Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка.
16.08.2003
/ М.Ю. Медведев
Из чего состоит герб?
Если бы речь шла о рыцарских щитах и шлемах с нашлемниками, можно было бы сказать, что они состоят из металла, дерева и кожи. Но мы говорим о гербах, о геральдических знаках — и потому вслед за прекрасным геральдистом XV века Клеманом Пренсо мы можем сказать, что гербы складываются из цветов, из красок.
Геральдические расцветки подчиняются правилам. Установлено девять важнейших цветов (тинктур), которые в свою очередь делятся на финифти (это старинное слово обозначает эмаль), металлы и меха — в память о рыцарских щитах, которые часто обивали металлическими пластинами и украшали мехом, и о парадной утвари — ларцах, кубках и других предметах, на которых герб изображался дорогими цветными эмалями.
Металлические тинктуры — золото и серебро. Их можно изображать настоящими металлами или металлической блестящей краской, а можно просто белым и жёлтым цветами — как захочет или сможет художник; всё равно с точки зрения геральдики это серебро и золото. Поляки и чехи с гордостью говорят о гербах своих стран — белом орле, белом льве; но согласно гербовым правилам польского орла и чешского льва точнее называть серебряными.
Финифтей пять: лазурь, червлень, чёрная, зелень и пурпур.
Лазурью считаются синий, голубой и все сине-голубые оттенки и расцветки. Для геральдики всё это — один и тот же цвет.
Червлень - это красный, алый цвет.
Чёрная финифть — действительно чёрная, так же, как зелень — зелёная.
С пурпуром разобраться сложнее. В Средние Века этот «цвет царей» часто изображался не очень красивой серо-коричневой краской; иногда же гербовый пурпур оказывался тёмно-фиолетовым и даже пёстрым, составленным из разноцветных крапинок. В конце концов эту загадочную тинктуру стали изображать самыми разными оттенками сиреневого, фиолетового и малинового. До сих пор у одних художников геральдический пурпур оказывается почти розовым, у других — почти бурым, у третьих — близким к червлени.
В некоторых гербах, а чаще — в геральдических учебниках можно встретить и другие финифти — например — оранжевую или серую. Но эти дополнительные цвета были и остаются редкостью. Можно сказать, что в семье гербовых тинктур они считаются не вполне своими.
И, наконец, меха. Их изображают разноцветными значками, но при этом они считаются отдельными цветами. Горностаевый мех, например — это чёрные хвостики горностая на белом фоне. Обычно хвостики стилизуют, предавая им немного странный вид. А гербовый беличий мех — это угловатые лазоревые и серебряные многоугольники. При помощи воображения в них можно узнать шкурки полинявших к зиме белок — наполовину голубовато-серые, наполовину белые.
Существуют и разновидности двух главных мехов: например, противогорностаевый, то есть чёрный с белыми хвостиками, или противобеличий, с необычным расположением шкурок.
На рисунке:
- слева: геральдические меха – горностаевый (вверху), противогорностаевый, беличий (справа) и противобеличий;
- справа: герб герцогов Бретонских – самый знаменитый пример геральдического меха в истории геральдики.
Кроме того, в геральдике есть так называемые натуральные, естественные цвета. Обычно под «натуральным цветом» понимают геральдический цвет, наиболее близкий к реальной расцветке изображаемом фигуры; например, натуральные солнце и лев — на самом деле золотые. Но иногда в гербах появляются и негеральдические расцветки. Человеческое тело, например, обычно изображается «натурально» телесным (хотя гербовый человек вполне может быть и зелёным, и полосатым). В гербах можно встретить животных, растения и самые разные предметы негеральдических цветов. Но только неумелые геральдисты предпочитают такие расцветки главным тинктурам.
К слову, некоторые учёные гербоведы называют негеральдические цвета, забравшиеся в гербы, словом «ржавчина» (это не ругательство, а геральдический термин!) и доказывают, что в Средние Века этими красками в знак позора расцвечивали гербы провинившихся рыцарей. Примеры таких «ржавых» гербов можно найти в геральдике самых разных стран — от Великобритании до России.
В разное время разные геральдисты пытались определить, какой цвет лучше и важнее, а какой хуже и несущественнее. Например, учёный XIV века Бартоло из Сассоферрато утверждал, что лучшая финифть — червлень, а лучшая из тинктур вообще — золото (может быть, на его выбор повлияло то, что его собственный герб был червлёно-золотым). Чёрный цвет Бартоло считал наихудшим. Ему возражал епископ Джон Тревор, объявивший серебро и чёрный наиболее совершенными цветами. А на самом деле никаких высших и низших тинктур нет, и даже геральдическое золото само по себе не дороже геральдического серебра.
Были и люди, стремившиеся выяснить символическое значение каждой из тинктур. Например, связывали лазурь с любовью, потому что сила чувства порой заставляет влюблённых бледнеть до посинения, или с небом, потому что оно само лазоревое. Но учёные давно доказали, что в разных гербах одни и те же цвета могут иметь совершенно разный смысл, разное значение, и общих правил на этот счет не существует.
Любая часть герба обязательно имеет определенные тинктуры — это одно из главных правил геральдики. Всё это богатство цветов не обязательно передавать красками. В случае, если герб нарисован чёрно-белым или изображён рельефом, цвета можно обозначить штрихами. Эту систему штриховки придумал в XVII веке итальянский иезуит Сильвестр Петра-Санкта, и в наше время она принята во всем мире. Серебро, согласно системе Петра-Санкты, изображается пустым пространством, золото — точками, лазурь — горизонтальными чертами, а червлень — вертикальными. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой — пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.
Если же герб воспроизведён в цвете, то любую из тинктур можно по желанию художника передавать и ровным колером, и декоративным орнаментом, который называется дамаскировкой (или дамасцировкой, по аналогии с узорами на дамасской стали). Такой орнамент можно видоизменять как угодно, сплетать его из цветов или из геометрических фигур, делать очень сложным или убирать совсем — с точки зрения геральдики от этого ровным счётом ничего не изменится. Рисунок может стать другим — герб останется таким же, каким был.
»» Читать дальше... »»
Впервые опубликовано в книге:
М.Ю. Медведев. Геральдика или истинная наука о гербах. Изд-во «Гербы и флаги». Спб., 2008.
Рисунки автора.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка. Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |