хвойных деревьев, символизирующие природные и этнические особенности республики. Именно леса - ее богатство, они занимают более половины территории марийской республики. На горном правобережье (где больше хвойных лесов) проживают горные марийцы, на лесном или луговом левобережье (преимущественно с лиственными лесами) - луговые. Таким образом, ветви лиственных и хвойных деревьев подчеркивали бы единство двух этнических групп марийцев, составляющих один народ.

В марте 1992 года признанные лучшими проекты герба и флага с краткими описаниями и разъяснениями опубликовали в республиканских газетах.

Один из проектов герба. Автор Г.Н.Булыгин. Лента, которая обрамляет хвойные ветви и пшеничные колосья, состоит из полос голубого, белого, зеленого цветов. В нижней части герба на ленте - фрагмент национального орнамента и надпись на марийском языке: "Марий Эл".

Вариант флага, представленный под девизом: "Мари калык - пуртусын айдеме". Полотнище с двумя горизонтальными полосами одинаковой ширины: верхней - белого и нижней - зеленого цветов. На белой полосе в левой части - фрагмент национального орнамента, символизирующий вечнозеленое хвойное дерево. Под орнаментом на зеленой полосе надпись: "Марий Эл. Марийская ССР".

В одном из проектов, который предложили Г.Н.Булыгин и В.Г.Казаков, государственный флаг должен состоять из горизонтально расположенных (сверху вниз) полос голубого, белого и зеленого цветов. Голубой цвет трактовался и как символ чистого неба над республикой, и как символ воды - еще один древний объект культового поклонения марийского народа. Белый цвет - символ чистоты помыслов марийского народа: белый цвет - это цвет и будничной, и праздничной одежды, а также цвет мира. Зеленый - память о тех священных культовых рощах, где проводились национальные обряды. К исламу он никакого отношения не имеет. После вхождения марийских земель в состав Русского государства в XVI веке горные марийцы приняли христианство, у восточных же марийцев, проживающих в Башкортостане и Свердловской области, и небольших групп луговых вплоть до XX века сохранялись языческие верования, особенно культ предков.

Среди проектов трехполосного флага конкурсная комиссия выделила вариант Г.Н.Булыгина, который ввел изображение марийского национального орнамента. (В народном искусстве марийцев очень распространены узорное ткачество и оригинальная вышивка, обычно красного цвета, богатого разного рода оттенками от алого до темно-бордового.) Именно этот вариант признали наиболее удачным и после соответствующих доработок вынесли на утверждение.

Проект герба Г.Н.Булыгина, опубликованный под девизом "953.04". На белом щите - птица-тотем. На ее груди еще один щит, окрашенный в цвета государственного флага. Над птицей - орнаментальный ряд из 14 ромбов, соответствующий количеству районов в республике. Крест в середине - знак календарного времени. Под изображением птицы автор поместил скрещенные стрелы и колосья: ведь марийцы издревле занимались земледелием и охотой.

Среди проектов гербов, представленных комиссией, особое внимание привлек тоже вариант Г.Н.Булыгина, поскольку он имел историческую преемственность. Изображение лося, который занял в проекте этого художника центральное место, есть на гербе (утвержденном в 1781 году) уездного города Царевококшайска, основанного в 1584 году по указанию царя Федора Ивановича, в 1708 году вошел в состав Казанской губернии. Вот почему в верхней части герба Царевококшайска изображен герб Казани - дракон в зубчатой короне, на птичьих лапах, с крыльями, со змеиным хвостом (подробно об этом см."Наука и жизнь" 10/94). В нижней части гербового щита изображен лось Но предпочтение в конечном итоге все-таки было отдано гербу с национальным орнаментом в центре.

Еще один проект герба, опубликованный под девизом: "Мари калык - пуртусын айдеме". В нижней части - белое национальное полотенце, концы которого состоят из полос голубого и коричневого цветов, олицетворяющих небо и почву. В центре - вечнозеленое хвойное дерево. Изображение выполнено с использованием элементов национального орнамента.

Наука и жизнь 3/95, 25-27

[ Обсудить в форуме »» ]

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или на адрес support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!