Геральдическое описание герба: «В червлёном поле на золотом стуле (без спинки), покрытом зелёной, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой, — золотая, украшенная зелёными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах, — трёх больших, перемежающихся двумя меньшими».
Герб города Твери утверждён Решениями Тверской городской Думы №66 от 25 мая 1999 г. и №32 от 22 февраля 2000 г. В основе герба — исторический герб города Твери, утверждённый 10 ок-тября 1780 г.: «В красном поле на зелёной подушке, золотая корона».
В XVII веке
тверская эмблема
представляла собой "стул
без спинки, на нем корона".
В 1666 году по заказу царя
Алексея Михайловича в
Оружейной Палате было
изготовлено Большое
Государственное гербовое
знамя, на котором среди
прочих помещено изображение:
"престол без степени, на
престоле лежит венец царский".
Известен и автор тверской
эмблемы - Станислав Лопуцкий,
"живописного дела мастер".
Вместе с учениками Ивашкой
Безминым и Дорошкой
Ермолиным он и нарисовал
тверскую эмблему.
В
составленном в 1672 году
первом русском гербовнике
"Титулярнике" тверская
эмблема описана как "стул
без спинки, на нем два хлеба,
сверху корона с крестом: "Тверъский".
Писали тверской герб
золотописцы Оружейной
Палаты Григорий Благушин,
Федор Лопов, Матвей Андреев.
Тремя
годами спустя, в 1675 году
тверская эмблема появляется
на золотой тарелке царя
Алексея Михайловича,
представляя собой "стул с
короной: печать тверская".
Этот рисунок и герб "Титулярника"
заметно отличаются от
варианта 1666 года. Сохраняя
верность основной идее -
трону и короне,
художественные достоинства
и авторство эмблем различные.
Известно, что с 1667 года место
живописных дел мастера в
Оружейной Палате занял
Данила Вухтерс, который по
собственному признанию "Станислава
Лопуцкого живописного дела
знает лучше". С этого
времени тверская эмблема
стала "канонической"
для последующих изображений
вплоть до начала XVIII века.
Именно такой, как в "Титулярнике",
она представлена на рисунке
печати из дневника иноземца
И.Г. Корба.
Изображение
короны на тверской эмблеме
указывало на то, что русское
государство состоит из
бывших "венценосных"
земель, равных королевствам
на Западе. Еще в начале XIV
века Великий князь Михаил
Ярославич Тверской
назывался самодержцем, царем
всея Руси, и первым на Руси
надел царский венец. Стул (трон)
на эмблеме символизировал не
только место для сидения, но
и воспринимался как "стол",
как "владение" и "княжество".
Несколько иной характер
тверская эмблема
приобретает в начале XVIII века
в процессе создания
собственно городских гербов.
Их появление связано с целым
рядом нововведений Петра 1.
Российский реформатор
придавал большое значение
различным эмблемам, символам
и аллегориям. Они
использовались в медалях,
фейерверках, украшали
триумфальные арки. Но чаще
всего, городские эмблемы
изображались на военных
знаменах. По военной реформе
полки русской армии
размещались в городах.
Каждому полку надлежало
иметь на своем знамени герб
города - места дислокации.
Первоначально
гербы на знаменах рисовали
"не по правилам". Так, на
знаменах тверских пехотного
и драгунского полков 1712-1727
годов тверская эмблема
представлена следующим
образом: "знамя зеленое с
изображением в верхнем углу
у древка золотого трона под
короною". Тверской герб
этого периода метко прозвали
"колоколом", ибо он
на корону походил мало.
Для
правильного рисования
гербов в 1722 году было создано
специальное учреждение -
Герольдмейстерская контора.
На должность составителя
гербов был приглашен из
Франции знаток геральдики
граф Франциск Санти. Он и
стал автором нового варианта
Тверского герба. Изменение
внешнего вида тверской
эмблемы объяснялось "европейзацией"
геральдических форм при
сохранении русской идеи
прежнего символа. Рисунок
короны и подушки Санти взял
из книги "Символы и
Емблемата", изданной в 1705
году. Напись под рисунком
была довольно загадочная:
"Прелестная вещь".
В 1729 году
живописец Андрей Баранов
представил рисунки знамен
для 85 полков, в том числе и
Тверского. Высочайшим Указом
новый вариант тверской
эмблемы был утвержден 8 марта
1730 года со следующим
описанием: "на серебряном
стуле на зеленой подушке
золотая корона, поле красное".
В знаменном гербовнике
тверской герб помещен в
золотом картуше, увенчанном
царской короной. Интересен и
необычен еще один вариант
тверской знаменной эмблемы,
известный по рукописи "Гербовник
1755 года и Бибиковы знамена".
Представленный проект
выглядит так: "Знамя
розовое, в тумбе крест
золотой и тумба золотая,
кругом шесть звезд золотых".
В середине
XIX века одним из первых был
составлен герб Тверской
губернии, утвержденный 8
декабря 1856 года. Его описание:
"В червленом поле золотой
трон, на нем царская на
зеленой подушке корона. Щит
увенчан императорскою
короною и окружен золотыми
дубовыми листьями,
соединенными Андреевскою
лентою". Корона на новом
гербе напоминала известную
шапку Мономаха - древнейшую
регалию русских царей.
Составил этот герб
герольдмейстер Бернгард
Васильевич Кене. 10 февраля 1859
года он же составил и проект герба
губернского города Твери.
Изображение в щите
практически копировало
геральдический рисунок
герба губернии. Но вот щит
стал увенчиваться "царскою
шапкою в виде венца
Мономахова и был окружен
золотыми колосьями,
соединенными
Александровскою лентою".
Источники: Лавренов В.И. Гербы городов и районов Тверской области, 2004 г. |