|
митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
01.04.2009 02:45
Вот: heraldic-spb.livejournal.com/6176.html
Геральдический декор на фасаде дома номер 18 на набережной Фонтанки появился тогда, когда строение попало в руки графа Василия Васильевича Левашова (1783-1848). Когда именно? Упоминающие дом справочники указывают, что в 1836-ом архитектор Альберт Кавос (знаменитый впоследствии архитектор Высочайшего Двора, восстановитель сгоревших московского Большого и петербургского Мариинского театров) произвел изменение отделки фасада дома номер 18. Дата, нам вполне подходящая: к этому времени Василий Левашов уже три года пользовался всеми привилегиями графского титула, включая владение гербом с графскими же атрибутами.
Тут надо заметить, что с момента своего появления на белый свет будущий председатель Государственного совета и Комитета министров Российской империи, кавалер всех высших имперских орденов граф Василий Васильевич сильно рисковал остаться не то, что без какого-либо герба, но вовсе не считаться дворянином Левашовым и не дослужиться ни до чего. Ведь папаша его, Василий Иванович, прижил всех своих шестерых детишек вовсе не от законной супруги - ее у него вообще не было, - а от некой "балеринки" (ученицы балетной школы) Акулины Семеновой. И если бы не проведенная императором Павлом Петровичем масштабная «легализация» дворянских байстрюков (внебрачных и добрачных детей, для которых был даже придуман благообразный эвфемизм «воспитанники дворянина такого-то»), не носить бы фамилию Левашовых Василию Васильевичу-первому (у папеньки, Василия Ивановича, был еще одноименный старшему сын, которого называли Василий-второй; при этом все дети, не имея законных прав на отеческую фамилию, звались Карташевыми или, как написали бы ныне, Карташовыми). Но государь Павел, как мы уже знаем, оказался милостив, и указом от 5-го августа 1798 года дозволил всем «воспитанникам Карташевым» генерала от инфантерии Василия Ивановича Левашова принять права дворянства вместе с родовым гербом. Вот так - и наконец-то! - на шестнадцатом году своей жизни бастард от рождения и будущий граф стал законным носителем старинной дворянской фамилии Левашовых.
Свое родословную дворяне Левашовы выводили от некоего иностранца по имени Дол, который, согласно родовой легенде, «выехал из Немец во Псков, в потом в Тверь к Великому князю Александру Михайловичу Тверскому», принял Святое Крещение под именем Василия и дослужился до боярина. У него был сын - не то Викула, не то Микула (т.е. Николай), а у этого Викулы – сын Александр по прозвищу Леваш: он и стал непосредственным родоначальником Левашовых. Среди праправнуков Дола-Василия по этой линии были братья Андрей по прозвищу Свеча (или Светец; он – родоначальник дворян Свечиных) и Иван Меньшой по прозвищу Яхонт (основатель рода Яхонтовых). Достоверность этой генеалогической схемы для нас совершенно несущественна: важно, что она объясняет, почему все три рода – Левашовы, Свечины и Яхонтовы – оказались в итоге пользователями одного и того же герба, который и был за каждым из родов официально признан через внесение в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи.
Герб это представляет собой рассеченный щит, где в геральдически левом, рассеченном на червлень и серебро, поле изображен двуцветный коронованный лев (на красном фоне, т.е. вверху – золотой, а на серебряном, внизу - «натуральный», т.е. не то золотой, не то рыжий, красный), а в геральдически правом серебряном поле показана лазоревая волнистая перевязь (диагональная полоса). Увидеть страницу с гербом дворян Левашовых можно в Общем гербовнике здесь: ОГ, IV, 25. Графский же герб, пожалованный графу Василию – вот он, ниже. Правда, рисунок этот из известного немецкоязычного «Балтийского гербовника» («Baltishes Wappenbuch») Клингспора чуть-чуть неточен (например, девиз «VIRTUTI ET HONORI» - «Доблестью и честью» - должен быть написан черными буквами на серебряной ленте, а тут - наоборот), да вот незадача: оригинал пожалования графу Левашову (ОГ, XI, 9) содержится в одном из тех томов Общего гербовника, который никогда не был опубликован.
В графском гербе родовые лев и «река» заняли почетную первую четверть герба. Увенчанная лавровым венком вооруженная рука во второй четверти свидетельствует о воинских заслугах первого графа Василия - героя войны 1812 года и, конкретно, Бородинского сражения, в котором он вел в бой кавалергардов, лишившихся своего командира.
В нижней геральдически левой части щита - цапля, держащая в лапе камень. Это довольно известная эмблема бдительности: если цапля заснет, ослабит хватку и выпустит камень из лапы, он ударит ее, отчего она проснется для дальнейшего бодрствования. Чего-чего, а уж бдительности-то Василий Васильевич ревностно проявил на страже интересов государя немало: в 1820-ом он председательствовал на военном суде над участниками мятежного выступления Семеновского полка; пять лет спустя, 14-го декабря, был рядом с царем на Сенатской, чем выслужил себе чин генерал-лейтенанта, а затем стал членом следственной комиссии и лично вел допросы бунтарей-декабристов (Левашов немало постарался для того, чтобы к провинившимся были приняты самые жесткие и жестокие кары); еще позже он вошел в Ревизионную комиссию, что встала над Следственной комиссией по делу «Общества соединенных славян».
Что означает пятиглавый храм-монастырь на горе в нижней геральдически правой четверти щита - не знаю: быть может, эта эмблема как-то связана с «матерью» не только «городов русских», но и русского православия - Киевом, где Василий Васильевич на момент возведения в графское достоинство служил в должности киевского военного губернатора. Условная геральдическая штриховка на лепнине неверно воспроизводит фон не только в этой четверти герба (диагональные линии ошибочно даны в зеркальном отображении, отчего вместо зелени получился пурпур), но и на родовом левашовском гербе в верхней четверти (ср. с рисунком герба, где поле со львом пересечено: на лепнине же даже линии деления нет, а фон сплошь застелен линиями, традиционно обозначающими зелень).
Внесение в герб дворянина двуглавого имперского орла (см. сердцевой щиток и центральный шлем) – особо почетная геральдическая почесть, т. наз. аугментация. Маленькие щитки на груди орла содержат «вензелевое имя» (букву «Н» и латинскую литеру-цифру «I») императора Николая Первого – благодетеля, пожаловавшего графа Василия титулом и соответствующим гербом. Корона с семью видимыми, увенчанными жемчужинами, зубцами над щитом – именно графская. На лепном гербе почти все жемчужинки ныне утрачены и едва уцелели только на крайних зубцах.
Что касается двух других нашлемников, то рука с мечом, что окружен лавром, повторяет композицию из второй четверти щита, а два черных крыла перекочевали сюда из левашовского родового герба. Но это в оригинале пожалования. Воплощение же герба на фасаде содержит серьезную ошибку: и слева, и справа от центрального повторен один и тот же нашлемник с крыльями.
Мотивы выбора щитодержателей для герба графа Василия вполне прозрачны: лев не только присутствует в родовом гербе Левашовых, но и неплохо перекликается с фамилией владельца герба («лев» – «Левашов»). Лейб-гусар же дан в воспоминание о том, что в 1815-1822 годах будущий граф командовал Лейб-гвардии Гусарским полком. Девиз графского герба «VIRTUTI ET HONORI» переводится с латыни как «Доблестью и честью».
Все, что видно на фасаде вокруг герба и за ним, не имеет к гербу никакого отношения. Мантии, на которую положен графский герб, в нем не было и нет: мантия в нашей геральдике – вообще привилегия гербов не ниже княжеских, но до пожалования во князья никто из Левашовых не дослужился. Впрочем, использование на практике чисто декоративной мантии преступлением не считалось, если исходила она из приличествующей владельцу короны (на лепнине над мантией - как раз адекватная титулу: графская, а не княжеская; жемчужинки на зубцах и тут потерялись за давностью лет). По схожей причине не подлежат порицанию и фигуры ангелов, изображенные по сторонам герба: держащие не гербовый щит, а мантию, они не претендуют на то, чтобы выглядеть частью гербового пожалования или самозванными (дополнительными к уже имеющимся в гербе) щитодержателями. Ангелы здесь - декоративные, а не геральдические украшения хозяйского герба.
* * *
От автора: Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерами) canoe_ride и Александры Яновской.
ID: 14871 
[a href=https://geraldika.ru/s/12223#a14871]14871[/a] x
jT3-0bSpxjlTm5QrkBegPA2HiOZSE …
jT3-0bSpxjlTm5QrkBegPA2HiOZSE …
jT3-0bSpxjlTm5QrkBegPA2HiOZSE …
jT3-0bSpxjlTm5QrkBegPA2HiOZSE …
|