Рижский герб (к 800-летию Риги) [окончание]
/ В.Е.Пастор
предыдущая часть статьи
Эмблема немецких епископств, представлявшая два перекрещенных ключа, недвусмысленно указывает на связь этих епархий со "святейшим престолом" (точнее, на подчинённость их папе), независимо от того как расположены эти ключи - в виде обычного андреевского креста, т.е. кольцами вниз (например, эмблемы иерархов Бремена, Берхтольсгадена [90]) или в виде перекрещенных ключей, один из которых расположен вертикально, а другой - горизонтально (но в принципе, также в виде андреевского креста), как в эмблеме епископства Бранденбургского [91]. Недаром, кстати, архиепископство Бременское являлось оплотом католической церкви (т.е. папства) в Германии. Отметим заодно, что в гербах, появившихся позже на базе перечисленных эмблем, ключи имеют белый цвет, а поле - красный. Такое же сочетание цветов наблюдается и в гербах городов, бывших центрами духовных княжеств - Бремена, Вормса (в гербах обоих городов - по одному ключу), Регенсбурга (два ключа) [92].
Но имеется ли связь между описанными выше эмблемами духовных владений и ключами, представленными во второй рижской печати (кроме чисто внешнего сходства)? Для того, чтобы увидеть эту связь, следует, по моему мнению, внимательно присмотреться к постепенно меняющейся политической ситуации в этом регионе. В постоянной борьбе между рижской епархией и местным орденом папы, стремясь не допустить появления сильной власти в этом крае, всегда поддерживали более слабую сторону: сначала меченосцев против епископа, затем архиепископов против тевтонцев. Последние не боялись противостоять самому римскому первосвященнику: захватив что-либо или получив по договору Орден не собирался отказываться от своих приобретений, невзирая на многочисленные буллы, оповещавшие об отлучении его от церкви (наказание, которым папы явно злоупотребляли).
Появление в этих условиях папской эмблемы на территории орденских владений кажется невероятным. Но времена менялись.... Магистров не страшил гнев понтификов: они располагали внушительной силой, чтобы противостоять военному натиску, и достаточными средствами, чтобы задобрить папу и членов курии. На территории Пруссии и Восточной Прибалтики было создано мощное орденское государство, с которым не могли не считаться как светские, так и духовные правители. Именно мощью этого государства и объясняется, видимо, то обстоятельство, что хотя папы, поддерживая рижских архиепископов, и направляли свой гнев против Ордена (неоднократно отлучали его от церкви, благосклонно выслушивали жалобы на притеснения христиан со стороны Ордена и даже делали вид, что не против суда над Орденом), но вместе с тем реальные шаги в этом направлении не предпринимались. Рыцари не боялись папских угроз. Влияние тевтонцев в Ливонии росло, а по мере укрепления их положения менялось отношение Ордена к папе. У рыцарей уже не было причин ссориться с понтификом: местные епископы практически зависели от них, Рига стала орденским городом, архиепископ не изъявлял желания показываться в своей епархии. Напротив, захватив лидерство в регионе фактически, тевтонцы должны были теперь беспокоиться о легитимности своего положения, стремиться узаконить его юридически.
В этих условиях "мирные отношения" с папой стали быстро налаживаться. Вполне возможно, что одной из сторон такого процесса и явилось появление перекрещенных ключей в составе рижской печати. Кстати, одновременно стала другой и прорисовка их бородок - в них явно различим равноконечный прямоугольный крест. Изменив положение ключей, советгорода и Орден сделали важный политический шаг: появление символа папской власти в качестве одного из элементов печати ливонской столицы наглядно демонстрировало лояльность Ливонии "святейшему престолу", явилось своего рода "жестом доброй воли" Ордена по отношению к папе. Причём, сделано это было с сохранением достоинства - в результате "всего лишь" изменения положения ключей [93].
Те, кому мои доводы не покажутся убедительными, пусть зададутся резонным вопросом: а в чём, собственно, заключалась причина появления новой печати? В течение длительного времени (по крайней мере, с 1225 по 1298 г.) городской совет использовал имеющуюся у него печать. Если к 1347-1349 гг. принципиальных изменений в существовании рата не произошло, то чем была обусловлена необходимость появления новой её редакции? Но в том-то и дело, что такие изменения произошли - городской совет (т.е. город в целом) стал зависеть от Ордена. А появление у города нового хозяина (в 1330 г.), должно было привести и к использованию новой печати. Вряд ли тевтонские рыцари могли оставить без изменения печать рата того города, который был союзником их врагов (литовцев), и который они (рыцари) "взяли штурмом"; вероятно, бюргеры и сами это понимали. В то же самое время горожане не являлись для Ордена теми врагами, захватив которых можно было бы перечеркнуть их историю: ведь это были те же немцы, с которыми рыцарей связывало нечто большее, чем язык, а именно, идея колонизации. Видимо, такие или подобные причины побудили горожан и рыцарей (в условиях победы последних) найти компромисс в поисках эмблемы города, который и раньше, и теперь, и позже был административным центром колонизируемого края. Вполне возможно, что именно по этой причине за основу изображения новой печати была взята первая печать, но с некоторыми изменениями. Лев в воротах, безусловно, символизировал неприступность города, но теперь уже орденского города. Ключи, бывшие символом апостола Петра, остались, но теперь располагались таким образом, что заявляли о своей благонадёжности папе римскому не только от имени горожан, но и от имени рыцарей. А вот крест, если и изменился, то только стилистически - укоротился на длину древка и из процессионного стал простым "лапчатым" крестом [94]. Об изменении во взаимоотношениях города и Ордена говорит, в частности, и такой факт. Вскоре после появления новой печати - на съезде представителей Ордена и ливонского духовенства (от архиепископа и некоторых епископов) в Данциге (Гданьске) в 1366 г. Великий магистр Винрих ф.Книпроде согласился освободить Ригу от присяги на верность ему в обмен на юридическую независимость Ордена от архиепископа [95]. Заключённый договор не был утверждён курией и поэтому не мог вступить в силу. Однако эта ситуация продемонстрировала, что Орден был уже настолько уверен в "верности" ему со стороны горожан, что не боялся отменить формальную присягу города.
Как долго была в употреблении вторая рижская печать? Высказывалось, в частности, мнение, что "эта гербовая печать использовалась до XVII в." [96] К.Меттиг опровергал это предположение, т.к. документальных подтверждений ему не обнаружено [83], и в свою очередь считал, что "эта форма прослеживается ... до середины XVI в." (там же), однако тут же переходил к гербовым настенным изображениям этого столетия.
Такой "переход" - от печати 1349 г. непосредственно к гербу XVI века характерен для многих исследователей - А.ф.Радена, Г.ф.Бруйнинга и др. Схема рассуждений этих историков примерно одна и та же: рисунок печати 1349 г. практически воспроизводится на гербовых изображениях (т.е. на изображениях в гербовых щитах), представленных на зданиях и в помещениях и датированных 1521, 1535 и 1554 годами; следовательно, делают они вывод (одни непосредственно, другие - молчаливо подразумевая), всё это время вторая печать была в употреблении и была достаточно хорошо известна (иначе, она не стала бы городским гербом). Но в таком случае резонно задать вопрос, к какому ещё документу второй половины XIV или, например, XV века она была приложена? Или в более общем виде, - в каком документе орденского периода до середины XVI века (кроме грамоты 1349 г.) была использована эта печать? Как это ни удивительно, ответов на подобные вопросы пока нет; более того, мне не удалось найти в литературе даже постановки таких вопросов (вероятно, вследствие приведённой выше схемы рассуждения). Даже в докладе Рижской городской Думе от 1910 г. "О восстановлении старого герба городу Риге", в котором приводятся фотокопии документов с рижскими эмблемами (например, "акта от декабря 1225 г. с привешенной древнейшей печатью г. Риги", или "акта от 29 сентября 1349 г. с привешенной печатью г.Риги второго типа", или "фотографический снимок с портала дома общества черноголовых в Риге 1522 г. с изображением герба" и т.д.), и для составления которого была проведена ревизия документов (актов), даже в этом докладе нет других данных об использовании второй рижской печати, кроме документа 1349 г. [97]. Действительно, в дальнейшем изображению, представленному на второй рижской печати, суждено было стать городским гербом, и об этом ещё речь впереди.
Пока же необходимо обратить внимание на следующий факт. Практически во всех исследованиях, посвящённых этой теме, подразумевается, что данное изображение является общеизвестным символом города с 1349 г. (почему, собственно, оно и стало гербом примерно через двести лет). Но так ли это? В настоящее время рижский герб, действительно, хорошо известен (среди лиц, интересующихся геральдикой); рисунок его настолько характерен и узнаваем, что его нельзя спутать ни с каким другим гербом. Но насколько широко это изображение было распространено в XIV - XV столетиях? Литературный поиск даёт неожиданный ответ на этот вопрос: в течение указанного времени это изображение отнюдь не было широко известным. Более того, начиная с Г.Арндта (середина XVIII века) и кончая К.Меттигом, А.ф.Раденом и Г.ф.Бруйнингом, писавшими о рижском гербе в начале XX столетия, ни один исследователь не приводил другого документа, скреплённого этой печатью, кроме уже упоминавшегося акта 1394 г. Если от первой печати осталось несколько оттисков (1225, 1226, 1232 гг.), которые рассматриваются в литературе, а также имеются упоминания о более поздних документах, имеющих такую же печать (см.выше), то говоря о второй печати, все историки-геральдисты обсуждают одно и то же изображение - 1349 г. и сразу же переходят к настенным изображениям гербов XVI века (когда и появились собственно гербы). Естественно предположить, что не все документы XIV-XV столетий дошли до нашего времени, но чтобы сохранился всего один... Возможные причины, по которым рисунок второй рижской печати стал городским гербом, мы рассмотрим позднее. А сейчас просто констатируем, что так называемая вторая рижская печать скрепляла, похоже, единственный документ 1349 г. и в ближайшие 150-200 лет не использовалась [98].
Вряд ли является случайностью, что именно перекрещенные ключи с крестом над ними составили так называемую малую печать города, появившуюся впервые на документах в 1368 г. (рис.9) [99]. Эта печать имеет надпись: "Secretum civitatis Rigensis", т.е. "Малая печать городская рижская". Подобные печати (с таким обозначением, "secretum", и с упрощённым изображением по сравнению с "большой"), как правило, использовались при оформлении менее ответственных документов, чем документы, скреплявшиеся "большими" печатями с надписью "sigillum" или сокращённо "S". Но в рижских документах XIV-XV вв. использовалась практически только эта печать [100].
Как мы видели, мотив ключей, сложенных в андреевский крест, нельзя назвать оригинальным изображением в печати, в отличие, скажем, от львиной головы в воротах. Однако именно изображение ключей впервые появилось на рижских монетах, и может быть, оно в бoльшей степени воспринималось как символ (т.е. будущий герб) Риги, чем предшествующее ему по времени изображение на большой печати [101]. Присутствие папского символа на печатях и монетах должно было показать понтифику, что Тевтонский орден по-прежнему считает его своим верховным владыкой и относится к нему с соответствующим уважением. Появившиеся в XIV веке на большой и малой рижских печатях перекрещенные ключи с крестом над ними с гораздо бoльшим основанием можно сравнивать с эмблемой бременского архиепископства, чем вертикально стоящие ключи первой городской печати начала XIII столетия (именно об этом писал Г.Арндт). Однако с учётом высказанного выше мнения этот вопрос теряет актуальность: практически все гербы и печати, содержащие ключи, уложенные в андреевский крест, восходят к папской эмблеме. Композиция, представленная на малой печати, дошла до нашего времени практически без изменений.
Знаменательной вехой явилась середина XIV века и для архиепископской сфрагистики: в композицию печати рижского иерарха, приложенной к документу 1350 г., впервые вводятся два герба - служебный и епископский родовой (рис.10) [102]. Служебный герб представлял перекрещенные епископский посох и посох-крест (его можно принять и за удлинённый латинский крест, но оба этих посоха соразмерны, кроме того, епископ на печати держит в левой руке явно посох-крест). Хронологически появление этого служебного герба совпадает с единственным приездом в Ливонию (за 21 год управления!) этого архиепископа (Фромгольда). После кратковременного посещения своей епархии иерарх "с раздражением удалился" [103], убедившись, видимо, в глубоких изменениях, происшедших, в частности, в настроении городского совета. Именно после этой поездки и произошло очередное отлучение Ордена от церкви [93], в принципе, не изменившее ничего. Как уже говорилось, посох-крест не использовался в эмблемах немецких епископств. Вероятно, единственным "аналогом" символа, впервые введённого Фромгольдом, может служить печать епископов Шверинских (1336-1375 гг.), на которой представлены два пересекающихся епископских посоха незамкнутыми кольцами наружу [104].
Может быть, внесением посоха-креста (напоминающего процессионный крест первой рижской печати) в эмблему рижского архиепископства Фромгольд хотел напомнить горожанам о временах их независимости, или языком символов призывал к объединению с епископом, а не Орденом? Вряд ли мы это узнаем. Но начало существованию архиепископского герба было положено. Взаимное расположение епископского посоха и посоха-креста, видимо, ещё не регламентировалось строго, т.к. на печатях некоторых иерархов они меняются местами как, например, на печати 1421 г. архиепископа Иоганна VI [105]. Кстати, на этой же печати впервые появляется двухчастный герб, в левой половине которого (от зрителя) представлена служебная эмблема архиепископа, а в правой - его родовой герб.
Иногда на одновременно использовавшихся печатях одного и того же иерарха можно видеть разные варианты взаимного расположения епископского посоха и посоха-креста; в частности, это касается изображений на большой и малой печатях Шарпенберга, руководившего епархией в 1424-1448 гг. [106]. Однако на епископских монетах, начиная с 20-х годов XV века, т.е. со времени Иоганна VI используется практически только более поздний вариант комбинации посохов (см., например, рис.11, 13), который при последнем архиепископе вошёл в официальный герб рижской епархии. Рижскому архиепископу, являвшемуся ставленником Тевтонского ордена, Иоганну V ф.Валленродту (племянник Великого магистра Конрада ф. Валленродта), "окормлявшему" епархию в 1393-1418 гг., приписывают четырёхчастный герб, который в качестве служебных эмблем включал и тевтонский крест (на первом, почётном поле), и епископскую эмблему (рис. 11) [107]. Использование этих эмблем в гербе Иоганна V вполне логично, но на печати этого архиепископа, сохранившейся в рижских архивах, такая композиция отсутствует, кроме того, положение креста и посоха на сохранившейся печати аналогично приведённому на рисунке 10 [108]. Тем не менее, интересно отметить, что в качестве украшений, расположенных за щитом, наряду с митрой использованы епископский посох и посох-крест.
В начале XV столетия тевтонский крест появляется и на печати рижского соборного капитула (на документе 1412 г.), который к тому времени вышел из оппозиции Ордену; одновременно с этим крестом впервые в качестве эмблемы соборного капитула используется лилия (рис.12) [109]. Общая композиция этой печати за предыдущие 80-90 лет практически не изменилась. Видимо, присутствие двух эмблем (креста и лилии) отражало постановление Бонифация VIII о том, что новыми членами капитула должны становиться только рыцари Ордена [93]. На большой печати капитула середины XV века крест и лилия не появляются (правда, вскоре исчезает из употребления и сама эта печать), но на малой печати этого органа, использовавшейся в 1485-1523 гг., представлена только одна лилия [110], что говорит об отсутствии рыцарских претензий над контролем за капитулом в этот период. Появившиеся в начале XV века крест и лилия наряду с епископским посохом и посохом-крестом также вошли (в 40-е годы XVI века) в состав официального герба архиепископа.
Большой интерес в плане развития эмблематики Остзейского края представляют монеты (шиллинги) выпускавшиеся рижским капитулом предположительно в 1479-1483 гг. На указанных монетах представлены эмблемы основных представителей власти этого региона: архиепископа, соборного капитула и городского совета (рис.13) [111]. На аверсе монет (т.е. на более почётной стороне) изображена эмблема архиепископства - крест и посох; на реверсе одной монеты в щите представлена лилия - эмблема капитула, на оборотной стороне другой - изображение малой печати (перекрещенные ключи и крест над ними). Надпись на монетах гласит: "Moneta Ecclesie et Civitatis Rigens[is]", т.е. "Рижская церковная и городская монета". В соответствии с эмблематикой термин "церковная" стоит на первом месте.
Как и на печатях соборного капитула, использовавшихся с 1434 г., орденский крест отсутствует, что свидетельствует об определённом "равновесии", установившимся в отношениях между епархией и Орденом. Нельзя забывать, что именно на вторую половину XV века приходится глубокий упадок орденского государства в Пруссии, и именно в это время наиболее интенсивно растёт процесс обособления Ливонского ордена от Тевтонского. А в этих условиях руководство Ливонского ордена стремилось найти поддержку у всех представителей местной знати, в том числе и у архиепископа. Достоин внимания тот факт, что появившись впервые на соответствующих печатях приведённые выше эмблемы не просто популяризировались, внедрялись в сознание масс через изображения на монетах, а благодаря последним "дорабатывались", приобретали законченный вид и становились настоящим символом представителей той или иной власти.
В заключение обзора развития рижских эмблем в XIII - XV веках целесообразно ещё раз подчеркнуть, что изображения, представленные на первой и второй рижских печатях, не являлись городскими гербами, в которых, видимо, ещё не было потребности. В качестве первой попытки перехода от печати к гербу в сфере городской эмблематики, вероятно, следует рассматривать появление изображения малой городской печати на рижских монетах. Однако окончательно этот шаг будет сделан через 40-50 лет.
примечания
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Рижский герб (к 800-летию Риги) [окончание] Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Журнал Гербоведъ #60, стр.4-47
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |