Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Намёт

Намёт - шлемовое покрывало, свисающее со шлема по бокам.

В российской геральдике, как правило, намет требует наличия шлема (исключение - герб баронов Фридриксов, ОГ 1-35).

Описание намета в книге М.Ю. Медведева:

Намёт – шлемовое покрывало, изорванное в клочья и чаще всего изображавшееся в виде прихотливого орнамента, подобного растительному. В большинстве случаев намет имеет верхнюю сторону расцвеченной главной финифтью герба, а подкладку в цвет главного металла. Очень редки примеры намета, украшающего герб самостоятельно, без шлема (как у баронов Фредериксов - ОГ I, 35).

[Примечание: в векторном виде изображения нет.]

СМ. ТАКЖЕ:
Деления щита
Тинктуры (цвета)
Фигуры
Щит
Блазон
Бризуры
Корона
Меха
Правило тинктур
Разворот фигур
Шафировка (штриховка)
Шлем
Щитодержатели
› Сводный список: Основные понятия
› Другие материалы по разделу: Основы и правила геральдики
ОБЗОРЫ И ПУБЛИКАЦИИ:

-


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Намёт
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (15):

Шумаков
13.01.2012 00:40
Подскажите какой намет правильный

Уважаемые эксперты подскажите какой намет правильный или это не имеет значение?

1 рисунок из Гербовника

2 рисунок из книги П. фон Винклера
ID: 28020
2 рисунок
1 рисунок


Sever
13.01.2012 07:57
Шумаков написал 2012-01-13 00:40:02:
...какой намет правильный или это не имеет значение?


А что Вы имеете в виду?

Цвета намёта имеют значение, форма нет.
Правильный – лазоревый, подбитый золотом – на обеих картинках. Более того, в гербовнике под картинкой так и написано:
gerbovnik.ru/arms/828.html
ID: 28023

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
13.01.2012 10:13
А скажите, г-н Шумаков, владельцы этого герба, дворяне, они Вам прямые предки - или просто однофамильцы?
ID: 28024

Шумаков
13.01.2012 15:45
не знай я еще только начала 19 века до шел по генеалогии
ID: 28026

6
митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
01.12.2012 15:06
Структура герба: российская практика

Увидев на днях тут реакцию одного нашего посетителя в духе "читал, читал, но так и не понял, что такое намет", в ужасе я бежал к нашему Михаилу Юрьевичу, который - по извечной доброте своей - выдал к публикации на сайте очередной фрагмент из книжки десятилетней давности, где им был написан раздел "Геральдика" (правды ради - единственный современный стОящий учебник по специальным историческим дисциплинам; к сожалению, он по сей день не претерпел переиздания, так что студенты российские вынуждены учиться по невесть каким пособиям).
Постепенно я намереваюсь под присмотром автора щедро набить текст картинками, для которых в печатной книжке просто не могло найтись места, но уже и сейчас можно читать не без пользы для себя:

sovet.geraldika.ru/article/17295

Вторая часть этого фрагмента - "Прочие элементы герба" - рекомендуется даже тем, кто "все знает".
[Отредактировано 02.12.2012 05:31]
ID: 31692

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
02.12.2012 05:30
Кстати - см. картинку с гербом графов Каменских в середине статьи (sovet.geraldika.ru/article/17295): уникальный для русской геральдики прецедент внесения в герб немого (неодушевленного) щитодержателя. Второй такой пример трудно указать.
[Отредактировано 02.12.2012 05:32]
ID: 31699

TahiMie › ГГХ
02.12.2012 08:05
Есть еще герб графа Штакельберга, из гербовника герцогства Эстляндского, правда не внесенный в ОГ. Там в качестве щитодержателя куст. А на гербе на портрете Отто Магнус фон Штакельберга он фактически не виден
ID: 31702

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
02.12.2012 15:18
Погодите, Илья, но разве этот куст входит в герб и описан в блазоне? Мне всегда казалось, что это всего лишь декоративная деталь того пейзажа, в который герб помещен на листе пожалования: www.familienverband-von-stackelberg.de/bilder/gross/F4-5.jpg
И, кстати, отсутствие куста на портрете Отто Штакельберга косвенно подтверждает факультативность этой растительности при гербе (т.е художник понимал, где заканчивается герб и начинается фон): upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Otto_Magnus_von_Stackelberg.PNG
Разве нет?
[Отредактировано 02.12.2012 15:26]
ID: 31705

TahiMie › ГГХ
04.12.2012 13:31
Покорно прошу извинить за задержку, работа и прочая деятельность.
Подробно я этот вопрос не изучал, поэтому не могу ничего утверждать, однако описания дипломного герба я не видел, и вполне вероятно, что ветви не просто украшения, а щитодержатель, тем более эти же ветви присутствуют в Балтийском гербовнике Клингспора. Космолинский в описании к этому гербовнику приводит следующее: Щит справа поддержан зелеными маслиничными листьями, перевитыми лавром, слева- отвернувшимся золотым львом. можно заглянуть и в гербовник рыцарства герцогства Эстляндского. Хотя приму любые обоснованные опровержения моей позиции
ID: 31722

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
04.12.2012 16:54
"однако описания дипломного герба я не видел"

Я тоже - поэтому и обсуждать нечего.
Чалма Каменских - в блазоне.
ID: 31726

Кирилл Топорков
13.08.2024 10:48
Намёт в германской геральдике


Германская геральдика / vk.com/deutscheheraldik
13.08.2024 10:37

Намёт в германской геральдике
Часть 1. Происхождение и форма намётов
Намёт (нем. Helmdecke) – кусок ткани, наброшенный на шлем, свисающий как небольшой плащ с обеих сторон герба, часто разрезанный на небольшие полоски с фигурными контурами. В современной немецкой геральдике намёт является обязательным элементом герба.
Иоганн Кристоф Гаттерер в [vk.com/deutscheheraldik?w=wall-219778610_355 «Начертании гербоведения»] приводит три версии происхождения намётов:
- от накидок, которые изначально служили для защиты от солнца и непогоды;
- от повязок, с помощью которых к шлемам крепились шлемовые украшения;
- от капюшонов (Gugel) или колпаков (Kugelhaube), которые надевали под шлем, чтобы смягчить его давление на голову.
Максимилиан Грицнер полагал, что своим появлением намёты обязаны сочетанию практических соображений с чувством прекрасного. После того как нашлемники вошли в обиход и постепенно становились всё более сложными, место их механического соединения со шлемом стали прикрывать куском ткани, чтобы замаскировать неприглядные элементы: винты, заклёпки и т. д. Но для того, чтобы в ещё большей степени украсить шлем, не ограничивались лишь теми участками, где использование ткани было необходимо, а оставляли её ниспадающей со шлема на плечи, сочетая таким образом красивое с полезным. Об этом он писал в своём [vk.com/deutscheheraldik?w=wall-219778610_1117 «Справочнике по геральдической терминологии»].
Намёты появились в гербах в XIV веке вместе с кадочным шлемом и на протяжении веков приобретали самые разнообразные формы.
Самой ранней формой намёта был тканевый чехол, закрывающий голову и затылок, заканчивающийся у нижнего края шлема.
Позднее намёты стали напоминать небольшие плащи со складками. Постепенно они становились всё большего размера, часто соединяясь с нашлемниками в одну фигуру. К концу XIV века стали изображать намёты с надрезанными краями.
Со временем эти разрезы становились всё глубже, в результате чего образовались неровные полосы. В XV веке они имели вид развевающихся лент с контурами, похожими на листья различных растений. Такие намёты уже не просто ниспадали с шлема, а обрамляли весь щит.
Помимо них, в XVII веке появились также намёты, сложенные в виде мантии. XVIII век был богат на самые вычурные образцы. Под влиянием итальянской геральдики отдельные ленты имели форму листьев аканта, а сами намёты изображались настолько пышными и достигали таких размеров, что стали похожи на спутанные клубки.
В результате появилось огромное количество форм и множество вариаций намётов.
ID: 54727

Кирилл Топорков
20.08.2024 10:48
Намёт в немецкой геральдике


Германская геральдика / vk.com/deutscheheraldik
20.08.2024 10:37

Намёт в немецкой геральдике

Часть 2. Окрас намёта. Где металл, а где финифть.
В намёте обычно отображаются основная финифть и основной металл, использованные в щите. По негласному правилу считается хорошим геральдическим тоном окрашивать намёт так, чтобы металл был на внутренней поверхности, а финифть – на внешней. О причинах такого подхода можно только догадываться. Однако обратный окрас строго не запрещён, особенно в случаях, когда намёт является продолжением шлемовой эмблемы, которая окрашена металлическим цветом.
Существуют исторические примеры, когда намёт был окрашен только металлами как следствие нарушения основного правила сочетания цветов в щите. Но при составлении герба сегодня не рекомендуется следовать этим образцам, так как современные геральдические правила и представления о хорошем гербе являются результатом многовекового развития геральдики. Необходимо делать различия между историческими изображениями и сегодняшними требованиями. Так же, как и не стоит оценивать исторические гербы с точки зрения хороши они или плохи, ориентируясь на современные правила.
«Неправильные» гербы из «Гербовника вестфальской знати» (Wappenbuch des Westfälischen Adels. Herausgegeben von Max von Spießen mit Zeichnungen von Professor Ad. M. Hildebrandt, Zweiter Band, Görlitz 1901–1903, Druck und Verlag von C.A. Starke).
#практишгут@deutscheheraldik
#геральдика #Германия
ID: 54752

Кирилл Топорков
27.08.2024 20:34
Намёт в немецкой геральдике


Германская геральдика / vk.com/deutscheheraldik
27.08.2024 10:34

Намёт в немецкой геральдике
Часть 3. Окрас намёта. Корректные и некорректные комбинации цветов
Как правило, рекомендуется, чтобы намёт повторял основную финифть и основной металл щита. Например, если в чёрном щите изображён вооружённый красным золотой лев с серебряным копьём, то основными цветами являются цвета поля и фигуры, то есть чёрный и золотой. Красным обозначено лишь вооружение, а серебряное копьё – незначительный элемент в общей композиции. Следовательно, для бурлета и намёта будут выбраны чёрный и золотой цвета.
Даже если в истории есть свидетельства того, что использовались другие цветовые комбинации в окрасе намётов, особенно в ранний период, то вышеописанное сочетание цветов соответствует стилю, который считается уместным сегодня.
Корректный пример: цвета намёта совпадают с основными цветами щита, а цвета бурлета - с цветами намёта. Некорректный пример показывает, как нелепо выглядит несоблюдение этого правила: здесь для намёта и бурлета выбраны цвета, которые отсутствуют в оформлении щита. Выбор подобной комбинации цветов считается некорректным, по крайней мере сегодня, несмотря на то, что есть примеры из раннего периода развития геральдики, когда намёт был окрашен в совершенно иные цвета, нежели щит.
Иногда, особенно при изображении щитов с несколькими полями, одно цветовое сочетание перестает преобладать.
На сегодняшний день существует два правильных способа выхода из этой ситуации, которые описаны ниже. Но сначала следует рассмотреть, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах:
Совершенно неверный способ - окрашивать одну из поверхностей намёта в разные цвета, наподобие камуфляжа. Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть однотонными.
Ещё одна вещь, которую лучше не делать, - это делить намёты по горизонтали. Такое цветовое решение является неправильным и служит плохим примером.
А теперь о том, как правильно использовать больше двух цветов в намётах.
Один из способов – использовать разные цветовые комбинации в правой и левой части намёта. В результате получаются трёхцветные или четырёхцветные намёты, например, «справа красный, подбитый серебром; слева красный, подбитый золотом» или «справа красный, подбитый серебром; слева синий, подбитый золотом». Также будет уместно изобразить бурлет во всех цветах, используемых в намёте.
Ещё один способ – если щит состоит из нескольких полей, определиться, какое из них наиболее важное и использовать его цвета в намёте. В рассечённом щите более почётное поле находится справа, а в четверочастном - это части 1 и 4.
Решающее значение имеет общее впечатление от итогового результата. В конечном счёте, это дело вкуса, какой из двух корректных вариантов выбрать.
#практишгут@deutscheheraldik
#геральдика #Германия
ID: 54802

Кирилл Топорков
17.09.2024 11:25
Намёт в немецкой геральдике. Часть 5.


Германская геральдика / vk.com/deutscheheraldik
17.09.2024 10:54

Намёт в немецкой геральдике. Часть 5.
Индивидуальный намёт для каждого герба. Плагиат и авторское право. Рекомендации геральдиста-идеалиста Бернгарда Петера.

В идеале намёт должен разрабатываться заново для каждого герба, потому что только так он может передать и развить характерные черты и динамику композиции щита.
В настоящее время часто используются шаблоны, потому что вручную создавать намёт очень трудоёмкая работа. Нет ничего плохого в том, что геральдический художник использует собственные готовые шаблоны, которые соответствуют его стилю. Но использование чужих шаблонов, особенно если это клипарт, в большинстве случаев приводит не к созданию произведения геральдического искусства, а к увеличению количества графического мусора. Ведь геральдика - это явно нечто большее, чем просто объединение графических элементов из разных источников.
Те, кто использует клипарты, отдаляются от идеи индивидуальности, уникальности и неповторимости фамильного герба. Геральдический художник пытается найти единство в графическом дизайне и соединить щит с верхним гербом с помощью гармоничных линий. Хороший геральдист каждый раз разрабатывает намёты индивидуально. Кроме того, клипарты обычно разрабатываются и составляются людьми некомпетентными, которые сами не разбираются в геральдике или истории искусства, но «собирают» графические элементы без оглядки на источник и контекст.
Прежде всего, комбинирование готовых компонентов приводит к тому, что полученный результат выглядит неоднородно и неестественно.
Однако каждый, кто возьмет на себя труд и удовольствие изучить исторические источники Средневековья и Ренессанса, обнаружит, насколько живой может быть геральдика, насколько изобретательными, уникальными и индивидуальными, а главное – оригинальными художественные решения.
Конечно, не боги горшки обжигают, и все начинают с малого. Но каждый пусть даже маленький, но созданный самостоятельно рисунок, несёт в себе атмосферу правильной геральдики в тысячу раз более выразительную, чем то, что скомпоновано из различных сторонних источников. И вы становитесь лучше только с практикой!
Кроме того, воровство элементов герба является нарушением закона об авторском праве, каждый художник распознает свои собственные эскизы, какими бы искаженными они ни были, и может обратиться в суд, что может привести к весьма серьёзным взысканиям.
Поскольку рисунок намёта является существенным компонентом в общем проекте герба, он, естественно, соответствует порогу оригинальности, необходимому для обоснования авторского права.
Ведь существует авторское право на части графических изображений, которое необходимо соблюдать. Поэтому хороший геральдический художник всегда использует свои собственные намёты.
Часто заказчик просит геральдического художника выбрать определённый тип изображения, который он где-то видел. Это свидетельствует о непонимании сразу нескольких моментов: во-первых, художник не имеет права просто взять и заимствовать намёт другого художника без его согласия; во-вторых, ни один настоящий художник не будет, как само собой разумеющееся, сканировать и использовать намёт другого художника, идя на поводу у заказчика, потому что это повлечёт за собой потерю репутации.
К тому же заимствованный намёт редко соответствует стилю герба, а смешение стилей сразу бросается в глаза любому эксперту. У каждого геральдиста есть свой индивидуальный стиль, который узнает любой специалист.
Примеры индивидуально разработанных намётов. Художник Бернгард Петер.
1. Намёт, разработанный для четверочастного щита. Одним из требований было то, что намёт должен был примыкать к каждой четверти щита противоположным цветом.
2. Строгость этого намёта так же связана с содержанием щита: задача состояла в том, чтобы придать наковальне соответствующее обрамление, поэтому ленты намёта несколько напоминают кованые полосы.
3. Проект, выполненный в стиле Ренессанса, с завитыми лентами и выемками в центре щита с обеих сторон, был навеян надгробной плитой в соборе Святого Стефана в Вене.
4. Более замысловатый и тяготеющий к стилю раннего Ренессанса намёт был разработан для герба, в котором два одинаковых элемента размещены один над другим.
5. Эскиз, который показывает перекрещивание двух разных отрезков ткани за счёт разветвления на две основные части, не утрачивая при этом своего единства. Этот намёт был разработан для щита, включавшего изображения изогнутых рыбьих хвостов и геральдических лилий.
6. Проект с волнообразными лентами намёта был разработан для герба с рыбой и должен был вызывать ассоциации с морскими волнами.
7-8. Два варианта намёта с веерообразными элементами.
#практишгут@deutscheheraldik
#геральдика #Германия
ID: 54876

Новое сообщение:

Если Вы обнаружили ошибку или можете дополнить информацию на странице, то отправьте уточнения на support@geraldika.ru, либо оставьте в виде комментария прямо на этой странице.
Информация на странице опубликована 16 февраля 2024 г. и последний раз редактировалась 17 февраля 2024 г.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 5. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!