Описание: Под трехглавой горой Уч-Сумер, на вершине святого перевала «Семинский» изображен памятник, который окружают кедровые шишки ,под которым изображен Конь счастья, гигантская глыба бело-голубого цвета, на которой изображен главный персонаж — "Конь счастья". Он окружен магическими знаками — символами Неба и Земли. Из спины его вырастают не то крылья, не то пламя, а возможно это символ знамени мира, которое несет всем людям мифический "Конь счастья". Общеизвестна роль коня в истории цивилизации. Благодаря приручению коня получил развитие колесный транспорт, а освоение бескрайних евразийских степей открыло неограниченные возможности для развития скотоводства. Наконец, незаменимым помощником был верховой конь в отгонном животноводстве народов, населявших труднодоступные горные области.
Новый герб не является гербом в геральдическом смысле, построен без учета геральдических правил и не соответствует требованиям к официальным символам муниципальных образований. В Государственный геральдический регистр РФ внесен другой герб Онгудайского района, утвержденный в 2019 г.
Герб муниципального образования «Онгудайский район», в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утвержденными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Муниципальная корона установленного образца для муниципального района – золотая о пяти видимых заострённых зубцах.
Герб может воспроизводиться как в полной версии (полный герб – с муниципальной короной), так и в сокращенной версии (в виде гербового щита без короны); обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.
Обоснование символики: Композиция герба символизирует исторические, природные и географические особенности Онгудайского района.
Конь счастья, гигантская глыба бело-голубого цвета, на которой изображен главный персонаж — "Конь счастья". Он окружен магическими знаками — символами Неба и Земли. Из спины его вырастают не то крылья, не то пламя, а возможно это символ знамени мира, которое несет всем людям мифический "Конь счастья". Общеизвестна роль коня в истории цивилизации. Благодаря приручению коня получил развитие колесный транспорт, а освоение бескрайних евразийских степей открыло неограниченные возможности для развития скотоводства. Наконец, незаменимым помощником был верховой конь в отгонном животноводстве народов, населявших труднодоступные горные области. Поэтому неудивительно, что образ коня занимает важное место в мифологических представлениях и изобразительном искусстве.
Шишка, плод хвойного дерева, с древнейших времен символизирует образ Вселенной, небо, день, Солнце, огонь, гору; жизнь, мужественность, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение; внешнюю активность, внутреннее равновесие; семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни; помощь; жертвенность, богатство, счастье.
Семинский перевал: Село Топучая, где начинается подъем Чуйского Тракта на Семинский перевал. На вершине Семинского перевала в 1958 году был установлен памятник в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России. Первая дорога Чуйского Тракта здесь была проложена в 1930-е годы. До этого Семинский перевал был труднодоступной точкой для торговых караванов. Имея опорные базы на вершине перевала местные племена могли контролировать обширные территории
Уч-Сумер - «Трехглавая гора» - алт. Белуха. Во многих мировых языках есть древний лексический элемент «тг», образующий сакральное название Вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа большинства народов Земли. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - “меру”.
Гора (Су)Меру имеет форму усеченной пирамиды. Ее северный склон состоит из чистого золота, южный - из сапфиров (по другим версиям из лазурита или малахита), западный - из рубинов, восточный - из чистого серебра. Океан вокруг (Су)Меру, в свою очередь, ограничен со всех сторон квадратной цепью гор; за ними - еще один океан, вокруг которого новая замкнутая горная цепь. Всего таких океанов и горных цепочек - семь. Вода в океанах - холодная, сладкая, прозрачная и целебная. В последнем, если двигаться от (Су)Меру, океане расположены 12 материков различной формы. Самые благодатные из них - на Севере: здесь люди живут не менее тысячи лет и растет мировое древо, по которому каждый из северных обитателей за неделю узнает о грядущей кончине.
Тибетский узел бесконечности является, пожалуй, самым древним магическим символом. При этом сущность его на удивление двойственна: особым смыслом обладает как завязывание узла, так и процесс его развязывания. Причем первое ассоциируется с захватом, привлечением чего- либо, а второе - с высвобождением, сам же узел способен сохранять энергию или идею. Огромное значение имеет то, с какими целями он завязывается, ведь с его помощью с равным успехом можно привлечь счастье и удачу.
Утвержден решением Совета депутатов района (аймака) МО «Онгудайский район» №39-2 от 05 апреля 2023 года.
Герб Онгудайского района 2019 г.
Геральдическое описание: «В лазоревом поле две сообращённые золотые мифические грифоноподобные птицы Кан-Кереде (с головой подобной орлиной и шеей подобной драконьей), со сложенными вдоль туловища крыльями, причем птица слева опрокинута, и держащие вместе в лапах серебряный безант, обременённый чёрным очагом (на треноге, с тремя червлёными языками пламени) и над которым – лазоревой трёхглавой, с вогнутым снизу основанием, островерхой горой, у которой средняя вершина выше остальных».
Обоснование символики:
Композиция герба символизирует исторические, природные и географические особенности Онгудайского района. В основу положена композиция герба, утвержденного решением районного Совета 21 июня 2001 года, и авторами которого являются Б. Киндиков и А. Епишкин.
Исторические традиции и мотивы района нашли отражение в изображении головы мифологической грифоноподобной птицы Кан-Кереде, стерегущей покой, мир, и богатство родиной земли, родного очага. За основу композиции было взято стилизованное изображение мифических животных из Туектинских курганов скифской эпохи VI–V в.в. до н.э. На протяжении многих столетий грифоны имели божественное, святое значение для проживающих на Алтае народов. Грифоны, охраняющие очаг, – символ благополучия и мирной жизни народов Алтая.
Трёхглавая вершина горы Белуха («Уч Сюмер») символизирует духовность, вечность и преемственность поколений. Три вершины также символизируют богатство духовной культуры жителей района.
Очаг – символ малой родины, крепости и вечности отчего дома.
Применённые в гербе цвета в геральдике обозначают:
– Белый цвет (серебро) — символ совершенства, благородства и веры.
– Жёлтый цвет (золото) символизирует богатство, справедливость, стабильность, уважение, великодушие.
– Голубой, синий цвет (лазурь) символизирует возвышенные устремления, искренность и добродетель; также это цвет водных объектов (рек) и чистого неба.
– Красный цвет (червлень) – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
Чёрный цвет (чернь) – в геральдике является символом благоразумия, мудрости, скромности, честности и вечности бытия.
Авторская группа:
Геральдическая доработка герба осуществлена на основе герба Онгудайского района, утвержденного в 2001 г.;
идея, художник - Б. Киндиков и А. Епишкин (с. Онгудай, 2001 г.);
геральдическая доработка, компьютерный дизайн - Ю. Росич (г. Москва, 2019 г.)
Утвержден решением Совета депутатов района (аймака) МО «Онгудайский район» от 24 декабря 2019 года № 13-3.
Герб Онгудайского района 2001 г.
Описание: Герб района изображен в виде круга, в верхней части которого изображена трехглавая вершина "Уч Сюмер". Три вершины символизируют богатство духовной культуры жителей района. По окружности герба алтайский орнамент "алака" - символизирующий культурный знак силы и смены поколений, непрерывность жизни и как благодатная аура Горного Алтая. Центральная часть герба представляет собой очаг с горящим огнем. Очаг - символ родины, крепости и вечности отчего дома. Исторические традиции и мотивы района нашли отражение в изображении головы мифологической птицы Кан-Кереде, стерегущей покой, мир, и богатство родиной земли, родного очага.
Обоснование символики: За основу герба района взято стилизованное изображение грифонов из Туектинских курганов скифской эпохи VI - V в.в. до нашей эры. На протяжениии многих столетий грифоны имели божественное, святое значение для проживающих на Алтае народов. Грифоны - охраняют очаг - символ благополучия и мирной жизни народов Алтая. В верхней части герба изображена трёхглавая вершина горы Белуха, символизирующая духовность и вечность. Из Белухи вытекают реки в виде орнамента, обозначающие смену и преемственность поколений. В нижней части - изображение коновязи - символа гостеприимства и чистоты намерений. Рядом с коновязью - окружность - древний знак объединения и пересечения четырех сторон света (Онгудайский район - географический центр республики).
Авторы герба: Б. Киндиков и А. Епишкин.
Утвержден решением районного Совета 21 июня 2001 года, переутвержден Решением районного Совета депутатов МО "Онгудайский район" №10-5 от 26 декабря 2003 года.
На сайте администрации Онгудайского района также изображен такой вариант герба:
Источники: Официальный сайт Республики Алтай |