Исторический герб Великого Княжества Литовского |
В червленом поле серебряный всадник в латах над головой держит поднятый серебряный меч с золотой рукоятью. У левого плеча всадника лазоревый щит с двойным золотым крестом. Сбруя коня, кожаные ремни, седло и короткая попона лазоревые, металлические части (украшения) золотые.
В отличии от большинства европейских государственных гербов, литовский всадник (Погоня, Витис) происходит не от династического герба, а от портретных печатей. Так что автор хроники Быховца тридцатых годов XVI века, писавший, что герб Литвы символизирует зрелого государя, способного мечом защитить Родину, в общем был прав.
В качестве хронологически самого раннего появления Погони иногда цитируют "Кройнику литовскую и жмойтскую" о легендарном великом князе литовском Наримунте: "Той Наримунт мЂл герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому зоставил его, a то такий: в гербЂ муж збройный, на коню бЂлом, в полю червоном, мечъ голый, яко бы кого гонячи держал над головою, и есть оттоля названый «погоня»."
Увы, как видно даже из текста, "Кройника литовская и жмойтская" является не хроникой исторических событий, а поздним изложением легендарной традиции ВКЛ, написанной в XVII веке (на основе работ Мацея Стрыйковского и хроники Быховца). Так что отражает она не историю появления герба, а идеологический заказ, литовский шляхетский фольклор и состояние тогдашней историографии.
Юрий Васильевич Арсеньев в 1908 году упоминает, что в Ипатьевской хронике создание Погони приписывается великому князю литовскому Витянису (Витеню): "Нача княжити над Литвою (1278), измысли себе герб и всему князству литовскому печать: рыцарь збройный на коне, с мечем, еже ныне наричут погоня".
Увы, подобного текста в известных автору списках Ипатьевской хроники нет. Текст анахроничен, и в протографе хроники его быть не могло (хотя подобная вставка в какой-нибудь список XVII века вполне вероятна). На какой источник опирался уважаемый геральдист, не известно.
Самое раннее известное изображение всадника на печатях Гедиминовичей принадлежит Наримантасу (Наримунту, но не легендарному, а историческому сыну Гедиминаса, в крещении Глебу), князю полоцкому. Сохранилась его печать на документе 1338 года (возможна погрешность до 1341 года). Однако неясно, кто изображен на печати - сам князь по западноевропейской традиции, или его покровитель святой Глеб по русской традиции.
Несомненно портретным изображением князя была печать великого князя Альгирдаса (Ольгерда) на литовско-польском договоре 1366 года. На данный момент печать не сохранилась, но ее засвидетельствовал Тадеуш Чацкий - педантично честный и очень профессиональный польский историк XIX века. Так что именно ее считают первым известным изображением Погони.
Известны печати с всадником многих Ольгердовичей: Ленгвяниса (Лунгвения), Йогайлы (Ягайлы), Скиргайлы, Карибутаса (Корибута), Александра Вигунда, Швитригайлы (Свидригайлы). Кажется очевидным, что этот символ они унаследовали от отца. Все фигуры несколько различаются между собой: направлением, оружием (меч или копье, присутствие щита у всадника), фигурой на щите всадника, позами самих коня и всадника. Предполагается, что всадник символизировал князя вильнюсского (т.е. великого князя литовского) и его семью (вторая в феодальной иерархии ВКЛ семья князя тракайского использовала пешего рыцаря, дальние ветви династии - менее престижные символы).
Характерны в этом смысле печати великого князя литовского Йогайлы и его брата князя полоцкого Скиргайлы на литовско-тевтонском договоре 1382 года.
Печать Йогайлы на красном воске (символ сюзерена) изображает обращенного всадника с мечом, без щита, т.е. символ в чистом виде.
Печать Скиргайлы на зеленом воске (символ вельможи, вассала высшей категории) изображает всадника с копьем и щитом с изображением свирепствующего льва, т.е. фигура семейного герба дополнена личным гербом. Для сравнения, печать Скиргайлы 1394 года, когда он был наместником великого князя, изображает на красном воске всадника с копьем и щитом с двойным крестом, т.е. гербом Йогайлы, от имени которого осуществлялась власть.
Предполагается, что, захватив в 1381 году престол великого князя литовского, Кястутис (Кейстут) изготовил себе печать с всадником. В любом случае, после убиения Кястутиса его сын Витаутас (Витовт) вместо использованой ранее печати с пешим рыцарем изготовил себе печать с всадником (известна с 1384 года), так напрямую заявив о своих претензиях на престол.
С крещением Йогайлы в 1386 году, у его всадника появился щит с двойным крестом, скорее всего символизирующим крещение. Этот герб стал династическим гербом его потомков - дома Ягеллонов. Также он воспринимался поляками как герб ВКЛ - попал во второе поле четверочастного королевского герба Йогайлы (в первом изображен орел Польши).
Польские изображение всадника в первые годы царствования Владислава II (т.е. Йогайлы) менялось - сначала с копьем, потом с мечом. Некоторое время под ногами коня изображался дракон.
В 1388 году известна первая в ВКЛ гербовая печать князя кернавского Александра Вигунда (брата Йогайлы).
Основные цвета герба - в червленом поле серебряный всадник - известны примерно с рубежа XIV и XV веков. Известно (история пересказана хронистом, не являвшимся современником событий, и может быть легендой), что в 1403 году Йогайла устроил нагоняй герольдам Польши, попытавшимся в объединенном гербе (первом прообразе будущего герба Речи Посполитой) изобразить в серебряном поле червленого всадника. Примечание: реакция короля вполне понятна - это было бы символическое принижение статуса ВКЛ от суверенного государства до удельного княжества, тем самым принижая и статус Йогайлы от суверена до консорта.
В 1397 году великий князь литовский Витаутас стал пользоваться печатью с всадником, на щите которого был изображен его личный герб - Столбы Гедиминовичей (принадлежность их еще Кястутису остается гипотезой). Окончательно статус всадника как государственного герба ВКЛ был утвержден в майестатной печати Витаутаса от 1407 года - в ней Витаутас держит герб со всадником в позиции державы.
В червленом поле серебряный всадник с мечом и червленым щитом, на котором изображены золотые Столбы Гедиминовичей, зафиксирован как герб Литвы и в западноевропейских гербовниках начала XV века. Щит украшен шлемом с золотой короной, красными перьями, красной мантией и золотыми Столбами. Таким герб оставался весь период правления Кейстутовичей.
В то же время Ягеллоны, сохранившие за собой титул верховного князя литовского (Supremus Dux Lituaniae), продолжали использовать всадника с лазурным щитом и золотым двойным крестом. Лазурными были и кожаные части сбруи и попона.
С возвращением Ягеллонов (Казимира) на престол Литвы в 1440 году, соответственно изменился и государственный герб (примечание: Ягеллоны продолжили использование и Столбов в качестве малого династического герба Гедиминовичей).
Ни Ягеллонский крест, ни Столбы сами по себе не стали гербом ВКЛ по нескольким причинам. В условиях расцвета развитой, нарядной, эмоционально воспринимаемой европейской геральдики требовался соответствующий выразительный символ, а линейные гербы для этого плохо подходили.
К тому же, Литва уже более столетия вела отчаянную, воистину тотальную войну с лучшей военной организацией Европы - Тевтонским орденом.
Образ воина был понятен и близок каждому литовцу, ибо поголовно каждый литовец и сам был воином.
Также, народ мог усмотреть образ бога Перкунаса (примечание: тем более, что главные литовские боги имели ипостаси человека, птицы и лошади) - Девурикиса ("короля богов"), проводника душ в потусторонний мир, хозяина поднебесья (места посмертного пира храбрых воинов). Это значение ничуть не противоречило изначальной символике великого князя, благодаря характерному для балтской культуры слиянию духовной и военной сфер. Хотя фольклорные данные вроде бы говорят в пользу этой теории, но уверенно утверждать нельзя, так как на литовский фольклор влияли и все последующие века, прожитые с Погоней.
Возможно, для русских земель ВКЛ имела значение и определенная схожесть образа со святым Георгием. Примечание: сохранились исторические факты, свидетельствующие, что и Йогайла, и Витаутас понимали значение пропаганды и общественного мнения, и умели этим пользоваться.
В течении XV века сформировалась традиция изображения большого герба ВКЛ: щитодержатели - два ангела (символика - хранители), над щитом справа герб высшего титула отца великого князя, т.е. орел короля Польши, над щитом слева родовой герб матери великого князя, справа от щита ангел Киева, слева - крест Волыни, под щитом - медведь Смоленска или Жямайтии.
Также щитодержателями были люди разных сословий.
В конце XV века в польских гербах стало модно изображать латы литовского всадника золотыми (примеры: триптик Богородицы в соборе краковского замка Вавель, созданный в 1484 году, майестат короля Яна Олбрахта 1506 года). На само ВКЛ эта мода, насколько известно, не распространилась.
В ВКЛ в то же время пришла мода в гербах и майестатах изображать Столбы Гедиминовичей, которая закончилась лишь со смертью последнего Ягеллона, короля Сигизмунда Августа.
В начале XVI века в качестве щитодержателя появляется белый (серебряный) единорог.
Вопреки традициям польской геральдики, герб ВКЛ долгое время не имел имени. Еще Ян Длугош не мог его наименовать и просто описал. Первым гербу имя Погоня дал польский хронист Мартин Бельский в 1551 году.
Следует отметить, что хронист неправильно понял герб, усмотрев в нем скачущего вслед за врагом преследователя. Во всех изображениях XV-XVI веков (как и в большинстве более поздних) всадник и конь находятся в положении защиты - встречного контрудара, соответственно держится и меч. Это полностью соответствует идее защитника, выраженой в легендах и хрониках ВКЛ.
Однако, имя герба быстро приобрело популярность и закрепилось, т.е. Бельский видимо опирался на уже существовавшее объяснение символики герба.
В середине XVI века среди множества изображений герба создано несколько, ключевых для его истории.
В 1555 году довольно качественно (как и весь гербовник) нарисованный в окружении вильнюсского эпископата герб показывает полностью сохраненные цвета и позу герба, хотя и украшен вариантом княжеской короны, нетипичным для геральдики и изобразительного искусства ВКЛ. Этот гербовник попал в Западную Европу и долгое время служил основным источником сведений о геральдике ВКЛ.
В 1571 году в объединенном гербе короля Сигизмунда Августа ради лучшей композиции Погоня изображена в лазурном поле. Впоследствии эта мода развилась до альтернативного цветового варианта Погони.
В 1572 году создана прекрасная малая печать ВКЛ, ставшая настоящим эталоном государственного герба. Именно с этой печати скопирована Погоня на печатях воеводств и уездов, ей следовали новые семьи вельмож, "находя" корни Гедиминовичей у своего рода и добавляя Погоню в свой герб. С другой стороны, от этого изображения началась мода изображать длинную хвостатую попону и перья на шлеме всадника, позволившая не одному маляру от геральдики завуалировать ошибки в композиции рисунка.
В 1575 году издан гербовник Эрасмуса Камына, в нем впервые тиражирован в печати и герб ВКЛ.
После Люблинской унии 1569 года цвета герба ВКЛ постепенно изменились, видимо, под влиянием цветов герба Польши: попону стали изображать пурпурной или червленой, кожаные ремни - желтыми (золотыми).
В большой печати ВКЛ 1590 года щитодержателями по прежнему служат ангелы, щит увенчан большой княжеской короной (с двумя дугами). Над княжеской короной - герб Польши (символ унии), увенчаный королевской короной. Справа герб правящей династии Ваза, слева - Погоня, герб матери короля Екатерины Ягеллоновны, под ним Столбы Гедиминовичей, символизирующие преемственность династии, хотя и по женской линии. Также изображены гербы земель ВКЛ: крест - Волынь, пеший рыцарь - Тракай, флаг - Смоленск (новый герб), олень - мнения различаются (Люблин, Гродно, Полоцк), медведь - мнения различаются (Жямайтия, старый герб Смоленска), мужчина с женщиной - мнения различаются (Северский Новгород, Подласье), архангел Михаил - Киев, голова Христа - мнения различаются (Подолье, Витебск).
В начале XVII века в качестве щитодержателя появляется грифон.
При ремонте Острой Брамы (одни из важнейших ворот Вильнюса, единственные сохранившиеся до наших дней) после пожара 1610 года, на ней создано еще одно ключевое изображение Погони.
Чуть позже появляются новые щитодержатели - аллегорические фигуры Войны с мечом и Мира с пальмовой веткой.
В тридцатых годах XVII века большую и малую княжеские короны в гербах и печатях сменяет княжеская шапка (видимо, под влиянием немецкой геральдики).
В большой печати ВКЛ 1635 года сохранена структура прежней, но в оконечности щита изображено войско, щит увенчан княжеской шапкой, династические гербы перемещены в руки ангелов-щитодержателей, а освободившееся место занял герб трех корон, символизирующий претензии дома Ваза на престол Швеции (потерянный в 1599 году). Медведь - скорее всего старый герб Смоленска.
В 1642 году в "Словаре трёх языков" Константинас Сирвидас слово "погоня" на литовский язык перевел двумя словами: waykitoias (лицо, в современной орфографии vaikytojas) и waykimas (действие, в современной орфографии vaikymas). Из них в литовскоязычной литературе XVIII-XIX веков в качестве названия герба утвердилось последнее.
В большой печати ВКЛ 1669 года в оконечности щита изображены вильнюсский верхний замок и войско. У обоих ангелов-щитодержателей в руках гербы Корибут - родовой герб правящего короля Михаила Корибута Вишневецкого. Справа от орла Польши - Погоня, слева - Столбы Гедиминовичей, вместе они символизируют, что Вишневецкие - литовские князья, ветвь Гедиминовичей. Земельные гербы практически те же, но изображены оба медведя - и Смоленск, и Жямайтия.
При короле Иоанне Собеском (1674-1696) щитодержатели сменяются на воинов в латах. Это соответствовало как характеру сего великого полководца, так и положению Литвы (и всей Речи Посполитой) - череде труднейших воин.
В большой печати ВКЛ 1734 года у правого щитодержателя герб со скрещенными мечами, у левого - герб династии Веттин, вместе они составляют герб правящей саксонской династии. Сопровождающие гербы остались прежними, хотя многие из них давно не соответствовали ни геральдике земель, ни даже их государственной принадлежности. Вероятно, значение многих гербов было уже забыто, но их копировали по традиции.
При короле Станиславе Августе щитодержателями стали античные аллегорические фигуры.
С упразднением ВКЛ в 1795 году, Погоня потеряла официальный статус. Тем не менее, она не пропала из общественного оборота.
В 1812 году литовские полки Наполеона использовали кокарду с Погоней.
Гербом восстания 1830-1831 года был рассеченный щит с польским орлом и Погоней.
В 1845 году измененная галопирующая Погоня с православным крестом стала гербом Виленской губернии.
К началу восстания 1863 года, в Европе возобладала идея национального государства, объединяемого языком. Она изменила и видение Речи Посполитой - вместо прежних двух политических народов присутствовали три этнические. Это было отражено в гербе восстания - щит разделен на три поля вогнутым нитевым стропилом, в переднем червленом поле серебряный орел, в заднем лазурном поле серебряная Погоня, в серебряной оконечности черный архангел Михаил. Это, видимо, последнее использование Погони в лазурном поле. Архангел Михаил для Беларуси был выбран, вероятно, "скрестив" (перепутав) киевского и новогрудского архангелов.
В 1878 году утвержден новый эталон герба Виленской губернии. Благодаря Бернгарду Кёне, в эталоне возвращена позиция защиты. К сожалению, не прошло другое предложение Кёне - вернуть Ягеллонский крест.
Источники:
1-3. Archiwum Głowne Akt Dawnych w Warszawie, perg. 815, 4440, 4446
4. Biblioteka Jagiellonska w Krakowie, rkps 9986 IV, k. 9
5. Biblioteka klasztoru Paulinow na Jasnej Gorze, C. M. C589
6. Bibliothèque de l`Arsenal, Paris, ms. 1114, c. 2
7. Juozas Galkus. Lietuvos Vytis. – Vilnius: Vilniaus dailės akademijos leidykla, 2009. ISBN 978-9955-854-44-9
8-9. Geheimes Staatsarchiv preussischer Kulturbesitz, Schiebl. 52, Numm. 3, 5
10. Latvijas Valsts vēstures arhīvs, f. 8, ap. 3c, nr. 2
11. Lietuvos metraštis: Bychovco kronika, p. 65. – Vilnius: Vaga, 1971.
12-13. Lietuvos Mokslų Akademijos biblioteka, f. 6-85; f. 43-17283
14-15. Lietuvos valstybės istorijos archyvas, f. 787, ap. 1, b. 53, l. 1; f. 1177, ap. 1, b. 4740, l. 75v
16. Orzeł Biały – 700 lat herbu panstwa polskiego, s. 116. – Warszawa: Zamek Krolewski w Warszawie, 1995.
17. Riksarkivet, Bergshammars vapenbok, vol. 2, l. 53
18. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
19. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
20. Zakład Nauk Pomocniczych Historii i Archiwistyki Uniwersytetu Jagiellonskiego, D 213, D 442
21. Юрий Арсеньев. Геральдика, стр. 343. Москва: Терра – Книжный клуб, 2001. ISBN 5-275-00257-2
22. Библиотека Российской Академии Наук, № 4.6.44
23. Валентин Лаврентьевич Янин, Петр Григорьевич Гайдуков. Актовые печати древней Руси X-XV вв., т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг., стр. 408. – Москва: Интрада, 1998.
24. Ипатьевская летопись http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat.htm
25. Кройника литовская и жмойтская http://izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov02.htm
26.Львівська національна наукова бібліотека України ім. В. Стефаника
27.Музей истории города Обеляй, Рокишкский район Источники: Виргиниюс Мисюнас [Примечание: в векторном виде изображения нет.] |
СМ. ТАКЖЕ: › Герб Литвы
› Флаг Литвы
› Штандарт Президента Литовской Республики
› Герб Литвы (1918-1940 гг.)
› Форум: Символика Литвы
› Другие материалы по разделу: Литва
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Исторический герб Великого Княжества Литовского Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (24):
|
Наталья21.02.2004 03:37
Погоня или не Погоня?
В родословной дворянской книге (Киевская губерния) у моих родственников приведен рисунок Герба Погоня: щит с голубым обрамлением, на белом фоне - рыцарь на коне, держащий в правой руке копье к пронжению готовое. В интернете идентичного герба Погони я не нашла. Нашла только классический - на красном фоне рыцарь на коне, держащий в руке меч. Может быть кто-то поможет разъяснить, что это за разновидность Погони у моих родственников (почему такие расхождения?) и вообще имеет ли этот герб к ней какое-нибудь отношение?
С уважением
ID: 1764
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a1764]1764[/a] x
|
|
митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
24.02.2004 09:01
Милая Наталья, да, была такая Погоня: всадник с копьем (вторая - по классификации автора «Русской геральдики» Лакиера - из пяти разновидностей «польских Погоней»; а с мечом – это «литовская»).
Почему столько расхождений? Потому что так сложилось: очень много (десятки польских, литовских и т.д. родов) ее востребовали в свои гербы, вот и возникали различия (а затем - и потребность в них: при пожаловании Погоней в гербы дворянству различения в цвете были умышленны).
Если что-то подробней нужно: у нас на сайте паод оглавлением (рубрикатором наверху) есть гиперссылка на такую функцию, как консультация (выводит на окошко запроса) – вот кликните мышью и пишите предметно. Или прямо на адрес support@geraldika.ru
Ваш – Дм. Иванов,
Соредактор сайта
ID: 1780
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a1780]1780[/a] x
|
|
Наталья27.02.2004 02:01
Большое спасибо, Дмитрий!
С уважением
Наталья
ID: 1781
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a1781]1781[/a] x
|
| 1
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
15.07.2014 02:58
Созидание параисторической геральдики
Почитывая занимательную статью Виталия Михаловского о гербах на фасадах старого Вильнюса (mvitalijus.blogspot.com/2013/08/herbai-vilniaus-senamiescio-gatvese-lyg.html - на литовском), нарвался на изображение Погони, у которой на щите не Ягеллонский крест, а Клыки рода Баторий! Изображение - в исторически обоснованной позе, на щите зрелого Возрождения, увенчанное великой княжеской короной, строго соответствующей традициям геральдики ВКЛ. И даже слова хрониста Мартина Кромера - в историческом соответствии.
Я не поверил своим глазам. Смена династических гербов у Погони завершилась в 1440 году, за полтора столетия до Степана Батория. Король не менял Погоню - она у него всюду с Ягеллонским крестом. Да и не мог он сам себе памятную доску повесить в еще не существовавшем большом дворе основанного им университета. Тогда кто? А вдруг - Эдукационная комиссия позднего ВКЛ? Проявление раннего романтизма в исторической науке?
Не желая потерять удовольствие, я не стал сразу копаться в интернете, а поехал и осмотрел доску сам (спасибо доброй вахтерше). Успокоился - доска явно современная. Информацию потом нашел почти сразу - доска установлена в 1994 году, при поддержке посольств Венгрии и Польши.
И тут у меня возникло чувство, что аз есмь за нос водимый. Человек, проектировавший доску, очевидно разбирался и в геральдике, и в истории. И тем не менее он создал, грубо говоря, фальсификат - внешне прадоподобный, но исторически не существовавший вариант герба.
В лучшем случае - поиграл в параисторию.
Как считаете, уважаемые коллеги - допустимы ли с точки зрения этики подобные художественные вольности?
Я имею в виду не современные варианты гербов и не явные стилизации, а вот такие вкрапления в исторически значимых местах - трудно отличимые для неспециалиста. Лет через сто, после очередных двух-трех фортелей истории (что в наших краях в порядке вещей) информация о происхождении артефакта позабудется. И он вполне может стать "историческим источником".
ID: 38218
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a38218]38218[/a] x
Stephanus Bathoreus in aula …
Lituaniae insigni cum insigni …
|
| 1
Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
16.07.2014 00:58
Жанр "приписываемого", ретроспективно сочиняемого, герба - это, как Вы сами наверняка знаете, вполне почтенный геральдический жанр. Конечно, современное понимание научно-исторической достоверности с ним конфликтует. Есть третий аспект: геральдические конструкты-интерпретации. Скажем (отвлечённо), мы имеем исторический родовой герб, четверочастный, неизвестный в иных версиях. Предположим, в честь члена рода делают мааааленькую медаль. Можно ли употребить композицию только из первой четверти, гипотетически принимая это за сокращенный герб рода? Это не фальсификация, это вольность, весьма зависящая от геральдических познаний и интуиции того, кто это делает.
Неоднозначно, в общем)
ID: 38220
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a38220]38220[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
16.07.2014 12:57
Если смотреть как на геральдический конструкт, то герб читается однозначно - "Баторий, великий князь Литовский".
Ничего не скажешь - этот титул ему принадлежал. И был он отличным великим князем - свидетельства тому университет, верховный трибунал, закрепленная свобода вероисповедания, литовский язык в Церкви, реформированная армия, арсенал с пушкарней, отвоеванный Полоцк и т.д.
Я вполне понимаю нежелание девяностых годов изобразить полный герб Степана Батория как государя Речи Посполитой.
Но как раз это нежелание вызывает у меня протест - ведь Баторий стал первым избранным государем объединенной державы (эпизод с Генрихом Валуа не в счет), доказавшим, что федеральная модель управления Речью Посполитой вполне действенна. И нам "приватизировать" его - как-то не комильфо.
То есть, протест не против формы выражения, а против заключенной в этом гербе идеи. Однако это уже за пределами самой геральдики. Хотя отношение к ней, конечно, имеет.
Как Вы справедливо заметили, неоднозначная ситуация.
ID: 38224
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a38224]38224[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
29.12.2016 17:32
Красная шапка Руси / Киева?
Уважаемые знатоки,
меня заинтересовала одна геральдическая загадка, неожиданно проявившая возможную связь с литовской геральдикой.
В Цюрихском гербовнике, обычно датируемом 1340 годом (хотя древнейший сохранившийся список - из XVI века), показан герб - в серебряном(?) поле червленая шапка, который вполне серьезные люди атрибутируют как Ruthenia(?). Герб, скорее всего, имагинационный, как и показанные рядом гербы Вавилона (Эгипетского султаната), Марокко и др. Но это не обязательно чистая выдумка - например, в основу вавилонского блазона положено неточное описание одного сарацинского флага.
Сталкивался ли кто-нибудь с исследованиями данного герба? Могла ли в его основу лечь красная шапка князя Киевского (али еще какого)? Или шапка Мономаха? Встречался ли этот герб в более ранних и более поздних гербовниках?
Поясню контекст вопроса. В 2009 году коллега Виолета Руткаускене обнаружила в средневековых гербовниках, хранимых в Баварской государственной библиотеке, десятки прежде неизвестных ранних литовских гербов (или их вариантов). Притом, что редкость, прилично атрибутированных.
В гербовнике рыцаря Грюненберга от 1480 года, составленном по материалам собора в Констанце (1414-18), рядом с гербом Витовта (надпись Herzog von Littav) размещен герб - в золотом поле червленая шапка с лазоревым отворотом и пером, с надписью Alt Littav (Старая Литва).
В баварском гербовнике начала XVI века эти гербы перерисованы (вероятно, из Грюненберга) похожими, но отворот шапки серебряный и без пера, сверху надпись Litta, снизу von Littovino(?).
А в гербовнике Ордена Золотого Руна от 1665 года герб польского короля Сигизмунда Старого сопровождается гербами его предков. Среди них - в золотом поле черная шапка, подписанная Kiouie. В описании этот герб отнесен к бабушке короля Софьи Гольшанской, княжне Киевской.
Это поясняет и герб рядом с гербом Витовта - вероятно, это герб его второй жены Юлианы Гольшанской, княжны Киевской.
Исследовательница предположила, что герб "красной шапки" мог реально существовать в Киеве, в европейские гербовники попасть благодаря отходу Киева к Гедиминовичам, и отойти к Гольшанским вместе с княжением. Я оппонировал, что существование титулярно-должностного герба в Киеве XIV века, а тем более в тогдашнем ВКЛ представляется мне невероятным - ведь само формирование литовской геральдики (в настоящем смысле этого слова) происходит в поколениях сыновей и внуков Гедимина. Тем более, если бы Гольшанские получили этот герб с Киевом в 1394 году, то мы никогда не знали бы их родовой Китоврас.
Я предположил, что герольды Литвы (а они упоминаются при дворе Витовта с самого начала XV века) и Польши, готовясь к собору в Констанце, провели большую работу по кодификации молодой литовской геральдики и подтягиванию ее до репрезентативного уровня. Артефакты первой четверти XV века довольно наглядно говорят об этом, да и в историографии сохранились отголоски. Возможно, что герольды обнаружили в гербовниках имагинационный герб Руси и, следуя идеологической установке Гедиминовичей об их сюзеренитете над всей Русью, использовали этот герб уже как титулярный киевский, чтобы подчеркнуть престиж династии. Брак с киевской княжной был отличным поводом все складно оформить.
Для обоснования или опровержения этой гипотезы нужно больше знать о гербе "красной шапки". Надеюсь на отзывы, факты, мнения.
ID: 44318
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44318]44318[/a] x
Ruthenia in Zurich Roll of A …
Herzog von Littavo and Alt L …
Alt Littavo in Gruenenberg …
Herzog von Litauen and von L …
von Littovino in Bayern …
Lithuanie et Kiouie in Le B …
|
| 1
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
03.01.2017 16:43
Продолжение темы - новые данные.
В другом гербовнике Баварской государственной библиотеки (Cod.icon.391) от примерно 1530 года, составленном в южной Германии (Аугсбурге?), исследовательница обнаружила очевидно ту же шапку, но с надписью "Kaysser von Tartary das allt", т.е. царь старой Татарии.
Это противоречит локализации "красной шапки" в Киеве, но не отрицает ее связь с Русью - на картах того времени нередко можем увидеть область Tartaria, которая либо охватывает Московскую Русь, либо является собственно ею. Однако, в этом самом гербовнике приведен и герб Василия, великого князя Московского (в описании герба названного среди прочего "императором") - в червленом поле серебряный двуглавый орел (прилагаю, может кому-нибудь интересно :) ). Надо понимать, что для западноевропейских герольдов и картографов реалии наших краев были еще весьма туманными...
ID: 44341
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44341]44341[/a] x
Kaysser von Tartary das allt. …
Bassilius.jpg
|
|
Марк › Эксперт
03.01.2017 20:27
Я думаю, это фантазийные (воображаемые) гербы. Палеография немецких гербовников 15-16 вв. может быть предметом исследования, но для широких исторических сопоставлений и выводов слишком зыбкая почва.
ID: 44342
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44342]44342[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
04.01.2017 09:25
Марк написал 2017-01-03 20:27:43:
›› Я думаю, это фантазийные (воображаемые) гербы. Палеография немецких гербовников 15-16 вв. может быть предметом исследования, но для широких исторических сопоставлений и выводов слишком зыбкая почва.
Совершенно согласен насчет герба "красной шапки" (герб Витовта вполне реален - это обычная четверочастная комбинация двух его титулов и широко известных гербов). Интересно в этом исследовании как раз возможное вовлечение воображаемого герба в реальный геральдический обиход. Но вероятный путь пока обозначен даже не пунктиром, а несколькими точками. Утверждать что-либо стало бы возможным только при наличии обширного материала.
ID: 44344
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44344]44344[/a] x
|
| 1
grekso217.04.2017 09:42
Здравствуйте.Наткнулся на статью где обсуждается пресловутая "красная шапка"!Кстати первое упоминание о ней датируются в 1260–1264 годах.
Статья на украинском языке,но думаю будет понятна.
статья
[Отредактировано 17.04.2017 09:46] ID: 44777
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44777]44777[/a] x
|
|
Ульзана › ГГХ
01.05.2017 10:35
Хотелось бы услышать всё же начальника транспортного цеха мнение экспертов по поводу предлагаемой статьи.
Проблема с переводом или просто не стоит ни внимания, ни времени?
По мне - трогательная попытка легитимизировать рюриковичевский трезубец в гербе Украины.
Дескать был у Украины герб, был - спокон веку трезубец был!
Только европейские дурни не знали, вот и трактовали его как шапку.
Типа, если истории нет, её надо придумать!
ID: 44841
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44841]44841[/a] x
|
|
Дмитрич01.05.2017 17:12
Ульзана написал 2017-05-01 10:35:52:
›› Хотелось бы услышать всё же начальника транспортного цеха мнение экспертов по поводу предлагаемой статьи.
Проблема с переводом или просто не стоит ни внимания, ни времени?
По мне - трогательная попытка легитимизировать рюриковичевский трезубец в гербе Украины.
Дескать был у Украины герб, был - спокон веку трезубец был!
Только европейские дурни не знали, вот и трактовали его как шапку.
Типа, если истории нет, её надо придумать!
Историю всегда придумывают. Причем придумывают тогдашние победители. Поясню на примере поисков по гербу Вышеславцевых.
Несколько лет назад на этом форуме я попросил помощи в атрибуции герба на печати. Герб был определен как герб Вышеславцевых. С тех пор мало-по-малу мы собирали и анализировали генеалогическую и историческую информацию о роде Вышеславцевых, уходя далее и далее в глубь веков. И пришли к интересному результату. Кратко:
1. Род Вышеславцевых не является родом возникшим на территории России, как сказано в Гербовнике. Это род, берущий свое начало на территории острова Руян (ныне Рюген). Правильное расположение крестов на гербе 2:1, как на печати.
2. Вышеславцевы - потомки династии Виславидов (Wizlawiden нем.)
3. Сюжет на гербе не имеет отношения к христианству, как мы первоначально считали. Это перенесенный на щит древний руанский (от племени ранов или руанов) славянский амулет - три золотых креста. Амулет впервые (судя по находкам) появился в 8 веке. Вероятно до 10 века перекочевал на щит.
4. Адам Бременский (11 век) говорил о том, что у жителей Руяна и Волина общий король. Из летописцев первым о Волине (столица славянского государства) так же писал Адам Бременский в «Деяниях священников Гамбургской церкви»[1] (Кн. II, гл. 22.): «За страной лютичей, которые иначе называются вильцами, протекает река Одер... В устье ее... славнейший город Юмне...[33] Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе».
5. Т. е. мы имеем высокоразвитое государство славян на территории нынешней Западной Европы с самобытной религией. Был свой религиозный центр Аркона (нынешний Ватикан - аналог Арконы), куда посылали дары все европейские правители. Государство полностью контролировало балтийскую торговлю, выходцы заселяли все берега Балтики (в т.ч. Британию), потом эти территории носили названия, производные от названия племени Вилетов (Вильтов). Примеры: г. Вильтон, графство Вильтшир и др. По странному стечению обстоятельств, род Барклай, имеющий похожий герб из 3 крестов со стропилом, в 1086 году был приписан к Глостерширу - граничащему с территорией графства Вильтшир.
Если мы говорим о письменных источниках до 14 века - это будут т.н. западные источники, создававшиеся в эпоху экзистенциальной конкуренции со славянской цивилизацией и при огромном нереализованном желании ее поглотить. Просто что-то где-то не дозачистили...
Вопрос: Когда орды "дикарей" разрушают Рим - это исторически уместная информация для западных "историков"? А когда орды дикарей с Запада разрушают развитое славянское государство Руян и Вильтов и аннексируют их земли - это уместная информация? Не слышали раньше о таком? А геральдика славян на 300 лет раньше Западной? Или даже так - геральдику (как осмысленные объединяющие знаки) придумали славяне... Но в славянском варианте эти знаки обозначали все племя, народ, а не род. Или, что пол территории нынешней Германии - славянские земли со славянским населением, которое помнит об Арконе, Святовите, Виславидах и своих славянских корнях?
Нет никаких сомнений, что после крушения западной цивилизации, новые историки напишут новую историю о, например, германском варварском 700 летнем иге славянских земель... О передовой средневековой славянской геральдике и т.д.
История - сиюминутная наука, отвечающая потребностям текущего победителя в объяснении текущим проигравшим, почему они, такие дефектные, потерпели поражение и почему должны подчиняться текущему победителю.
ID: 44842
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44842]44842[/a] x
arkona_ykrashenye.jpg
|
| 1
Марк › Эксперт
01.05.2017 17:49
Дмитрич, хватит уже нести чушь, бумажки и компот полный бред.
Династия Вицлавидов пресеклась в 14 в. Печати князей Рюгена не показывают никаких крестов. Там стропило из кирпичей, которое стало гербовой фигурой, например, в гербах померанских Боленов и Вистингаузенов. Да они имели славянское происхождение, но онемечились еще в раннем Средневековье. Лить по этому поводу слезы и упрекать в этом современных немцев - просто смешно.
Причем тут Вышеславцовы, у которых в гербе вполне российские кавалерские кресты, показывающие происхождение герба не ранее 18 в. Или у вас на руках какие-то документы о переселении Вицлавидов из Рюгена в Московию в 14-15 вв. и принятии в русское подданство под фамилией Вышеславцовы. Да, есть некоторое созвучие, связанное с тем, что основателей и той и другой династии по-славянски звали вполне распространенным именем Вышеслав, но не более того.
PS. Надоело уже плавать в ваших мутных потоках сознания. Они не имеют никакого отношения ни к геральдике, ни к истории, а отражают только ваши собственные психологические комплексы по поводу европейской и не только науки, подогреваемые доморощенной пропагандой. Просил бы вечный бан .
[Отредактировано 01.05.2017 18:06] ID: 44843
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44843]44843[/a] x
|
|
Дмитрич01.05.2017 21:34
Здравствуйте, Марк. На что-то есть документы, артефакты, или задокументированные воспоминания тех, кто видел эти документы, или просто воспоминания, предания. Тот герб, о котором Вы пишете, уже не Руяна, а огерманеного Рюгена. Новые власти - новые гербы... На службу к Московскому Царю пришел в середине 15 в. "из Литвы" (родословная). Все официальные документы утверждают, что род якобы местный... Причину установили. Кстати, интересная информация по по поводу "возникновения герба в 18 веке..." Это Ваше мнение, или есть доказательства? У меня есть другая инфа о наличии (демонстрации) герба одного из Вышеславцевых в 1613 году, когда проводил переговоры со шведским королевичем. Ну а пресечение династии Виславидов в 14 веке... А как ей "не пресечься", если твой отец вместо борьбы за свое княжество сочиняет песни, и рождение сына - единственная преграда для мотивированной аннексии княжества? Конечно, с точки зрения германских источников, он пресекся. Тут все тождественно - одни говорят "пресекся", а другие говорят "не пресекся". Это как с Януковичем... президент или не президент?
На самом деле я своим примером отвечал на вопрос о придумывании истории и хотел показать примерно следующее:
Дело в том, что в нашем мире одновременно существуют две совершенно разные «истории». Есть учебный предмет, где все подчинено дидактике, методике, патриотическому воспитанию и прочим чисто педагогическим вопросам. Большинство описаний и трактовок в учебниках однозначны, дабы нерадивым школярам проще было их запоминать, почти всегда есть четкое деление на «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих».
Другая «история» — сложнейшая наука, где практически нет точных ответов на вопросы. Это мир научных дискуссий и предположений, сложнейшее переплетение данных различных исторических дисциплин и полифония мнений. Историки, археологи, этнографы, нумизматы, специалисты по летописанию и прочие ученые мужи (и дамы, конечно) стараются создать не противоречащую множеству фактов версию событий, что подчас оказывается чрезвычайно сложно. Согласитесь, в школьном учебнике нет нужды отражать десятки точек зрения на происхождение славян, появление термина «Русь» или происхождение Рюрика, которые есть в современной российской исторической науке. А ведь ученые уже два с половиной века бьются над этими вопросами, и однозначного ответа все еще нет.
ПС. Не так давно выслушал целую лекцию одного историка о том, что Рюрика не существовало. Якобы, это просто легенда. Логично так доказывал. Странно, что центральный персонаж русского средневековья, родоначальник правящей династии, взялся непонятно откуда, да еще вместе с братьями. Видимо, тоже где-то династия пресеклась... :)
ID: 44845
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44845]44845[/a] x
|
| 2
Марк › Эксперт
01.05.2017 22:08
Дмитрич, вы просто не понимаете, что такое историческое исследование. На самом деле история Рюгена настолько хорошо изучена, что места для подобных инсинуаций просто не остается. Для этого и существует источниковедение. Но чтобы что-то изучить, нужно читать книги, сидеть в архивах и владеть немецким, в т.ч. готикой, чтобы понимать прочитанное. А не заниматься словесной эквилибристикой, как вы любите делать. Не было в 10-11 вв. гербов, ни в Рюгене, ни на Руси, нигде не было. Первые печати с изображением всадника на коне появились у рюгенских князей только в 13 в. Никогда у них не было ни печатей, ни монет с изображением трех крестов. Когда вы утверждаете обратное, мягко говоря, это неправда.
***
1. Если бы некий владетельный европейский княжеский род, переселился в Московию, об этом было бы широкоизвестно и разрекламировано, хотя бы в политических целях.
2. Если бы был хоть малейший намек на "выезжесть" рода, Вышеславцовы бы использовали это в росписях, подаваемых в Разрядный приказ.
3. Если бы в родословной росписи Вышеславцовых (РГАДА, Ф. 248. Оп. 117, Кн. 1551, Л. 283-294об.) был хотя бы намек на это, академик Лихачев, описывавший эту роспись, непременно бы его отметил.
4. Если бы герб, использовавшийся Вышеславцовами, малейшим образом походил на хоть один герб владетелей Рюгена, можно было говорить о какой-то связи.
Всего этого нет.
Неужели вы думаете, что предполагаемый родоначальник, человек по имени Михаил Иванович Вышеславцев(!) приехал зачем-то в 15 в. Суздаль(!) из Рюгена. Причем на Рюгене род пресекся (именно пресекся, это значит, что у князей не было прямых наследников мужского пола, поэтому выезжать было просто некому). Последний Витцлавид умер в 1325 г., первые сведения о Вышеславцевых известны со 2-й пол. 15 в. Где несчастные, "чудом выжившие" Вицлавиды скрывались больше 100 лет? Где генеалогическая связь? Покажите её.
У меня есть другая инфа о наличии (демонстрации) герба одного из Вышеславцевых в 1613 году, когда проводил переговоры со шведским королевичем.
Приведите этот герб: описание или картинку или источник, и всё станет ясно.
PS. Я честно говоря, вообще не вижу смысла тратить время на опровержение ваших баек. Cum principia negante non est disputantum. Просто уже достали со своими рассуждениями и нравоучениями.
[Отредактировано 01.05.2017 22:28] ID: 44846
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44846]44846[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
02.05.2017 13:36
Господа, обсуждение ушло столь далеко в сторону от темы возникновения и оборота фантазийного герба "красной шапки", что прошу не продолжать его на данной ветке. Тут - про красную шапку, пожалуйста, если что-нибудь еще всплывет.
А в украинской статье имеются вполне интересные моменты по теме. Не обязательно принимать ее целиком.
ID: 44847
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a44847]44847[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
24.12.2017 22:30
Зверушка на денежке
Попалась на глаза монета ВКЛ, как полагают археологи, самого конца 14-ого века или, возможно, начала 15-ого. Схематичное изображение на ней вызвало разнотолки среди нумизматов: одни увидели Погоню, другие - стоящего / идущего / свирепствующего льва, третьи - волка / лису / собаку, кто-то вообще поддразнил, что это олень :)
В линиях над зверушкой тоже одни видят две переплетенные лилии, другие - татарскую тамгу и утверждают, что монета вообще ордынская.
А что видится вам? Прошу не воспринимать этот вопрос слишком ответственно :)
ID: 45747
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45747]45747[/a] x
LDK XIV pabaigos denariukas. …
|
| 1
Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
24.12.2017 22:42
Как раз в линиях (и видимом рельефе) над зверушкой мне видится какая-то звериная морда, которая поставила лапу на коленопреклоненного олененка (косулю). Лапа имеет вид раздвоенного кабаньего копыта, да и у морды различим на носу пятачок. Сцена терзания слабого сильным.
ID: 45748
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45748]45748[/a] x
|
|
Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
25.12.2017 00:05
Скорее, это все-таки волчья морда. Думаю, в 14 в. он тут был главным "сборщиком" кровавой "дани" среди зверушек-подданных.
ID: 45751
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45751]45751[/a] x
|
| 1
Дмитрич25.12.2017 19:06
Это лось.
xlt.narod.ru/season2000/m18.html
ID: 45760
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45760]45760[/a] x
|
|
Марк › Эксперт
25.12.2017 23:11
Лучше показать еще и реверс.
ID: 45764
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45764]45764[/a] x
|
| 1
i_walther10.01.2018 22:12
Вы наверно бы сами смогли все найти просто по названию файла с изображением "зверюшки"
Вот, например на-вскидку www.lnm.lt/numizmatika-r/
www.lietuvospilys.lt/data/eduardas-lobis.htm
А уж показав "денежку" целиком можно было бы добиться и лучшего результата
ID: 45826
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45826]45826[/a] x
|
|
Виргиниюс Мисюнас › Эксперт
11.01.2018 04:26
За ссылочки спасибо, самому некогда было искать. Вот, взял оттуда изображение обоих сторон, правда, другого экземпляра.
Однако, мой вопрос касался не столь идентификации самой монеты, сколько определения изображенного зверя. Причем, прошу обратить внимание на ироничный тон моей просьбы.
На основании увиденного льва на прежде не известном типе монеты, наших весьма уважаемых специалистов по нумизматике ВКЛ стало заносить на поворотах с далеко идущими геральдическими выводами: др. Э. Ремецас видит во льве символ Великого княжества Владимирского, а в тамге - символ Крымского ханства, и смело читает их как заявление Ягайлы о сюзеренитете над Русью и Ордой, др. Э. Иванаускас вообще видит льва как первый герб ВКЛ И смех, и грех. И живое доказательство, что даже научная степень в одной исторической дисциплине не ограждает от проявления невежества в другой.
Ну невдомек др. ист. наук, что лев - это давно и хорошо известный геральдистам личный символ Скиргайлы - наместника Ягайлы на троне ВКЛ в 1386-1392 г.г.
[Отредактировано 11.01.2018 04:41] ID: 45829
[a href=https://geraldika.ru/s/32701#a45829]45829[/a] x
Jogailos denariukas.jpg
|
Если Вы обнаружили ошибку или можете дополнить информацию на странице, то отправьте уточнения на support@geraldika.ru, либо оставьте в виде комментария прямо на этой странице. Информация на странице опубликована 02 октября 2012 г. и последний раз редактировалась 02 октября 2012 г. |
|
Тел.: +7 495 542-0692
Справочник символики:
Библиотека:
Обсуждения и комментарии:
|