Обидеть художников может каждый. Эрнест Григо и Сергей Колеватов 7 лет добиваются признания их авторами герба Калининграда
28.09.2003
/ Илья Стулов
 В минувший четверг коллегия по уголовным делам калининградского областного суда обязала прокуратуру Центрального района Янтарного края возобновить производство по уголовному делу в отношении экс-депутата городского совета Ивана Бакрымова. Следствие по делу Бакрымова возобновляется уже третий раз. Бывшему народному избраннику инкриминируются две статьи Уголовного кодекса: "нарушение авторских прав" и "мошенничество". В качестве потерпевших в этом деле выступают два калининградских художника - Эрнест Григо и Сергей Колеватов, которые считают, что Иван Бакрымов незаконно присвоил созданный ими герб Калининграда. На протяжении 5 лет они пытаются добиться правды в судах.
Эта история началась в период становления в стране органов местного самоуправления. По России гремел парад суверенитетов регионов и республик, а в недавно образованных муниципалитетах было модным создавать собственные гербы и флаги. Власти областного центра западной губернии от моды решили не отставать, и в 1994 году бывший в ту пору мэром Виталий Шипов своим распоряжением объявил международный конкурс на создание герба Калининграда. На предложение градоначальника откликнулись 27 художников из 5 стран. После долгих и жарких обсуждений представленных на конкурс авторских эскизов калининградской общественностью, привередливых и строгих замечаний представителей государственного Геральдического совета взыскательное жюри отобрало 10 лучших работ. Десятку фаворитов конкурса с заметным отрывом возглавлял рисунок двух известных художников Янтарного края Эрнеста Григо и Сергея Колеватова. Незатейливый эскиз подкупал своей простотой и воздушностью: стилизованный одномачтовый парусник на лазоревом фоне стремительно мчится вперед навстречу новому времени.
В победе этой работы никто не сомневался, что собственно и произошло: в июле 1996 года калининградский Совет депутатов своим решением предварительно утвердил символику города, исполненную Григо и Колеватовым. С художниками был заключен договор на доработку герба и флага с учетом всех скрупулезных требований науки для окончательного утверждения символов города на государственном Геральдическом совете. Создатели парусника не сомневались, что именно они являются победителями конкурса, и сразу же, по окончании хлопотных регистрационных процедур, мэрия вручит положенную денежную премию, эквивалентную по тем временам пяти тысячам долларов. На основании разработанных художниками эскизов горельеф герба Калининграда был отлит на басовом колоколе главного храма города. Символика столицы Янтарного края, созданная Григо и Колеватовым, нашла свое отражение и в общероссийском альбоме-справочнике "Гербы городов России" ("Профиздат", 1998 г., стр. 211).
- И вот тут с нами обошлись как с пацанами, обвели вокруг пальца, - сетует Эрнест Григо. - Депутат местного совета и одновременно заместитель председателя оргкомитета конкурса Иван Бакрымов внезапно открыл в себе талант художника. Нет, пачкать руки краской и грифелем он не стал, просто решил себя увековечить в качестве создателя герба и флага Калининграда. В общем, с сопроводительным решением совета об утверждении городской символики Бакрымов повез в Москву свой высокохудожественный вариант.
Непосредственность, с которой новоявленный создатель присвоил себе авторство символов города, повергла потенциальных победителей конкурса в шок. Депутатская версия отличалась от эскиза художников только двумя деталями: герб был обрамлен красной ленточкой, а на парусе изображение знаков старого города Ольштадта, прародителя Кенигсберга-Калининграда, было заменено почему-то на символ немецкой пивоварни "SB Konigsberg". Наверное, слишком понравился Ивану Бакрымову белый крестик на щите пивоваренной компании. В Геральдическом совете оригинальная затея депутата одобрения не получила. Новоявленному герботворцу популярно объяснили, что красная кайма является символом подчиненности, второразрядности города: в средние века такие обрамления изображались на воротах замков вассалов.
- Тем не менее, Иван Бакрымов продолжил свои эксперименты с созданной нами символикой, - продолжает невеселый рассказ Эрнест Григо, который является членом-корреспондентом Всероссийского геральдического общества. - За три года он одиннадцать раз посещал Петербург, где и находится государственный совет, силясь протащить свой проект, каждый раз что-либо искажая или дополняя. Например, летящему под парусами кораблю он для чего-то пририсовал весла, чем сделал из новгородской ладьи алжирскую галеру. В результате в изображение герба были внесены 36 мелких гениальностей этого, с позволения сказать, новатора, и от нашего эскиза остался фон, основной рисунок и главные детали.
В марте 1999 года депутаты городского совета, уставшие от бесконечных прений по набившему оскомину вопросу, не желая обижать своего коллегу, окончательно утвердили символику города и обнародовали имя талантливого автора. Им, разумеется, стал Иван Бакрымов. В мэрии не отрицают, что неуемной творческой натуре воздалось сполна: почет, слава и материальное вознаграждение. А обманутые художники настойчиво писали жалобы во все инстанции с требованием привлечь обокравшего их депутата к уголовной ответственности. Но в ответах на челобитные Григо и Колеватова должностные лица даже не утруждали себя необходимостью вникать в суть конфликта. Часто отписки чиновников пестрели откровенными ляпами, аналогичными красной каемочке, придуманной не в меру энергичным депутатом. Как под копирку и прокуроры, и судьи категорично отвечали обманутым художникам: при создании государственных символов Калининграда нарушений действующего законодательства не обнаружено. В одном из постановлений прокуратура нашла еще более весомый предлог для прекращения производства по уголовному делу: следователь не сумел найти и опросить самого Ивана Бакрымова.
Однако отношение к стенаниям обманутых создателей городской символики со стороны судебных органов кардинально поменялось в 2001 году. По странному стечению обстоятельств это произошло сразу после того, как Иван Бакрымов проиграл выборы и сложил депутатские полномочия.
- Выигрываем один суд за другим, - комментирует свои мытарства Эрнест Григо. - В каждом своем решении суд требует продолжить расследование уголовного дела, и каждый раз прокуратура находит новый повод, чтобы его прекратить. В процессе хождений по инстанциям выяснилось, что в деле о гербе появилась масса поддельных документов. Кто их подделал? Лично я не сомневаюсь, но окончательный ответ должны дать компетентные органы. На днях коллегией по уголовным делам областного суда в очередной раз вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Но конца и края этой чехарде еще не видно. Чувствую, что из профессионального художника скоро превращусь в профессионального сутяжника.
С рационализатором от геральдики встретиться не удалось: после выборов Иван Бакрымов сменил не одно место работы, а в мэрию в последнее время предпочитает не заходить.
- Он просто нас подставил, - резюмировал "Известиям" один из высокопоставленных чиновников муниципалитета. - Скоро юбилей города, и встречать его с сомнительным гербом - удовольствие ниже среднего. Насмешек и ерничества в прессе со стороны вашего брата в связи с такой коллизией не избежать.
Свои доводы по поводу патовой ситуации изложила "Известиям" и начальник правового управления мэрии Галина Варфоломеева:
- Мы очень уважаем и Эрнеста Григо, и Сергея Колеватова, но теперь всем остается ждать завершения уголовного дела и решений суда по этому поводу. Герб уже официально зарегистрирован в Геральдическом совете при президенте России. Если будет доказано, что создание символики города принадлежит этим художникам, они незамедлительно получат деньги за победу в конкурсе, а с Бакрымова мы взыщем полученные средства по суду. Но пока этого не произойдет, в силе будет оставаться решение городского совета. Хочу разъяснить одну немаловажную деталь: все авторские права на городскую геральдику после расчета с художниками будут принадлежать муниципалитету. Таковы нормы закона.
А пока, чтобы не искушать судьбу, власти Калининграда используют на печатях и штампах мэрии и городского совета вместо оттиска стремительного парусника изображение государственного двуглавого орла. Действие не совсем законное, но в сложившейся ситуации - весьма рациональное, авторских посягательств на пернатого хищника в России пока не зафиксировано.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Обидеть художников может каждый. Эрнест Григо и Сергей Колеватов 7 лет добиваются признания их авторами герба Калининграда Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
Источники: Известия, 28.09.2003
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице. |