Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Эксклюзивное интервью газеты "Время" с членом Государственной комиссии по геральдике, фалеристике и другой официальной символике Сильвием Табак (Молдова)

/ Инна Желтова

Досье: Сильвиу Табак - член Государственной комиссии по геральдике, фалеристике и другой официальной символике. Выпускник Московского историко-архивного института, единственный в стране геральдист.

Есть ли альтернатива гимну "Лимба ноастрэ"? Какова история триколора? Что означает голова тура на гербе? Так ли уж плох бывший молдавский советский флаг и герб? Любит ли наш многонациональный народ современные символы независимого государства? Можно сколько угодно рассуждать на эту тему? До тех пор, пока в разговор не вступает специалист.

- Расскажите, пожалуйста, как создавалась комиссия. Каковы ее цели, полномочия?

С.Табак: Указ был подписан 5 декабря 1995 года, президентом Мирчей Снегуром. Нашей главной задачей стало проведение единой государственной политики в области геральдики, фалеристики и другой официальной символики, а также наблюдение за правильным ее использованием. Затем состав комиссии переутверждался президентом Лучинским в 1997 году. Владимир Воронин специальных указов по нашему поводу не утверждал: он разрешил работать в старом составе, но без представителей аппарата прежнего президента, тех, что не являлись специалистами в этой области. Поэтому сейчас в комиссии нет президентских представителей. Мы работаем при аппарате президента, собираемся по мере необходимости в здании президентуры, существуем на общественных началах. Среди членов комиссии историки Владимир Мискевка и Вера Паюл, художники Алексей Колыбняк и Семен Одайник, искусствовед Константин Чобану и другие. Мы рассматриваем проекты, уже утвержденные в ведомствах или территориальных органах власти, которые касаются восстановления или введения герба, флага и других символов населенных пунктов или административно-территориальных единиц. Мы даем научную экспертизу этим символам. После признания их качественности с научной точки зрения, они заносятся в Общий гербовник (по-румынски, Армориалул Дженерал) Республики Молдова. Это большой государственный регистр, созданный по примеру средневековых гербовников, в частности "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи". К сожалению, на его издательство пока не выделено достаточно денег, поэтому наш гербовник пока выглядит не так, как нам бы этого хотелось.

- Насколько, с вашей точки зрения, существующая государственная символика отражает суть современного государства Молдова, его дух?..

С.Табак: Когда задумывался нынешний герб Республики Молдова, работа велась в трех направлениях. Кто-то создавал абсолютно новые композиции, как говорится, на голом месте. В основном, это была имитация гербов, эмблем со всего мира, по принципу "что в голову взбредет", чистая фантазия. Это был некачественный подход. Соответственно, все подобные варианты были отправлены в корзину сразу. Другие две группы пошли по правильному пути, используя государственный герб Княжества Молдавского. Голова тура, со звездой между рогами, украшенная с правой геральдической стороны розой, с левой ? полумесяцем. Но среди художников, взявших за отправную точку старинный герб, не было единства мнений. Одни считали, что нужно использовать только голову тура, другие настаивали на необходимости использовать еще один дополнительный символ, который бы указывал на то, что новая республика является не всей Молдовой, а лишь ее частью. В числе таких вариантов был и орел-крестоносец, символизирующий латинское происхождение нашего народа и христианскую веру, которую мы восприняли, скажем так, естественным образом. Римский орел, который используется в нашем гербе, везде символизирует, напрямую или опосредовано, Римскую империю: и в немецкой геральдике, и в арабской, во всем мире. Наш же отличается тем, что у него в клюве крест. Все остальные орлы не являются крестоносцами.

- А что символизирует тур?

С.Табак: К сожалению, мы до сих пор не знаем точно, что он символизирует. Единственное, в чем мы уверены, это в том, что герб появился до государственного образования, на территории средневекового молдавского княжества, чьей первой столицей была Бая. Он, вероятнее всего, принадлежал одной из правящих династий, но потом стал передаваться от одной династии к другой. Этот факт лишний раз указывает на то, насколько важным являлось сохранение этого символа в качестве государственного, коль все сменяющиеся на троне династии вынуждены были либо совсем отказаться от своего собственного герба, либо комбинировать его с государственным гербом, на котором нарисована голова тура. Ситуация достаточно неординарная, так как обычно, об этом свидетельствует история, новая династия, приходившая к власти, заставляла государство пользоваться своим гербом. До новейшего времени, разумеется: речь идет о средних веках.

- А что касается флага?

С.Табак: Государственные флаги возникли примерно с середины XVIII века. Хотя, если быть совсем точным, тогда еще национальных флагов, как они существуют в нашем современном понимании, не было. Восемнадцатый век оставил нам хоругви, церковные и военные. Флаги не использовались в качестве государственной символики ни в молдавском, ни в валашском княжествах. Нам этого еще не разрешала также Османская империя: коммерческие суда или другие формирования ?на экспорт? выходили под флагом турецкого султана. В современном смысле флаг появился только в 1848 году, во времена европейской революции. Наш румынский флаг появился, как бы имитируя французский. Так сложилось, что почти все латинские народы имеют вертикальные триколоры, имитирующий французский флаг. В отличие от славян, которые в основном имитируют российский флаг; а российский флаг, в свою очередь, имитирует голландский, на котором полосы расположены горизонтально.

- Скажите, а все-таки румынский и молдавский флаги в современном варианте ? они отличаются друг от друга. Или это один и тот же флаг?

С.Табак: Если точно, то не совсем одно и то же. Особенно если принять во внимание то, что мы раньше Румынии утверждали герб и флаг? В сущности, мы ? пионеры в этом вопросе. Хотя, фактически, наши символы восходят к одним истокам, одинаковым идеям и прототипам. Флаг и не может быть другим, потому что и в нашем случае, и в румынском используются национальные, этнические флаги. Как и во всем мире. Учитывая, что наше основное население ? молдаване, у нас не было выбора, а придумывать что-то новое, имея готовое, было бы глупо. Тем более, если вы помните, какие тут бои за этот флаг шли? Если бы парламент 1990-го года не утвердил триколор, то не известно, чем бы все закончилось. Поэтому у нас тогда альтернативы не было. Так поступили все союзные республики: взяли свои этнические флаги, не зависимо от того, когда они появились. Конечно, политики подумали тогда о том, чтобы мы не повторяли полностью румынский флаг. Во избежание повтора изначально было поставлено условие: на нашем флаге должен быть наш герб. Таким образом, современный молдавский флаг получил свое индивидуальное лицо. Румынский флаг, который появился после нашего ? ?чистый?, то есть, без герба. Румыны просто взяли этнический флаг; правда, им пришлось менять синий цвет. Так как тот синий цвет, который считается нашим с исторической точки зрения (этот синий цвет есть на нашем молдавский гербе), уж был использован, на флаге республики Чад. Чад взял себе такой триколор в те времена, когда Румыния была социалистической. Соответственно, румынам пришлось поменять оттенок синего цвета. Насчет гербов: скажу, что по своему содержанию они восходят к одной и той же идеи. Отличие в том, что центральный щит, который является главным и в нашем гербе, и в румынском, у нас символизирует только молдавское княжество, а у них это символ всех пяти провинций государства: Валахии, Молдавии, Трансильвании, Добруджи и Баната. Они совсем не похожи с технической и художественной точек зрения. Если римский орел в румынском исполнении является внутрищитовой фигурой, то у нас он выполняет функцию щитодержателя. И геральдические цвета у них разные, хотя это ошибка. Так что нет ни малейшей угрозы, что нас перепутают. Проблема "путаницы" у нас возникала, когда мы создавали армейский флаг. И чтобы две армии не спутали себя на поле брани, мы использовали наш триколор не в его государственном оформлении, а выстроили трехцветный крест, который, кстати, напоминает молдавские средневековые, боевые знамена.

- Оттенки и нюансы цвета ? это что, так строго, и не допускается вариантов?

С.Табак: Существуют международные стандарты, оговоренные и утвержденные для того, чтобы не было двух одинаковых флагов. Это основное правило геральдики: повторение считается узурпацией чужого символа. У некоторых, например, Украины, синий цвет определенного оттенка ? так сложилось исторически. Но в принципе, когда речь идет о красном или зеленом, синем или желтом, то это стандартный геральдический цвет. Если нет специального описания, то он должен быть обычным интенсивным цветом.

- Как вы сказали, в функции вашей комиссии входит также следить за правильным использованием государственной символики. Были ли за годы вашей работы какие-нибудь нарушения, в чем они состояли?

С.Табак: Что касается герба, то у нас очень часто нарушаются пропорции и цвета. Это сплошь и рядом, почти на всех вывесках. Потому что каждый раз все рисуется ? как бы это сказать? - по-новому. Вы не поверите, но эскиз принятый парламентской комиссией по гербу и утвержденный парламентом, как и государственные эталоны герба и флага, не сохранились? В официальном сборнике декретов и постановлений, изданном в 90-ом году, тоже появился герб и флаг. При печатании там также было искажено все, что только возможно исказить. С тех пор не появилось ни одного официального издания, где на нарисованных государственных символах были бы соблюдены пропорции и цвета. Обычно официальные цвета устанавливаются в двух системах: в компьютерном варианте и в процентном соотношении составляющих каждого цвета. Мы пытались это сделать, когда создавался правительственный сайт, но у нас не было формального повода собраться на заседание комиссии по такому вопросу. Согласно правилам, нужен был запрос извне, на который мы бы уже отреагировали. В общем, расхлябанности и балканского отношения к символам у нас хватает с лихвой. Это вообще удивительно, потому что официальная символика ? часть идеологической политики государства.

- То есть, нарушений достаточно. Они, что, не наказуемы?

С.Табак: Нет, наказуемы. Это называется профанацией государственных символов. Даже есть статьи в Уголовном кодексе, которые предусматривают наказание, в основном, штрафы. Но вот что касается применения наказания? Например, мы довольно часто обращались по поводу флагов: когда с ними что-то не так, это всегда виднее. Или временем потрепанные, или грязные, или пропорции не те? Наши замечания всегда воспринимались без проблем, сразу все поправлялось или заменялось. Бывало, когда использовалось много флагов, и в неправильном порядке, с нарушением существующего этикета, определяющего, какой флаг за каким идет. В таких случаях мы тут же реагировали, и тоже все исправлялось.

- То есть, до суда пока дело не доходило?

С.Табак: Нет. Пока, во всяком случае. Что же касается герба, то, учитывая тот факт, что не было официальной, качественной его публикации, мы не пристаем к людям. Если государство не выполнило своих обязанностей по отношению к пользователям, то почему люди должны от этого страдать? Мы же не карательный орган.

- Так у нас появится когда-нибудь официальное издание, в котором будут нарисованы настоящие, не искаженные государственные символы?

С.Табак: Думаю, да. В советское время, если помните, была такая книжка "Герб, флаг, гимн МССР", это было официальное издание тогдашнего Верховного Совета, вышедшее огромным тиражом. Брошюру получили все организации, все населенные пункты. Была она и в продаже. В Республике Молдова пока такого аналога не появилось. Я видел, как обстоят дела с этим вопросом в других странах бывшего СССР. Там люди, конечно, очень сознательно отнеслись к символам. Например, Эстония раньше других сделала буклет, в который вошли не только государственный флаг и герб, но есть и государственная птица, государственное дерево, цветок, цвета и так далее, символизирующие эстонское государство...

- Извините, я вас перебью: а у нас есть государственная птица или дерево?

С.Табак: Такие вещи должны определяться в процессе дискуссий, социологических опросов, обсуждений в прессе, с привлечением специалистов. Понятно, что сейчас нам явно не до выяснения, какое дерево или цветок могли бы олицетворять Молдову. Но вот лет пять назад эта тема была бы интересной обществу и с удовольствием была бы поддержана учеными.

- Символика каких еще государств СНГ, на ваш взгляд, особо интересна?

С.Табак: Литовская, например. Кстати, и они сразу издали прекрасный, качественный альбом. В Белоруссии первые герб и флаг вышли на очень красивых марках. Их символика очень красивая и древняя. Геральдисты всего СССР восхищались тем, как мудро белорусы поступили, возвратившись сразу к истории и традициям. Потому что тенденции в союзных республиках были разные. Кто-то сразу обратился к истокам, а кто-то создавал временные имитации советских эмблем. Возвращаясь к сложившемуся в Молдове отношению к государственной символике, еще раз замечу - у нас все тяп-ляп. Хотя известно, что, для того, чтобы что-то сделать качественно и навсегда, нужно вложить немного денег. Я сам часто удивляюсь, как при таком отношении у нас все же получается очень хорошая геральдика, вексиллология, фалеристика, за которые не стыдно.

- Скажите, а что, имитация советских символов ? это так плохо? Вообще, неужели такое большое значение имеет, что за герб и флаг у того или иного государства? Красный, сиреневый или трехцветный?

С.Табак: Я вам объясню, почему такое негативное отношение было к советской символике. Во всяком случае, у специалистов. Потому что она была придумана, как говорится, на ровном месте. Скажем, из всей советской символики можно считать качественной лишь государственный флаг СССР - алое полотнище, которое символизировало что-то конкретное, несшее историческую нагрузку. Еще первый герб РСФСР. Это были действительно новые символы, частично соблюдавшие правила геральдики. Они создавались в революционное время, с одобрения народных масс. Все остальные символы СССР были просто надуманы, своего рода имитация, без учета национальных традиций, сборная солянка агро-индустриальных символов, которые никак не отражали сущность народов тех республик, которых эти символы представляли. Кроме того, есть элементарные правила геральдики. В частности, нельзя накладывать зеленый цвет на красный, Эти два цвета обязательно должны быть разделены третьим, пусть это будет желтый или белый. Кстати говоря, когда придумывался советский молдавский флаг, предложили три варианта. В том числе триколор: красный цвет, зеленая полоса, которая почему-то символизировала дубраву, что подкреплялось цитатой из песни, и на этом фоне - желтый орнамент, подобно белорусскому советскому флагу. Знаете, почему не утвердили тот триколор? Потому, что ученые не смогли договориться, какой орнамент является истинно молдавским. Это было единственной причиной. В общем, все делалось субъективно, и это характеризовало отношение к символам. В основном, все гербы и флаги СССР не соблюдали научных правил геральдики. Вот и вся проблема.

- Способна ли, по вашему мнению, государственная символика в действительности влиять на менталитет нации или хотя бы на чувство патриотизма?

С.Табак: Она не только способна, она должна влиять, должна являться объединяющим символом государства. Не зря поднимают флаги во время важных межгосударственных событий, на Олимпиадах, не зря гербы проявляются на монетах, которые имеют хождение по всей стране. Не зря произносятся присяги под флагом и при гербе. Но для того, чтобы они вызывали этот патриотизма, их надо изучать. Понемногу, но постоянно. Смалу, со школы. Они должны быть выставляемы в приличном виде во всех общественных местах, защищаемы. Нельзя допускать профанации, незаконного тиражирования, разрушающего имидж символа. Например, на бутылках вина желательно герб страны не размещать.

- Скажите, как вам кажется, триколор перестал быть раздражителем для некоторой части населения, как, скажем, для других ? советские символы? Все-таки ассоциации у всех самые разные?

С.Табак: Я думаю, что все, рано или поздно, станет на круги своя. И люди, в основной своей массе, должны были уже привыкнуть к современным символам. С другой стороны, не следует думать, что убавится число их противников. На мой взгляд, 10% населения будет всегда "против", независимо от любого символа. Даже если Молдова станет самой благополучной страной в Европе, эти десять процентов все равно будут существовать. Как и в любой стране. Причины на то разные. Здесь, на правом берегу Днестра, в принципе, уже установилось благоприятное отношение к символам. Люди привыкли, поняли, что эти символы не являются вражескими, что это общегосударственные атрибуты. Под этими флагами и гербами в паспортах люди выезжают за границу, независимо от национальности, и т.д. Наши флаги появлялись на тех же Олимпийских играх, и это уже вызывает определенные эмоции. Молодое поколение начало изучать символику, ее значение в рамках школьной программы. В целом, население, можно сказать, уже приняло существующие флаг и герб. Как мне кажется, во многом это определило отсутствие агрессивности в наших символах. Другой вопрос, что впервые, после долгого перерыва, они были использованы в агрессивное время; больше флаг, чем герб и гимн? Но все равно к ним уже привыкли. Все-таки красный, синий, желтый ? это основные цвета радуги, которые не должны вызвать негатива ни у кого, кроме, пожалуй, арабов, в чьей мифологии радуга является чем-то страшным.

- Я знаю, что ваша комиссия за гимн не отвечает, но все-таки хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу постоянных дискуссий о том, какой гимн нужен стране. Стоит ли его менять, и если да, то почему?

С.Табак: Вообще, гимн не сочиняется на конкурсе. Это очень глупый подход. Думающие люди так не поступают. Гимном становятся исторические песни, которые в определенный, исторически важный период начинают использовать как гимн, объединяющий народ. С исторической точки зрения, у нас есть только две такие песни, и мы их уже использовали. Первая ? "Проснись, румын!", гимн, который потом был отменен. Вторая ? "Лимба ноастрэ". Не могу сказать, что одна песня удачнее, чем вторая. Они одинаковые по функции, это общерумынские, общенациональные гимны. Есть, например, общевенгерский гимн, общепольский, которые дороги всем венграм и полякам, независимо оттого, в каком краю они живут. Кстати, у Румынии такой альтернативы, как у Молдовы, нет. У нас песня "Лимба ноастрэ" получила необходимые функции в 88-89 годы, и была распространена среди тех, кто боролся за независимость от СССР, даже больше, чем "Проснись, румын!", в тот период менее известная и популярная. А у румын "Лимба ноастрэ" никогда не имела такой популярности и не получала статуса объединяющего символа нации.

- Те, кто предлагает утвердить новый гимн, говорят, что "Лимба ноастрэ" не может быть гимном, так как, во-первых, она специфична и являет собой не более, чем поэзию, посвященную родному языку. Пусть и очень лиричную поэзию. Второй аргумент: Молдова многонациональна, а в тексте этот факт никак не отражен.

С.Табак: Почти как "каждой твари по паре": каждому ? свой гимн? Такого не бывает. В демократических странах есть большинство и меньшинство. Вторые всегда с чем-то не согласны, так было всегда и везде. И, конечно, мнение большинства должно быть соблюдаемо меньшинством. В других странах гимны тоже разные, не обязательно их текст взывает к борьбе, в стиле "Вставай, страна?". Хотя есть и такие, например, в Польше или Украине. В Словакии гимн ? это песня о пейзаже. Гора, над ней встает солнце, и все довольны. Если бы среди румынских, молдавских песен были другие варианты, их бы уже предложили. Кстати, вот вам другой пример, гимн Кишинева, "Мой белый город". Так должны возникать гимны: классическая ситуация, когда песня пережила времена, стала настолько любимой, что более удачной и не найти. Это лучший путь. Что же касается флагов, то этнические меньшинства Молдавии могут спокойно использовать, в подобающих случаях, вполне законно, свои этнические флаги: украинцы ? украинский, русские ? русский, цыгане ? цыганский, гагаузы ? гагаузский, евреи ? еврейский, болгары ? болгарский и т.д. Ведь таковые существуют, и так же, как наш, совпадают с государственными флагами стран, в которых данное населенее основное. Это только украсит наш Кишинев. Всякие искания в области государственной символики, которые могут начаться, будут обречены на неудачи, с точки зрения исторической. Опять же, это вызовет очередную волну недовольств. А потом, нельзя уподобляться деду Щукарю, менять шапку, с каждой новой властью. Уважения народа к символам такие метания не прибавляют.

-Символы населенных пунктов Молдовы, можно предположить, гораздо древнее, чем нынешняя государственная символика?

-Смотря какие. Государственный герб ? ровестник многих средневековых городских и земельных гербов. Флаговой традиции, как таковой, у нас нет. Вернее, мы утеряли ее в самом начале молдавской государственности, под влиянием Востока. У западных городов принципиально другое отношение к символике. Например, в Италии огромное количество флагов, даже больше, чем гербов, и люди привыкли их использовать в самых разных обстоятельствах. Похожая ситуация - в Польше, где во время шествий обязательно несут флаги. У нас на народные собрания любого характера выносятся только государственный или этническмй флаг и плакаты, на которых написано большими буквами "Лэпушна", "Хынчешть" или другое название, соответствующее поводу. Отсутствие нормальных современных территориальных флагов восполняется использованием чужих: СССР и бывших союзных республик, США, НАТО, СНГ, Европейского Союза, что кому ближе. Могут нести еще "первобытные" флаги каких-то партий. Поэтому, когда возник вопрос о территориальной символике, мы занялись его решением с большим рвением и удовольствием. Этому способствовало и то, что все геральдисты нашей комиссии неравнодушны к территориальной символике и глубоко изучали ее задолго до того, как появилась комиссии. Можно даже сказать, что именно это мы считали это своей первоочередной задачей. Подобно тому, как российское геральдическое общество провозгласило лозунг "Каждому городу ? свой герб", мы приняли для себя похожий девиз: "Каждому населенному пункту ? свой герб, флаг и, если они пожелают, печать, гимн и все остальное, что может быть". Мы разработали такую нормативную базу, которая позволяет создавать символы, независимо от уровня административно-территориальной единицы. В Румынии, например, символика создается централизованно, группами - уезд вместе со всеми населенными пунктами или все уезды вместе. У нас ситуация развивалась по-другому. Не было в тот момент сил и средств на создание сразу единой системы, сверху вниз. Кроме того, мы усердно изучали опыт Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, России, Польши, Словакии - стран, которые сталкивались с теми же проблемами в области геральдики, что и Молдова. Словом, мы решили создать нормативную базу под любой появляющийся символ. А когда разрабатывался регламент по районным гербам, мы придумали специальные украшения для уездов, на тот случай, если они появятся. Эти два уровня были предусмотрены заранее, так что, сейчас, если уезды поменяются на районы, мы готовы к изменениям.

- А что изменится в символике, если вместо уездов будут районы?

- Речь идет о так называемых внешних украшениях гербов и флагов, ибо именно они указывает на статус административно-территориальной единицы. Поменяется общее количество символов и внешние украшения. Когда мы создавали в 2000-2001 годах гербы уездов, мы пытались сохранить как можно больше традиционных гербов. В новых уездных гербах присутствуют символы, которые использовались до 1812 года, элементы из гербов российского и румынского периодов. Мы посчитали, что, если герб уезда был установлен в 1826 году и переутвержден без смысловых изменений в 1928 году, а уезд существует в настоящее время хотя бы по названию, (например Бельцкий уезд), то менять герб нет смысла. В общем, максимально сохраняли то, что можно было сохранить. Если придется создавать новый комплекс символов для районов, то перед нами будет стоять совершенно другая задача. Потому что исторической символики, кроме вновь созданных уездных гербов, у нас по районам нет. Районы МССР, кроме Комратского, своих гербов не создавали.

- С уездами-районами картина более-менее прояснилась. Символика каждого города, каждого населенного пункта ? это, вероятно, совсем другая история?

- Да-да. С городами по-разному обстоят дела, хотя мы и в этом случае сохранили все, что смогли. В качестве примера приведу Оргеев. Был герб румынского периода, но мы от него отказались, потому что отыскали средневековый герб. Я три раза ездил в Оргеев, для того, чтобы убедить местные власти в том, что надо вернуться к средневековому гербу, как более благордному, в нем больше истории, и это очень важно. Написал обоснование на 30 страницах и статью в журнал "Басарабия". Лишь после этого они согласились. С другой стороны, бывают случаи, когда моего красноречия и научных доводов не хватает. Так я пока не смог убедить Сороки в том, что герб, которым пользуются местные власти, не самый лучший вариант, что имеет смысл вернуться к более старинным символам.

- Вы хотите сказать, что власти на местах сами себе выбирают символику, а вы лишь консультируете их в этом вопросе?

- Процедура утверждения сиволики различна. Она зависит от того, о чем идет речь: об уезде или населенном пункте. Уездная создавалась централизованно - комиссией, так как предполагалось, что она будет иметь международное хождение, издаваться на марках, значит, все должно быть сверхправильно и в одном стиле. Мы разрабатывали герб и флаг здесь, в Кишиневе, затем согласовывали с каждым уездом, потому что их согласие также важно. А вот символы городов и других населенных пунктов должны разрабатываться местными органами власти, но с соблюдением научных канонов и правил установленных комиссией. После местного утверждения, такие символы передаются в комиссию для экспертизы и утверждения. Процедура долгая, цепочка длинная. Если у них все требования соблюдены, все сделано правильно, мы утверждаем и регистрируем символы в Общий гербовник Республики Молдова. Если нет, то возвращаем на доработку или полную переделку. Потому что, будем откровенны, есть села, которые придумывают, как говорится, с бухты-барахты. А бывают случаи, когда в лучших традициях молдавского правового нигилизма не соблюдается элементарная научно-нормативная база. Яркий пример - село Кожушна. Они разработали эмблему парагеральдического характера и обозвали ее гербом. Ни примар, ни совет не додумались привлечь профессионального геральдиста или посоветоваться с президентской комиссией. Мы поехали туда по собственной инициативе, благо, Кожушна недалеко, указали на ошибки. Сделали это в корректной форме, так как знаем: люди опасаются, что в Кишиневе им все запретят, да еще напридумывали, будто мы втайне хотим, чтобы у них герб был хуже, чем у соседей. Хотя, какой смысл навязать герб, который не будет нравиться, и люди просто не станут им пользоваться? Это, в конце концов, лицо нашей страны и профессиональное лицо нашей комиссии.Конечно, с одной стороны, мы ищем лучший вариант для конкретного населенного пункта, с другой - стараемся, чтобы не было повторением одних и тех же деталей. Запрещено, например, повальное изображение кукурузы, винограда, пшеницы, шестеренок. Потому что, если такое позволить, у нас будет тысяча шестьсот абсолютно одинаковых гербов и ни о каком индивидуальном лице и духе населенного пункта не будет и речи. Мы указали примэрии Кожушны на все недостатки, но они никак на них не отреагировали - им все равно, а признавать собственную неправоту они не привыкли. Их пришлось поставить в очередь на на вызов в комиссию: примаря пригласят в президентуру, придется еще раз разъяснять правила геральдики и так далее.

- То есть, с точки зрения специалистов, символика, придуманная творческими силами Кожушны, - пример нелепостей?

- Да. А все потому, что они не привлекали специалистов. Ну, нарисован там какой-то виноградник. И что? Вы поймите, никто не сомневается в том, что на гербе должен быть изображен виноград, ведь Кожушна ? известная винодельческая область и так или иначе на ее гербе должна присутствовать производимая здесь продукции, которая реализуется по всему миру. Но зачем его изображать так глупо и прямолинейно? Если можно сделать все красиво и согласно правилам науки? Как медицинские операции проводят врачи-хирурги, в космос летают космонавты, а сапоги шьют сапожники, так и гербы должны быть составлены геральдистами, и никакой сельский совет или сход не смогут заменить голову обычного геральдиста.

- Скажите, каждый населенный пункт обязательно должен иметь свою символику?

- Знаете, что ответил на этот вопрос выдающийся, ныне здравствующий французский геральдист, Мишель Пастуро? Герб - это как визитная карточка. Она может быть у каждого, но не всякий ее заказывает. Вот так и с нашими населенными пунктами. По действующеей нормативной базе, у нас собственный флаг и герб могут иметь все населенные пункты. Даже села, которые не имеют собственных примарий. Так уж решили, ибо наши села достаточно автономные по своему статусу и достаточно самостоятельные единицы с исторической, культурной, ментальной и других точек зрения. А состав коммун на протяжении истории менялся достаточно часто. Таким образом, даже самый захудалый хутор может иметь свой герб и флаг, которые использовались бы, скажем, при участии в спортивных соревнованиях или в других мероприятиях массового характера. А потом, кто сказал, что маленький хутор не может вырасти в большой город? В Румынии, например, подобная практика запрещена: населенным пунктам ниже статуса коммуны нельзя пока иметь герб.

- И в результате у нас все имеют собственные символы?

- У нас все могут. Но пока мало кто из населенных пунктов разработали собственные гарб и флаг. Для этого нужно, во-первых, время. Мы составили геральдическую анкету, которую достаточно тяжело заполнить, нужны особые исследования. К тому же, если вы знаете, в наших деревнях и селах нет особых стремлений к возрождению или созданию символов. В создавшейся там сегодня ситуации, людям нечего выпячивать, лучше побыть в тени, промолчать. Зато в городах совсем другое отношение к этому вопросу. Например, желание выделиться по особому уже появилось у муниципиев Унгены или Хынчешты и городах Флорешты, Яловены, Кодры или Атаки. Они хотят, чтобы их воспринимали по-особенному, а собственная гербовая и флаговая символика этому отчасти способствует. Кроме того, велика сила местного принципа: у соседей есть, а я чем хуже? Присутствует дух состязательства. Например, Атаки соседствуют с Ямполем и другими украинскими городами, а в Украине процесс создания собственной символики идет очень быстро. Кроме того, представители городов выезжают за границу, им дарят разную символику, а они не могут ответить тем же. Для Яловен, например, именно это стало основной причиной, побудившей городские власти к созданию собственных символов. Можно сказать, что процесс создания гербов и флагов населенных пунктов проходит в режиме средней активности. Но с другой стороны, такие крупные и важные города как Бельцы, Сороки или Кагул так и не привели свою символику в соответствие с требованиями Национальной комиссии по геральдике. Что касается сел, пока только три из них разработали себе качественные, зарегистрированные гербы и флаги. Это Лэпушна, Варница и Заим (село под Каушанами). В стадии разработки находятся символы села Талмаз и образцово-показательный комплекс сельских и коммунальных гербов и флагов шести населенных пунктов Сорокского уезда под общим названием "Кухурешть", который должен стать примером для комплексного научного подхода к проблеме сельской символики.

- Герб какого населенного пункта, города или уезда самый древний?

- Самый старый ? оргеевский герб, он существует с конца XVI века. Примерно столько же лет гербу села, прежде города, Лэпушна. Собственно говоря, средневековых гербов населенных пунктов у нас сохранилось не так много. После них по "старости" идут уездные гербы. Самый старший ? Сорокский, тот, который местные власти почему-то никак не хотят признавать. Его первая документальная аттестация относится к 1803 году. В основном, все уездные гербы относятся приблизительно к 1826 году, то есть к российскому периоду. А вот Кагульский и Тараклийский - к молдавскому периоду 1856-1878 годов. Первый известный городской герб Кишинева - 1930 года. Есть сведения, что Кишинев мог иметь и средневековый герб, который помещался на городской печати, но он пока не обнаружен историками. Попытки создания герба Кишинева в советское время кончились ничем. В начале 90-х годов был восстановлен в новой художественной редакции муниципальный герб 1930-го года. Флаг, к сожалению самый неправильный в нашей стране, был придуман потом.

- Господин Табак, если можно, растолкуйте на конкретных примерах, как на одном гербе объединяются несколько элементов разных эпох?

- У Хынчешт на гербе лев и топор. Здесь соединено два фамильных герба. Топор взят из семейного герба семьи Хынку, от которых пошло название самого города. Лев "достался" от герба известной армянской семьи Манук-бей, которая купила поместье Хынчешты в самом начале XIX-го века, и благодаря которой оно получило статус города и потом выросло. Мы решили объединить эти два элемента, чтобы создать новый городской герб. Обычный европейский прием, ничего нового мы не придумывали. Главное, чтобы получилось осмысленно, красиво и качественно. Другой пример - Оргеевский муниципальный герб. В данном случае к старому средневековому гербу с изображением лошади было добавлено несколько элементов. "Чистая" лошадь есть во многих гербах, надо было как-то индивидуализировать оргеевский символ, обозначив элементы, олицетворяющие старый татарский Орхей, старый молдавский Оргеев и новый Оргеев - преемственность трех городов. Муниципий Унгены: здесь девять вертикальных полосок, символизирующих девять населенных пунктов, вошедших в него, когда он создавался; шеврон символизирует название "Унгь", то есть, угол, а ключ ? это из советского герба города, мы его восприняли как самый старый элемент и добавили в общую композицию. Бричень: бритва (бричь - опасная бритва, острый нож) символизирует название города; плюс три розы из герба семьи Росетти, которой изпокон веку принадлежало это поместье. Кодры ? совершенно молодой город, тут символизирована Костюжанская лечебница, самое, скажем так, старое и известное предприятие этого поселка, а также ветка колючек, потому что там есть долина Скиноаса. где растут колючки; ветка дуба символизирует плодоовощное предприятие "Кодру", и ветка винограда ? научно-производственное объединение "Виерул", благодаря которым село Костюжень стало городом Кодру.Флорешть: четыре лилии символизируют название (флорь ? цветы), перекрещенные шпаги и крестики взяты из герба семьи Костин - владельцев поместья. Во Флорештах, кстати, есть памятник летописцу Мирону Костину, поэтому использование элементов семейного герба оправдано вдвойне. А вот история с гербом Яловен очень интересная. Мы создавали этот герб по образцу герба испанского города Херес де ла Фронтера, что в провинции Андалузия, где родилось вино Херес. Волнообразное деление поля взято оттуда; а вот цвета символизируют местную речку и первое название населенного пункта "Кеиле Ишновэцулуй" (место, где река, протекающая по долине с вишнями, уходит в ущелье). Кубок символизирует виноделие, главную отрасль Яловен. Атаки: первое название этого населенного пункта "Мытаревы камни" (мытарь ? таможенник, там и тогда была таможня через Днестр); алебарда наложенная на волнистую разделяющую линию щита символизирует именно эту таможню, брод



Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Эксклюзивное интервью газеты "Время" с членом Государственной комиссии по геральдике, фалеристике и другой официальной символике Сильвием Табак (Молдова)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Номера нашего журнала
"Гербовый курьер":
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!