Национальные символы Литвы
24.09.2012
/ Виргиниюс Мисюнас
Двойной крест
В лазурном поле золотой крест с двумя равными перекладинами.
В геральдике эта фигура обычно называется Ягеллонским крестом или литовским крестом.
Но и в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в "Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках" (#I-130) он назван просто двойным крестом.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, двойной крест является историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.
Двойной крест с более длинной нижней перекладиной (патриарший, лотарингский, св. Степана) - герб великого князя литовского Йогайлы (Ягайлы), позже - его потомков - королевской династии Ягеллонов.
Происхождение символа достоверно не установлено. Отец Йогайлы, великий князь литовский Альгирдас (Ольгерд) наверняка не использовал такой знак. В геральдике Йогайлы он появляется сразу после крещения в 1386 году. Возможно, он перенят из геральдики Венгрии, в которой имел схожую символику крещения. Тем более, что мать его жены, польской принцессы Ядвиги, была королевой Венгрии.
В легендарной традиции ВКЛ имеется легенда о двойном кресте. Когда после гибели короля Миндаугаса и последовавшей смуты вновь воцарился порядок, великий князь литовский Швянтарагис на фундаменте разрушенного кафедрального собора стал отстраивать святилище старой веры. Он попросил знакомую жрицу (жившую, по одной версии, в Нямунайтисе, по другой - в низовье Немана недалеко от священного холма Рамбинас) о пророчестве насчет будущего храма. В ответ жрица прислала 122 (по другой версии, 101) кирпича с разными знаками. Каждый знак символизировал главное событие одного года. На последнем кирпиче стоял двойной крест. По словам жрицы, в тот год вера будет изменена, а святилище - разрушено.
Примечание: археологи установили, что Вильнюсский архикафедральный собор действительно стоит поверх языческого святилища, которое построено на фундаменте разрушенного собора XIII века, а тот - поверх более древнего языческого святилища, действовавшего по меньшей мере с VII века. Считается доказанным, что первый собор - главный храм короля Миндаугаса. Неожиданно, многие детали позднего святилища совпали с описанными Теодором Нарбутом, что послужило для частичной реабилитации его как историка и создало еще одну загадку о потерянном источнике.
Уже в начале XV века заметно укорачивание нижней перекладины креста, по сравнении с "классическим" лотарингским крестом. С тех пор известны и цвета - в лазурном поле золото.
В XVI веке ягеллонский крест изображается с несомненно равными перекладинами - формирование самобытного символа завершается.
В конце XVI века появляется другой цветовой вариант - в червленом поле золото. Но он не становится ведущим.
Со смертью последнего Ягеллона по мужской линии (примечание: по женским линиям их потомками сейчас являютя практически все королевские дома Европы), короля Сигизмунда Августа, династический герб не исчезает, а наоборот - используется как один из символов самого государства. В печатях ВКЛ он сохраняется вплоть до 1795 года, используется повстанцами 1794, 1831, 1863, 1905 годов. Со временем название "Ягеллонский крест" уходит на второй план, появляется новое - крест Погони или (с укреплением литовского названия Погони) крест Витиса.
В междувоенной Литве крест Витиса (примечание: "Ягеллонским" его не называли из за антипольских настроений, под которые попал и "предатель" Йогайла - на самом деле один из наилучших великих князей литовских) использовался очень широко - в государственных наградах, геральдике полиции, авиации, военного ополчения, общественных организаций и т.д.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду со Столбами Гедиминовичей) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.
В современной Литовской Республике крест Витиса вернулся на восстановленные государственные награды, стал главным геральдическим элементом полиции и структур охраны правопорядка. Используется и в военной геральдике.
Источники:
1. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
2. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
3. P. Vingis. Vilniaus padavimai. – Kaunas: Aitra, 1931.
Столбы Гедиминовичей
В червленом поле золотые Столбы.
Также известен под латинской формой имени - Колюмны.
И в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в "Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках" (#I-130) он назван Столбами Гедиминовичей.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, Столбы Гедиминовичей являются историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.
Вероятно, символ возник как имущественный знак тракайского князя Кястутиса (Кейстута). Наверняка утверждать пока нельзя, так как датировка самых ранних тракайских монет со Столбами - спорна.
Насчет того, что изображают Столбы, существует много гипотез. Наиболее вероятными кажутся ворота с башнями (при наличии воображения можно усмотреть силуэт Тракайского замка) или столбы у входа в святилище (в таком случае символ связан и с архетипичным образом повозки девицы Сауле (Солнца), которую тянут кони-близнецы Ашвеняй).
Столбы похожи на некоторые другие литовские линейные гербы, возникшие в XIV веке. К моменту столкновения с европейской геральдикой, литовская знать уже хорошо понимала связь между знаком и человеком, а также понятие знатности рода. Так что понятия личного и родового герба, равно как и основные правила геральдики были очень быстро приняты обществом, уже созревшим для них. В первую очередь в гербы превратились личные и семейные знаки имущества, не переставая играть и прежнюю роль. В XV веке произошел настоящий обвал самобытных литовских линейных гербов вплоть до мельчайших шляхетских семей (примечание: к сожалению, почти все эти гербы исчезли в XVII-XVIII веках под унифицирующим воздействием польской геральдики). Естественно, что в среде князей и вельмож эти процессы произошли раньше, и в первую очередь у правящей верхушки - Гедиминовичей.
В ранних версиях Столбов наблюдаются различия: иногда в нижней черте виден пробел, иногда отсутствует верхний столбик.
Несомненно, Столбы использовал Витаутас (Витовт). В 1397 году они - уже несомненный его личный герб. Позже Столбы использовали и другие Кейстутовичи, т.е. они стали гербом ветви династии.
С начала XV века известны цвета герба - в червленом поле золото.
После пресечения мужской линии Кейстутовичей символ не исчез, а в ВКЛ использовался другой ветвью Гедиминовичей - Ягеллонами. Чтобы понять это, следует помнить, что для Польши и Литвы понятие правящей династии различалось. Если для поляков это были Ягеллоны, то для литовцев - Гедиминовичи (вспомнить хотя бы Олелковичей, которые весь XV век считались претендентами на великокняжеский престол). Так что великие князья из рода Ягеллонов использовали Столбы уже как герб всей династии Гедиминовичей, подчеркивая и преемственность власти, и свою гегемонию внутри династии.
По сравнению с ягеллонским двойным крестом, Столбы в ВКЛ использовались гораздо шире: на монетах и на государственных печатях, в древнейших гербовых печатях городов и монастырей, на церковной утвари и в графике книг. Столбы смело можно назвать вторым гербом ВКЛ.
В начале XVI века до того безымянный символ (еще в конце XV века Ян Длугош не мог его назвать) получил имя Столбы (на латыни - Колюмны) и был включен в цикл легенд о династии Палемонидов, ему были придуманы древнеримские корни.
В конце XVI века появился другой цветовой вариант герба - в червленом поле серебро.
В первой половине XIX века историк Теодор Нарбут назвал его Столбы Гедимина, так как тогдашняя историческая наука считала, что этот герб первым стал использовать великий князь литовский Гедиминас (Кгедимин, Гедимин). Это название остается популярным в народе по сей день.
В междувоенной Литве это был, наверное, самый популярный геральдический знак, превосходивший в широте использования даже Погоню: армейская, полицейская, ведомственная, общественная геральдика. Наиболее популярные названия - Столбовые врата и Столбы Гедимина.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду с двойным крестом) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.
В 1988 году стал эмблемой движения Саюдис, т.е. опять словно вторым гербом Литвы.
В современной Литовской Республике называется более нейтральным, принятом в исторической литературе термином Столбы Гедиминовичей. Символ вернулся на государственные награды, опять стал главным элементом военной и ведомственной геральдики, используется некоторыми общественными организациями (например, национальным олимпийским комитетом).
Столбы Гедиминовичей включены в проект большого герба Литвы.
Источники:
1. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
2. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Национальные символы Литвы Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Виргиниюс Мисюнас
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |