Геральдика.ру
URL - https://geraldika.ru/article/3582

Восточная ПАЛЬМира (О символах Донецка)

[ ] // В.Бойко

Когда Президент Украины как-то во всеуслышание заявил, что некоторые депутаты Верховной Рады только как слезли с пальмы, он, вероятно, и в мыслях не держал ничего плохого. И если некоторые оппозиционно настроенные народные избранники этот упрек с обидой восприняли в свой адрес, то совершенно напрасно. По крайней мере, в парламенте страны есть значительная депутатская группа, не только не отрицающая своего благосклонного отношения к этой тропической красавице, но и всячески пытающаяся привить эту любовь и своим, и чужим избирателям. И готова не то что жить под этим деревом, но даже время от времени взбираться на него вверх.

Донецк - родина пальм Всего лишь каких-то четыре года назад обитатели Донетчины в массе своей и не подозревали, что в 1896 году кузнец Юзовского металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для нижегородской выставки-ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму. И если бы еще недавно какому-то донетчанину кто-то сказал, что символом его края является это железное дерево, до сих пор экспонирующееся в музее Горного университета Санкт-Петербурга, реакцию предвидеть было бы нетрудно. Но благодаря недавно сделанному в Донецком облсовете открытию, сейчас досконально известно, что это произведение кузнечного искусства является исконным символом Донетчини. И потому просто обязано украшать герб шахтерского края своим причудливым силуэтом. Именно благодаря этому открытию Донецк отныне можно смело называть Восточной ПАЛЬМирой, в отличие от Пальмиры Северной, где находится оригинал этой железяки.

К сожалению, скрижали истории не сохранили информацию о том, дерево какого именно вида из семьи пальмовых позировало юзовскому кузнецу. Но поскольку по форме листьев все пальмы можно разделить на перистолистые и веерные, пальма Мерцалова, очевидно, относится к последним вместе с такими известными представителями этого семейства, как хамеропс, ливистона, рапис, трахикарпус и вашингтония. Правда, некоторые ботаники считают целесообразным выделить пальму Мерцалова в отдельную категорию имиджево-рассаживаемых, поскольку она является единственным представителем этой семьи, размножающимся не семенами, как все прочие пальмы, а исключительно путем заключения соглашений.

Еще одним видовым признаком пальмы Мерцалова является ее на удивление синий цвет. Во всяком случае, именно в таком цветовом решении это уникальное растение нашло свое воплощение на гербе Донецкой области, который был утвержден областным Советом в августе 1999 г. Еще бы - попробовали бы депутаты не утвердить именно такой вариант местного символа, если альтернативой ему был герб с изображением розы на геральдическом щите. Возможно, автор последнего проекта имел в виду некогда распространенное выражение "Донецк - город миллиона роз", но организаторы конкурса проявили бдительность и своевременно предотвратили идеологическую диверсию, вследствие чего в сессионный зал областного совета попал на утверждение только один вариант.

Как с гербом "нахимичили" Совершенно очевидно, что не могла область обойтись и без собственного знамени и девиза. Ну, относительно знамени, которое в нынешнем виде издали напоминает "веселого Роджера" из-за преобладающего черного цвета (каковой должен символизировать богатство донецких недр) - разговор отдельный. А вот о девизе промолчать нельзя никак, потому что ответственные за новый облик Донетчины имиджмейкеры почему-то решили, что слоган должен быть обязательным элементом областного герба. Думали над этим лозунгом не долго, в один прекрасный день донетчане узнали, что вторым символом их административной единицы является найденная в блокноте Дмитрия Ивановича Менделеева фраза "Возможность доказана делом". Когда первый шок прошел и начались вопросы, а какое же отношение имел к Донбассу создатель Периодической системы элементов, народными массы была изобретен простой ответ: увековечить русского химика "отцы" области решили за его знаменитую докторскую диссертацию, посвященную водным растворам спирта, главные выводы которой так пришлись по вкусу обитателям шахтерского края.

Справедливости ради надо отметить, что при утверждении символики на сессии областного совета прозвучала было мысль какого-то депутата о неуместности использования в государственной атрибутике негосударственного языка. Но смельчаку, не понявшему тонкостей имиджевой политики региона, быстренько объяснили, что надпись на гербе сделана языком оригинала. Дескать, если в Донецкой опере из уважения к памяти Пуччини идет "Мадам Баттерфляй" по-итальянски, то почему бы на областном гербе не изобразить девиз так, как его начертал в своем блокноте автор росийской водки? Несмотря на то, что девизы на гербах общин и территорий вроде как писать не принято - это является прерогативой гербов личных.

Правда, до сих пор неизвестно, как так случилось, что на сессии облсовета был утвержден один герб, на котором не нашлось даже места для названия Донецкой области, а как эталон тогдашнему председателю областного совета Виктору Януковичу вручен был совершенно другой. И какому теперь гербу поклоняться - тому, где написано "Донецкая область", или тому, где вопреки правилам геральдики и здравому смыслу написано "Возможность доказана делом" - донетчане не знают.

Восток - дело тонкое Наивно было бы думать, что многомиллионные расходы на так называемую "имиджевую политику" вызваны всего лишь излишком денег у хозяев региона. Начавшись в 1999 году, громкая рекламная кампания донецких достижений преследовала цель постепенно затмить в сознании обитателей края события середины 90-х с их "разборками" и взрывами. Рассчитанная сначала на внутриобластное потребление, эта кампания должна была засвидетельствовать отход лидеров области от романтического прошлого и обретение ими черт законопослушных бизнесменов и политиков. Но тут дала себя знать чисто донецкая убежденность, что для приватизации властного кресла необходимо лишь достаточное количество денег, а все остальное сделают наемные менеджеры. Разумеется, менеджеры, которые смогли убедить руководство области, что воплощение в жизнь именно их пиарных рекомендаций гарантирует бесчисленные политические завоевания, сразу же нашлись. Вот уже четыре года реклама всевозможных достоинств представителей донецкого региона непременно ассоциируется с Благотворительным фондом содействия развитию и популяризации Донбасса "Золотой скиф", бессменным президентом которого является Виктор Янукович. Фонд, по сути, вырос из рекламного агентства "Кардинал", возглавляемого Константином Воробьевым. Именно руководителю "Кардинала", являющемуся одновременно исполнительным директором "Золотого скифа", принадлежит незаурядная идея пустить "на рассаду" экспонат музея Санкт-Петербургского Горного университета, а также разработка всей остальной донецкой символики.

Усилиями "Золотого скифа" за последних четыре года пальма Мерцалова в своих многочисленных копиях не только украсила площади многих городов, не только была установлена на горных вершинах, но и опустилась на дно морское в районе крымского мыса Тарханкут, где подводная живность на 12-тиметровой глубине теперь имеет возможность наглядно убедиться в действенности имиджевой политики и широте кошельков донецких пацанов. Правда, при этом из 22-х музеев, расположенных в области, треть крайне нуждается в капитальном ремонте, а 88% музейных экспонатов остаются в запасниках из-за аварийного состояния музейных помещений, но это не сильно тревожит донецких руководителей. Возможно, потому, что широкое освещение истории края может повредить официальной идеологической доктрине, рупором которой является донецкая газета "Город", утверждающая на своих страницах следующее: "На Украине еще не сформировалась ни политическая, ни этническая нация. Развитие этнической нации тормозится по той причине, что украинцы (до ХХ века - малороссы) - особая этническая категория... Нам нужно заниматься не мифотворчеством и не выдумывать себя допотопную родословную, а объективно и строго изучить ситуацию в стране..."

Популяризация этой доктрины также является непременной составляющей "имиджевой политики", а публичное пренебрежение ко всему, что хоть как-то связано с Украиной и украинством, постепенно вытесняет начальную идею - отбеливание биографий "отцов" области. И хотя массовая штампование копий железного растения официально называется "Национальной программой "пальма Мерцалова", проводники этой программы так до сих пор и не решили, о какой именно нации идет речь. Во всяком случае, украинцам и здесь не повезло. А тем временем областной центр без сожаления прощается со своим прошлым. Вырубаются воспетые донецкие тополя, вместо них высаживаются каштаны - чтобы было не хуже, чем в столице.

Не пугайтесь, это - новый образ Донбасса. В отличие от предыдущих руководителей региона, не позволявших в свое время открыть хотя бы одну украинскую школу в Донецке на том основании, что "школа станет рассадником буржуазного национализма", нынешние лидеры хорошо понимают, что "украинский вопрос" в области можно "закрыть", только противопоставив этим так называемым "национальным идеям" что-то новенькое и привлекательное. "Новый образ Донбасса" - именно под таким лозунгом в прошлом году весь Донецк был обклеен афишами с изображением чугунного чудовища, сжимавшего в пасти четыре белые розы. Похоронное количество цветов словно ненароком подчеркивало последствия встречи с новым "образом", а огромные металлические зубы, демонстрируемые мерзкой тварью, должны были символизировать методы достижения поставленных целей "новыми донбассовцами". Символом миролюбия и изысканного вкуса донецкой элиты стала также изготовленная в Ижевске точнехонькая копия московской Царь-пушки, установленная "Золотым скифом" перед горисполкомом и направленная жерлом в сторону Ростова.

Кстати, с этой пушкой была связана довольно забавная история. Вскоре после установления чугунного монстра к офису "Золотого скифа" пришли государственные исполнители, держа в руках приказ хозяйственного суда о взимании со счета фонда кругленькой суммы. Задолженность, которая не была своевременна погашена, образовалась перед организациями-контрагентами, предоставлявшими услуги во время проведения очередного рекламного фестиваля. Поскольку с деньгами на счете "Золотого скифа" было негусто (подвели спонсоры), госисполнители, не долго думая, описали обнаруженные по документам основные фонды организации-должника, а именно: несколько старых компьютеров и не снятую с баланса после растаможки копию Царь-пушки. Скандал был настолько громкий, что понадобилось немедленное вмешательство председателя облгосадминистрации для выбивания спонсорских денег и снятия ареста с городской реликвии.

Чисто конкретная партия. Не стоит, конечно, думать, что донецкие лидеры ночей не спят, мучительно думая, что бы еще такое веселенькое выкинуть. Это получается у них как-то непринужденно, само собой и вовсе не по причине какого-то особенного украинофобства, а исключительно из-за дефицита в донецкой команде людей, умеющих мыслить государственническими категориями или хотя бы способными оперировать понятиями, предусмотренными программой за курс средней школы. А постоянная борьба в области с проявлениями украинской государственности объясняется вовсе не особенным расположением к В.Януковичу северных соседей (в России и своих рецидивистов хватает), а тем, что во времена детства нынешних лидеров региона в обрусевшем Донбассе украинский язык начинали изучать лишь в четвертом классе. Т.е. тогда, когда будущие донецкие власть имущие уже состояли на учете в детских комнатах милиции и вместо школьной программы осваивали "буру", "очко" и наперстки. Прийдя к власти, бывшие выпускники специнтернатов и колоний для малолетних преступников оказались перед выбором - либо быстро овладеть государственным языком (хотя бы в пределах школьной программы), либо найти какое-то объяснение его игнорированию. Естественно, область пошла вторым путем под предводительством главного идеолога донецких "пацанов" Александра Гурбича, который вслед за своим патроном теперь перебрался в Киев, сменив кресло заместителя головы облгосадминистрации на кабинет советника премьер-министра. Именно усилиями Александра Николаевича в области за шесть лет царствования Януковича были уничтожены даже намеки на существование украинцев и украинского государства, а из продажи полностью исчезли украиноязычные газеты и журналы.

Для общественности интеллектуальный уровень "донецких" стал особенно заметен после неожиданного для всех назначения Донецкого губернатора премьер-министром. Виктор Янукович стал заложником собственной рекламной кампании, которую годами проводили в области его соратники, убеждая донетчан в том, что "Донбасс - исконно русская земля, где все обилием дышит". И которым некуда деваться, как только продолжать развозить по миру железные пальмы, теперь уже под маской "имиджевой политики Украины". При этом обитателей самой Украины как-то призабыли спросить, считают ли они это стальное растение символом своей земли и хотят ли заглядывать в пасть "нового образа Донбасса". Хотя определенной компенсацией будущим избирателям за все эти пальмы и гербы является заряд бодрости и сочного народного юмора, который несут в себе некоторые образцы рекламной продукции. Как, например, стационарный транспарант, вкопанный при въезде в местечко Старобишево, что под Донецком, на котором старательно выведено: "Партия регионов - партия конкретных дел".

Но настоящий шедевр рекламного мастерства еще впереди. Им обещает стать грандиозная постановка под открытым небом оперы А.Бородина "Князь Игорь" на берегу Сиверского Донца, под стенами Святогорского комплекса, которому по инициативе "донецких" должен быть предоставлен статус Лавры, конечно же - Московского Патриархата. А постановкой занимается, как не сложно догадаться, благотворительный фонд "Золотой скиф" и чуть ли не самый главный консультант премьер-министра по вопросам культуры Вадим Писарев, известный танцовщик и художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета. Для придания соответствующего шарма курортному городку Славяногорск уже возвращено его историческое название Святогорск, основная часть культовых сооружений, до недавнего времени задействованных под оздоровительные цели, передана УПЦ (МП), а на премьеру оперы приглашены президенты Украины, России и Белоруссии. Но в последний момент стало известно, что вся эта грандиозная затея переносится как минимум на год - якобы аккурат к открытию самой Святогорской Лавры, освящать которую приглашен московский Патриарх Алексий. Кое-кто считает, что Янукович сам отложил пока слишком смелый шаг с приглашением к себе в гости трех президентов. Другую причину переноса оперы усматривают в гневе на Банковой. Якобы это Л.Кучма по науськиванию В.Медведчука не захотел быть инструментом в ранней предвыборной кампании премьера. Третьи указывают на то, что Виктор Федорович наконец осознал, каким межконфессионным конфликтом может закончиться его чрезмерное заигрывание с Московским Патриархатом, и поэтому сейчас ищет выход из сложившейся ситуации. Но наверняка годовой тайм-аут пойдет лишь на пользу будущему спектаклю. Потому что, как выяснилось из интервью Вадима Писарева, которое он дал изданию фонда "Золотой скиф" - одноименному журналу, постановщик "Князя Игоря" искренне считает, что главная партия в этой опере написана для тенора. Будем надеяться, что благодаря переносу спектакля художественный руководитель Донецкой оперы наконец-то найдет время выучить ноты и заодно уяснит для себя, что партию Князя Игоря Александр Бородин написал для низкого баритона.

Но не только тонким пониманием оперного наследия прославили себя "донецкие". Едва ли не самым главным достижением области в области культурного строительства является монументальная пропаганда. Считанные дни остались до открытия в парке "Святогор" города Дружковка скульптурной композиции, где, как уверяют в прессе проводники "имиджевой политики Донбасса", в камне будут представлены народные герои Донетчины: Минин и князь Пожарский, промышленники Демидов, Шелехов и Строганов. Это ничего, что народ смеется. "Донецкие" всю эту лапшу собственных имиджмейкеров "хавают" на раз, даже добавки просят. Пусть кушают. Лишь бы порожняк не гнали.

Прокомментировать принципы имиджевой политики Донецкой области (а с недавних пор - и всей Украины) "Грани плюс" попросили Константина Воробьева, исполнительного директора Благотворительного фонда "Золотой скиф".

- После распада Советского Союза возникла потребность в новых символах, отражающих новые реалии, в которых сейчас находится Донбасс. Из-за этого в 1999 г. Донецкий областной совет объявил конкурс на геральдику области. В этом конкурсе приняли участие более ста работ. Мы предложила свой вариант того, как должен себя позиционировать Донбасс - был представлен не просто герб, была представлена концепция имиджевой программы Донецкой области, где основным брэндом стала известная историческая реликвия - выкованная юзовским рабочим Алексеем Мерцаловым из одного куска железнодорожного рельса металлическая пальма. На наш взгляд, оригинальная история этой пальмы, философское содержание этого изделия (а пальмы занимали особое место еще со времен античного мира, вспомните пальму первенства) более всего отвечает задачам, которые перед собой ставит регион. Пальма - это отражение того, какою бы себя хотела видеть область - это и символ труда, и символ недр, и символ первенства. А почему Менделеев? Потому что любой герб должен, на самом деле, иметь девиз. Когда мы искали девиз, то просматривали высказывания о регионе различных исторических фигур и выяснили, что в конце ХIХ века по заданию Академии Наук в наш край приезжал Дмитрий Иванович Менделеев. В блокноте ученого появилась запись "Недавняя пустыня ожила. Успех полный. Возможность доказана делом". Мы и взяли этот слоган, наиболее подходивший пальме, как символу человеческого труда.

- А не пробовали ли Вы подыскать для Донбасса украинские символы? Или обращение к русским источникам - это была принципиальная позиция руководства региона? - Если уж на то пошло, Мерцалов является потомком запорожских казаков, который родился в селе Кураховка рядом с нынешним Донецком. Во-вторых, я не понимаю такого понятия, как "украинские символы". Понимаете, мы жили в определенном историческом пространстве. Украина входила в состав Российской империи. Менделеев - не только известный русский ученый, это ученый с мировым именем, открывший Периодический закон. И когда такой человек говорит о Донбассе такие вещи, то мы должны этим гордиться. Мы на самом деле должны быть космополитами. Сегодня миру присущи такие черты, как интеграция и глобализация, и ограничивать себя заборами нелогично. - Металлическая пальма, установленная в Донецке, это лишь копия изделия, которое экспонируется в Санкт-Петербурге. Как Вы видите дальнейшую судьбу оригинальной пальмы Мерцалова? - Действительно, пальма, ставшая символом Донетчины, находится в России, в музее Горного университета. Мы обратились к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой передать нам эту реликвию. Господин Яковлев ответил, что пальма находится в ведении федерального правительства и переговоры нужно вести на межправительственном уровне. В связи с этим мы направили официальный запрос на имя главы Администрации Президента Виктора Медведчука с просьбой посодействовать возвращению пальмы Мерцалова как культурной ценности в Украину.

Источник - Грани