Геральдика.ру - гербы и флаги
16+
ФорумДворянские гербы ‹ обсуждение и комментарии

Герб рода Кочубеев

Вопросы и комментарии по родовому гербу, внесенному в Общий гербовник (ОГ), ч. 3, с. 49

Информация о гербе на Гербовнике.ру: › https://gerbovnik.ru/arms/349.html

Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Герб рода Кочубеев
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (8):

izya
16.06.2013 01:29
герб Кочубеев

Уважаемые форумчане! По интернету, включая Википедию, кочует фраза "После осознания Петром I своей ошибки, к старинному родовому гербу Кочубеев — в красном поле золотые полумесяц, звезда и два равноконечных креста — было прибавлено пламенеющее сердце в лазоревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» — возвышаюсь когда погиб…"
Насколько это соответствует действительности?
С уважением, Изя
ID: 34379

1
Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
16.06.2013 11:00
Это вопрос, скорее, к историкам. Но с точки зрения геральдики здесь содержится полная деза: родовой герб Кочубеев - в лазоревом поле червленое сердце, обремененное двумя золотыми крестами, и пожалован он был уже после гибели Василия Леонтьевича от рук Мазепы (gerbovnik.ru/arms/349.html). Оттого в нем и девиз говорящий о жизненном подвиге родоначальника. Внук его Виктор Павлович получил в 1799 графское достоинство и новый герб, в котором в сердцевом щитке помещено сердце с крестами (gerbovnik.ru/arms/463.html) и есть новые прибавления, но еще нет никаких "в красном поле золотых полумесяца, звезды и двух равноконечных крестов". Эти фигуры как раз и являются наиболее поздним прибавлением, при возведении того же Виктора Павловича в 1831 в княжеское достоинство (gerbovnik.ru/arms/1414.html). А девиз, что в родовом гербе, что в княжеском один и и тот же.
ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F7%F3%E1%E5%E9
К тому же обычное червленое сердце назвать "пламенеющим" мог только полный невежда в геральдической терминологии, фантазер и сочинитель басен.

p.s. В Малороссийском гербовнике также последовательно приведены гербы Кочубеев дворян, графов и князей:
lib.geraldika.ru/t/437

А вот утверждение о том, что первоначальным гербом Кочубеев еще до Петра было упомянутое изображение "в красном поле золотой полумесяц, сопровождаемый такой же звездой о шести лучах и во главе щита с двумя золотыми же равноконечными крестами", я встретил в книге П.Н. Петрова "История родов русского дворянства", вышедшей в Санкт-Петербурге в 1886 году. Именно отсюда заимствован и упомянутый Вам пассаж про прибавление "к старинному гербу" "пламенеющего сердца" с крестами. Насколько это утверждение достоверно, судить не берусь. Очень похоже на легенду. В этой же книге гербы губерний запросто выдаются за гербы древних княжеств. Известно, что род Кочубеев имеет татарское происхождение от Кучук-бея, выехавшего на Украину из Крыма в середине XVII века и принявшего с крещением имя Андрея. Вполне возможно, что обсуждаемый герб с полумесяцем является поздним сочинением на эту тему, с прибавлением вверху двух крестов из подлинного герба Кочубеев. Очень на это похоже. Но с уверенностью без достоверных материалов сказать трудно.
[Отредактировано 16.06.2013 17:14]
ID: 34380

1
Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
17.06.2013 06:17
Есть ранний портрет Василия Леонтьевича с некой версией герба, возможно - именно той, которая стала основой для предания.
ID: 34385

Герасим
08.05.2017 20:58
ГЕРБЫ НА КАМИНЕ

Петербургский действительный статский советник и известный коллекционер Василий Петрович Кочубей в 1911 году приобрел участок № 20 городской части Царского Села. На этом участке был сооружен особняк, строительство дома по проекту А.И.Таманяна и Н.Е.Лансере завершено было к 1913 году.

Кабинет хозяина в этом особняке украшен ложным камином. Камин в свою очередь декорирован гербами. Если наличие гербовой плиты у камина, которую коллекционер считал надгробием первого крещеного Кочубея - Андрея - что вызывает по меньшей мере недоумение,- можно хоть как-то оправдать, то вот чьи изразцовые гербы пережили владельца особняка и до сих пор сияют в помещении - объяснить никто не может...

или может?
[Отредактировано 08.05.2017 21:06]
ID: 44865
Василий Петрович Кочубей_01. …
Василий Петрович Кочубей_02. …
Василий Петрович Кочубей_03. …
Василий Петрович Кочубей_04. …
Василий Петрович Кочубей_05. …
Василий Петрович Кочубей_06. …

Марк › Эксперт
09.05.2017 08:02
Герасимов написал 2017-05-08 20:58:09:
›› или может?

Руководству заведений, которые располагались/располагаются в особняке, это несколько лет назад было не нужно. Камин, как утверждается, создан Николаем Лансере, соответственно, и гербы на нем тоже. Т.е. в наличии есть чертежи камина, сделанные рукой Лансере. Плита на полу и брачный эпитафиум на камине имитируют часть интерьера некой прибалтийской/немецкой кирхи, даже наверное не одной. Что с православными Кочубеями никак не соотносится. Мне тоже кажется, что это новодел начала прошлого века. Зачем Лансере сделал подобную имитацию и пользовался ли при этом какими-либо реальными прототипами гербов, мне не ведомо.
[Отредактировано 09.05.2017 08:05]
ID: 44867

Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
09.05.2017 19:50
Три, судя по впечатлению, немецких герба (страус, дикий человек с посохом, медведь с топором) и один (вероятно) немецкий гмерк. Латиница. Ничего татарского, ничего православного.
ID: 44872

Герасим
09.05.2017 20:02
ГЕРБЫ НА КАМИНЕ

При этом Дикий человек wilder Mann mit Stock и Черный медведь с секирой schwarzer Bär mit Axt - для геральдики отнюдь не исключительная экзотика. Изображения и даты для вполне образованного и вменяемого взыскательного собирателя древностей Василия Петровича очевидно представляли особый интерес и значили больше чем просто декоративное пятно в жилом интеръере. Вряд ли конечно "в декоративных орнаментах, украшающих навершие камина, хозяин особняка зашифровал историю рода Кочубеев", как полагают некоторые исследователи. Но какая-то ассоциативная связь с маврами украшающими ограду особняка Михаила Кочубея в Петербурге возможно имеет место...
[Отредактировано 09.05.2017 20:06]
ID: 44873
wappen_w.jpg
Обуховых.jpg
Кочубей_М_06.jpg
wilder Mann mit einem Stock. …

Марк › Эксперт
09.05.2017 21:31
Я думаю, камин был сделан не для Кочубеев и попал в особняк случайно. Вот здесь над ним висят еще какие-то гербы, явно не Кочубея.
[Отредактировано 09.05.2017 21:42]
ID: 44877
b40cbcec057b57104cb0ec82d8a4a9 …

Новое сообщение:

Если Вы обнаружили ошибку или можете дополнить информацию на странице, то отправьте уточнения на support@geraldika.ru, либо оставьте в виде комментария прямо на этой странице.
Информация на странице опубликована 16 августа 2003 г. и последний раз редактировалась 01 мая 2023 г.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 4. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!