Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Максим Черников объяснил почему его герб - лучший, а геральдика - особая наука

20.08.2012

Авторское пояснение художника, геральдиста Максима Черникова к новому гербу Якутска:

- Было принято решение вернуть в употребление старинный герб Якутска, немного изменив его акценты. Мотивировка к изменению графической версии гербовника фон Винклера была неверной: мнение, что старый герб указывал на то, что Российская империя (в виде чёрного орла) держит в когтях Якутию (в виде красного мёртвого соболя) не выдерживает никакой критики. Во-первых, символ Российской империи – двуглавый чёрный орёл, а соболь никогда не являлся символом Якутии и её народа. Не символизирует эта композиция и взымания ясака в виде собольих шкурок. Чёрный одноглавый орёл мог быть пожалован в герб только в знак особой признательности народу Якутии. Соболь в те времена действительно много значил во внешней торговле и служил своего рода твёрдой валютой. И признательность Якутия, в числе других районов Сибири, заслужила тем, что обеспечивала государство этим «мягким золотом».

Сейчас доподлинно не известна «легенда» старинного герба, но гербовая композиция точно не символизирует ясачных поборов и прочих притеснений.

Таким образом, старинный герб не имеет никаких идеологических препятствий к восстановлению его в употреблении, а исторически обладает всеми правами и приоритетами.

Желание же изменить стилизацию рисунка герба справедливо вызвано несовершенной в графическом плане версией герба из известного гербовника фон Винклера. Время создания указанного гербовника характеризуется некоторым упадком геральдической графики.

К сожалению, в дальнейшем так и не было попыток дать гербу другое графическое воплощение и Якутск остался, хоть с геральдически грамотным и выразительным гербом, но графически очень неудачно воплощённым. Со временем, это изображение стало привычным, более того, стало считаться образцом геральдической графики, достойным подражания.

Добавила неразберихи и усугубила геральдическую безграмотность советская и постсоветская эпоха. В то время геральдика была в абсолютном упадке и то, что часто выдавали за гербы, на самом деле таковыми не являлось. О геральдической графике в тот период речи не идёт вообще. И хотя, к сожалению, тот псевдогеральдический стиль для многих стал привычным, он не становится от этого "правильной" геральдикой.

Перед геральдистами стояла задача не просто вернуть в употребление старинный герб, а заново возродить его, дав ему вторую жизнь и геральдически и графически безупречное воплощение.

Геральдика – особая наука, со своим языком и своей грамматикой, живущая по своим законам, для многих поначалу непривычными и непонятными. Но наука эта не закосневшая, а живая, современная и развивающаяся. И красивая и ясная для того, кто дал себе труд хоть немного ознакомиться с её несложными правилами.

Например, в классической геральдике принято чтобы фигуры герба заполняли всё поле щита, подстраиваясь по него и гармонируя друг с другом, не оставляя больших пустот. Кроме этого, обязательно должен соблюдаться определённый и своеобразный геральдический стиль рисунка. Рисунок фон Винклера страдает отсутствием и геральдической композиции (маленькие фигурки орла и соболя, и как следствие – огромные пустые поля щита), и геральдического стиля (рисунок выполнен в распространённой в то время манере, которая была равно далека и от анимализма и от геральдической графики). В результате получился не герб, а не слишком удачная картинка из жизни животных.

При графической переработке герба было сохранено соответствие блазону (геральдическому описанию герба) из гербовника и, по возможности соблюдено взаиморасположение фигур. В нынешней версии у нас так же летящий влево чёрный орёл, так же с поднятым левым и опущенным правым крыльями, так же держащий в лапах повёрнутого влево красного соболя. Изменены лишь смысловые и эмоциональные акценты: соболь изображён не безжизненно висящим в когтях орла второстепенным элементом герба, а живым, активным, полноправным участником композиции. Герб приобрёл яркую положительную эмоциональную окраску.

Что касается геральдической стилизации фигур они тоже целиком соответствуют принятым геральдическим традициям. Ранее был предложен другой стиль рисунка, более традиционный для геральдики и идущий от средневековья – времени расцвета геральдического искусства. Поскольку такой стиль оказался слишком непривычным для современного человека, герб выполнен в иной интерпретации. Данная стилизация герба выполнена в условно-натуралистической манере, но с сохранением геральдических характеристик персонажей.

Так в геральдике, кроме характерного графического стиля существуют и определённые психофизические признаки различных животных. Так, лев обладает благородством, храбростью и великодушием, но и свирепостью по отношению к врагам, орёл – могуществом и свободой, конь – быстротой, трудолюбием и верностью, вепрь – могучей силой и необузданностью и т. д. И изображать животных требуется либо в их наиболее характерных позах, либо в таких, где они наиболее ярко демонстрируют эти свои признаки. Например льва изображают атакующим, так как в этом состоянии наиболее проявляются его сила, храбрость и свирепость – поднятым на задние лапы, с выпущенными когтями и оскаленной пастью. Орла – обязательно с раскрытыми крыльями, летящим. Лошадь – всегда в движении, преимущественно бегущей, но никогда – стоящей. Кроме этого животных принято изображать мускулистыми, поджарыми и энергичными. Аллегорически их энергичность и активность показывалась оскалом и высунутым языком. Хищники обязательно должны демонстрировать клыки, а для мирных лошадей и быков достаточного было высунутого языка.

И напротив – отсутствие языка зачастую обозначало либо пониженный статус обладателя герба, либо какую-либо провинность перед сюзереном, либо подчёркнутую подчинённость, отсутствие своего голоса, воли. Лишение гербового животного языка служило суровым наказанием. Существует исторический факт, когда рыцаря, оскорбившего свою мать, обязали убрать у его гербового льва язык!

Правда впоследствии, с течением времени об этой детали стали часто забывать и на более поздних гербах язык демонстрируют не все твари. Но и доныне, когда требуется подчеркнуть активность и волю, животные изображаются с далеко высунутыми языками.

В нашем гербе орёл и соболь изображены активными и равноправными участниками композиции, дружественными друг к другу. Ранее высказывалось пожелание сделать соболя более «привычным», свернувшимся в мягкий клубок. Но не будем забывать, что соболёк, в первую очередь, активный и бесстрашный маленький хищник, а не только ценная пушнина.

Последний вопрос, касающийся гербового щита – о форме щита.

Герб из гербовника фон Винклера изображён в щите, так называемой "французской" формы. Такая форма была популярна в России, как и всё французское в своё время. Кроме того, эта конфигурация (максимально приближенная к прямоугольнику) была очень удобной для гербов реформы фон Винклера, когда щит делился по горизонтали на две части, в верхней из которых изображался герб губернии или области, а в нижней – самого города. Но такой способ изображения подчёркивал подчинённость города и со временем от него отказались. А форма щита осталась и снова стала «привычной». Впоследствии прямоугольная форма щита без изменений и поисков причин была перенесена на советскую псевогеральдику, как единственно возможная и самая привычная. Но привычное – не значит лучшее! В международной геральдике такая форма особой популярностью не пользуется и встречается довольно редко даже в самой Франции.

Но самое главное – это то, что в геральдике форма щита никакого значения не имеет! Она даже не описывается в блазоне. Выражаясь негеральдически, форма щита – лишь условная рамка, в которую заключена гербовая композиция. Рамка безусловно важна для лучшей подачи картины, но роль она играет третьестепенную. Поэтому позже я предложу и другие формы щита, поскольку герб может и должен изображаться по-разному, в разных стилях. Например, мне кажется не лишённой смысла идея сделать одну из сокращённых версий герба в щите круглой формы. Такая форма щита традиционна для Азии, щитами такой формы пользовались в бою якутские воины.

Теперь обратимся к дополнительным элементам герба Якутска. Дополнительные элементы, как было сказано выше – не предмет декора и не украшения, которые можно выбирать произвольно, а указатели определённого (высокого) статуса владельца герба.

Прежде всего, как муниципальное образование, городской округ, Якутск имеет право на золотую башенную корону с пятью зубцами. Корона в гербе не символизирует власть и тем более самодержавие, как до сих пор считают многие, а лишь указывает на определённый статус владельца. Золотая башенная корона о пяти зубцах говорит как раз о том, что её владелец – городской округ. А дополнение короны золотым лавровым венком, говорит о том, что её владелец – городской округ, центр субъекта Российской Федерации.

По желанию лавровый венок может быть заменён национальным орнаментом, и Якутску, столице республики известной своими замечательными самобытными орнаментами, грех не воспользоваться такой возможностью.

Кроме того, поскольку Якутск считается (и является) преемником стойбищ и владений старинных якутских князей, он имеет право на особо почётный атрибут – второй венец из самоцветов. Это право предоставлено лишь немногим городам Российской Федерации.

Благодаря второму венцу корона стала немного выше обычной. И город имеет полное право использовать в короне оба эти элемента и не стесняться своего высокого статуса.

То есть, оба эти венца – не бессмысленное нагромождение декора, а указание на высокое положение Якутска среди других российских городов, на его историю и преемственность славы.

Что касается размеров короны в данном рисунке герба, то он обусловлен именно этими двумя венцами. Кроме того, короны не принято изображать маленькими придатками щита. Корона – указатель статуса и предмет гордости. Меньше корону сделать можно, но не в данном конкретном рисунке, где всё скомпоновано и согласовано друг с другом. Изменение размеров короны в этом рисунке повлечёт за собой перерисовку всех остальных элементов: сэргэ, коней, подножия.

Корону можно при желании сделать меньше в других графических версиях герба, но я не вижу смысла и причин делать этого. Повторю – Якутску не нужно стесняться своего статуса и стараться скромно сделать корону как можно менее заметной.

Кроме того, всегда существует возможность, а в некоторых случаях – и необходимость использовать герб без дополнительных атрибутов, в том числе и без короны.

Ещё один момент, относительно венцов короны. В орнаментальный венец внедрены стилизованные алмазы, как на гербе Республики Саха (Якутия). Поднимался вопрос, можно ли алмазы нарисовать натуральными. В данном конкретном случае – нет, потому что речь идёт именно о стилизованных изображениях алмазов, а не о натуральных камнях; о заимствованных элементах герба, а не о настоящих минералах. Но никто не помешает выполнить венец из настоящих самоцветов, а в орнамент вставить настоящие алмазы, когда герб будет изготавливаться для подарков или наград. Настольная или настенная плакета с подробным ювелирным изображенем герба города, выполненная из драгоценных металлов и настоящих камней – достойный подарок выдающимся гражданам города, высоким гостям и зримое признание их высоких заслуг.

Кроме якутского орнамента, герб имеет ещё один яркий национальный признак – знаменитые сэргэ, якутские коновязи, расположенные по бокам щита.

Сэргэ – уникальное культурное явление у якутского и бурятского народов, неразрывно связанных с культом лошади. Это ритуальная коновязь. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя было разрушать сэргэ – оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ – символ дерева жизни, мирового древа, объединяющего три мира.

Сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ – для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов устанавливались сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень). Самый известный из таких камней – Алтан-Сэргэ – «золотая коновязь», расположенный в Гусиноозёрском дацане.

В сентябре 2007 года в московском музее-заповеднике «Коломенское» был установлен знак в виде сэргэ в честь 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства.

Канона внешнего вида коновязи-сэргэ не существует. Сэргэ мог служить и простой столб. Сакральный смысл сэргэ заключался не в определённой традиции его изготовления, а в самом предмете, который мог иметь любую, в общем-то, форму, не нарушающей его функциональности. К функциональным особенностям коновязи относились сужения на столбе, препятствующие соскальзыванию верёвки. Поздние традиции развили эту особенность: сужений стали делать больше – до семи. Наиболее распространённым было число три. Делали либо три сужения, либо три звена, ограниченных этими сужениями (в этом случае канавок-сужений становилось четыре, а общее число – опять семь) число три соответствовало трём мирам якутской мифологии. Верхняя канавка предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя – для лошадей подземного мира. В нашем гербе именно этот, наиболее распространённый вариант.

Навершие сэргэ часто украшали либо лошадиной головой, либо стилизованным изображением мирового древа, либо изображением чорона. В нашем случае сэргэ украшены изображениями чоронов – традиционных якутских сосудов для питья и хранения кумыса, ставших символами гостеприимства и богатства якутского народа. Чороны также украшены национальным орнаментом.

Щит и сэргэ поддерживают щитодержатели – якутские кони. Не нужно объяснять что значит в истории якутского народа конь и почему именно он выбран в качестве щитодержателя герба Якутска. Его значение в освоении якутских земель трудно переоценить. Эта символика тоже ясна и понятна.

Серебряные якутские кони стоят на подножии в виде зелёной травы, омываемой лазоревой водой. Это символизирует заливные луга Лены и указывает на топографические особенности расположения Якутска.

В качестве девиза взята фраза из замечательного якутского эпоса Олонхо «Нюнгун Боотур Стремительный». В самом эпосе Якутия неоднократно очень поэтично называется «Осьмикрайней землёй», «восьмикрайней о семи ободах». А место торжества добрых сил, после их победы, куда все собрались на праздник – «Средоточием восьмикрайней земли».

Это определение и взято девизом герба Якутска. Такой выбор указывает на бережное отношение к своей истории и культуре, оптимизм, волю к победе добра.

Главные гербовые фигуры – орёл и соболь. Орёл в геральдике символизирует власть, господство, великодушие, прозорливость. Соболь указывает на природные богатства якутской земли. Конь – одно из самых богатых на символику существ в геральдике и совмещает в себе свойства нескольких животных. Он символизирует храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость, трудолюбие, верность, стойкость.

О символике цвета у гербовых фигур герба Якутска:
чёрный в геральдике обозначает скромность, образованность, стойкость в испытаниях, в некоторых геральдических традициях – патриотизм;
червлень (красный) – храбрость, мужество, неустрашимость, силу, власть, любовь;
серебро – благородство, чистоту помыслов, мир, духовность;
золото обозначает богатство, силу, верность, справедливость, великодушие, постоянство;
зелёный – плодородие, изобилие, свободу;
голубой – величие, красоту, ясность, надежду; Таким образом герб Якутска насыщен положительной символикой, одновременно являя собой образец высокой классической геральдики.
Во время работы над гербом автор постоянно консультировался с ведущими специалистами в области геральдики, с членами Геральдического совета при Президенте Российской Федерации.
Работа художника также удостоилась у специалистов самых высоких отзывов.
Якутск по праву получает один из самых красивых в России гербов, грамотно составленный и геральдически безупречный.
Как говорилось выше, герб может изображаться в самых разных стилях и «комлектации», сообразуясь с конкретными нуждами. Данная версия герба предназначена для торжественной репрезентации города и при воспроизведении будет уместна на больших форматах: плакатах, баннерах и т.д.
Для малых форматов – для бланочной продукции, визитных карточек, приглашений, открыток и т. д. понадобится другая, упрощённая стилизация герба. В подобных случаях, а так же при размещении герба на печатях и муниципальной собственности целесообразно будет использовать герб в его сокращённой версии – в виде гербового щита с короной и девизом или даже только в виде щита.
Для тиснения должна быть разработана своя версия, учитывающая особенности этого вида тиражирования.
В особых случаях будет уместно и красиво изобразить герб с одним щитодержателем-конём. Для этого потребуется своя стилизация и компоновка герба.
Крайне желательно во всех случаях перерисовки герба обращаться к специалистам, либо подробно консультироваться с ними, чтобы избежать возможных ошибок.
Крайне важно, чтобы герб во всех своих стилизациях и вариантах точно соответствовал геральдическому описанию. В противном случае, герб будет искажённым, неправильным.
Повторяя сказанное в методических рекомендациях: нельзя низводить живой и графически изменчивый герб до статуса логотипа.
Очень важно, чтобы герб жил, чтобы он не каменел в одной раз и навсегда созданной форме.

Для герба Якутска возможны следующие варианты его воспроизведения:
а) в его полной версии – с короной, щитодержателями и девизом.
б) с короной и девизом;
в) с девизом без короны;
г) с короной без девиза;
д) только в виде гербового щита.

Следует помнить, что щитодержатели неразделимо связаны с сэргэ и подножием, которое включает в себя траву и воду. Поэтому недопустимо воспроизводить герб, например со щитодержателями, но без подножия, или только с сэргэ по бокам щита, или только герб, стоящий на подножии.

Поскольку вода в подножии показана не в виде фигур-волн, а обозначена лазурью и ограничивается девизной лентой, недопустимо использовать полную версию герба без девиза.

Геральдическое описание (блазон) герба Якутска:

«В серебряном поле - черный орел, летящий влево, имеющий одно крыло опущенное, а другое воздетое, и поддерживающий лапами обращенно сидящего, с опущенным хвостом, червленого соболя.
Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, дополненной двумя обручами того же металла: верхний - с самоцветами, нижний - с рельефным якутским орнаментом.
Щитодержатели - два серебряных с червлеными языками якутских коня, поддерживающих по сторонам от щита червленые сэргэ, увенчанные чоронами того же цвета; всё - на подножии в виде зеленой травы, ниже которой видна лазоревая вода.
Девиз "Средоточие восьмикрайней земли" начертан черными литерами на серебряной ленте.
»



Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Максим Черников объяснил почему его герб - лучший, а геральдика - особая наука
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

Источники: Новостной сайт ykt.ru

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 4. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!