Автор/авторы: Назипов Марат Герб Кизнерского района создан классическим способом, в стиле национальной, удмуртской государственной символики.
Обоснование символики:
Из далекой истории района…:
Удмуртская община Бодя переправились на левый берег реки Вятки и поселились на территории современного Кизнерского района. Основали деревню – Старую Бодью. Их потомки положили начало Гучин-Бодье, Синяр-Бодье, Вишур-Бодье.
Численность общины выросла, а удобных, плодородных земель было мало. Поэтому старейшина рода Бодья разрешила еще одной группе людей из общины образовать новое поселение, во главе которого стоял один из ее сыновей.
В основу герба Кизнерского района лег - пояс «ЗАР» -часть облачения невесты. Его надевали поверх описанного выше камзола с ложными рукавами. Он представляет собой плотную полосу холста (размером приблизительно 80х16см), покрытую и с внешней, и с прилегающей к телу стороны, густой вышивкой. К поясу пришиты завязки, при помощи которых его концы соединили в стык на животе. Черные контуры обрисовывают очертания вписанных друг в друга крупных ромбов и геометризованных древовидных фигур. Так как пояс сшит их двух отдельных частей с симметричным узором, то кроны древовидных фигур, соединяясь, образуют большой ромб с крючками. Стежки счетной глади формируют очертания небольших треугольников, укладывающихся в квадраты и ромбы. Отдельные участки узора покрыты стежками различного направления, по-разному отражают свет. Этот прием обогащает фактуру вышивки.
Этот растительный мотив, явно связанный с символикой плодородия, не случайно присутствовал в одежде, которую невеста одевала на свадьбе, а потом, будучи молодухой, использовала в качестве праздничного костюма: в данный период жизни ей особенно покровительствовала богиня плодородия Му-Кылчин (Му-Кылдисин).
В давние времена удмуртам приходилось защищаться от внешних врагов. Их заслон против набегов камских булгар находился вблизи тех мест, где находится сейчас деревня Кадрек. Здесь расположился лагерь отряда, которым руководил Акачь. Предводитель имел тайную тропу, отмеченную зарубками на деревьях. Путь проходил среди девственных лесов и болот. Много дерзких налетов совершил Акачь на селения булгар.
Но однажды преследователи обнаружили тропу и по знакам на деревьях вышли к не подозревавшему об опасности лагерю. В коротком, но жестоком сражении отряд сильно поредел. Тйрыг–брат, ближайший помощник и советчик Акача- после этой схватки решил вести спокойный образ жизни, отказавшись от боевых дел. В отряде произошел раскол, люди разделились между братьями.
Раздор был настолько сильным, что группы дали слово на веки вечные не признавать друг друга. Братья Акач и Тйрыг с клятвой «ни давать, ни брать» разорвали ЗАР- женское украшение.
Ныне потомки Акача и его сподвижников живут в деревнях: Кибья, Гозношур, Безменшур, а Тйрыга и его сторонников – в Новом Трыке, Лака-Тыжме и других населенных пунктах.
По изученному материалу можно предположить, что пояс ЗАР уходит далеко в древность, но традиция связанная с поясом жива до сих пор - Уходящему на войну или в армию повязывают полотенце на шею (предполагается стар. пояс ЗАР). Можно часто увидеть у новобранца полотенце на шее.
Также «Сваты» повязывают полотенце на груди через плече (предполагается, традиция связана также с поясом ЗАР)
В результате изложенного пояс вправе занять место на гербе района… он отражает в себе историю, культурный быт, лесное богатство района. Орнамент – красиво украшает герб, имеет замысловатый узор.
Орнамент скопирован с фотографического изображения старинного пояса ЗАР - И.А. Косарева «Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов» Ижевск-2000г.
Автором герба и флага Кизнерского района Назипов Марат - дизайн, обработка, подбор материала. Источники: Kizner.ru |