»Thu, 21.06.2018, 16:52:59 «            |¤| О проекте    |¤| Последние обновления     
Поиск по Геральдике.ру:
» [ Рассылка обновлений ] «
» Подписка на рассылку обновлений
» [ Геральдические художники ] «
Пермская область
А. Грефенштейн, Д. Иванов
» [ Статьи: ] «
1. Дарья Рыжова - Геральдика на конференции по специальным историческим дисциплинам [27.04.2018] »»
2. Михаил Медведев - Георгиевская ленточка: победа прихоти над культурой [08.05.2017] »»
3. Дарья Рыжова - Город в его визуальных репрезентациях [08.02.2017] »»
» [ "Открытый гербовник" ] «
Герб:
РОГОТНЕВЫ, Екатеринбург (2011)
Открытый Гербовник
» [ Книги по геральдике: ] «

Знамена Германии. Иллюстрированная энциклопедия
О. Курылев

Изд.: Эксмо. Серия: Энциклопедия военной истории. ISBN 978-5-699-41692-9; 2010 г. 528 стр. Формат 60x84/8 (210x280 мм). Тираж 2000 экз. Твердый переплет. Мелованная бумага »»
» [ Наша кнопка ] «
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!
СИМВОЛИКА:
»» - Российская Федерация
»» - СССР, Рос. империя
»» - Города и регионы России
»» - Армия, Ведомства России
»» - Украина, Беларусь
»» - Страны мира и прочее
Информация по геральдике:
»» - Правила геральдики
»» - Статьи, Новости, Книги
»» - Ссылки, Фирмы и услуги
»» - Периодические издания
»» - О ГерСовете и ГосРегистр
»» - Геральдический клипарт

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

версия для печати

Белый лебедь - символ Удмуртии

[ Автор: В.Сапрыков ]

"Человеко-птица" - главный элемент нового герба республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- "толэзе", занимающий центральную часть на новом флаге, уходит корнями в далекое прошлое. И в этой республике, как и во многих других, предпочтение отдали проекту художника, который сумел, обновив, возродить древнюю символику, наглядно выразив общее желание всех, кто населяет этот край, хранить память о своих корнях.

Из общего количества проектов новых государственных символов Удмуртии, поступивших на рассмотрение комиссии, поощрительных премий удостоились соавторы В.Ковальчуков, главный дизайнер госпредприятия "Ижевский механический завод", и Е.Шумилов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Удмуртского государственного университета. Их проект исполнен в двух вариантах, но в том и другом - в центре и флага и герба - италмас (удмуртское название цветка купальницы из семейства лютиковых - растения с крупными желтыми или оранжевыми цветами). Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ девушки, матери, родины - один из самых лирических образов - часто связан с италмасом. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. - гудырисяська, переводится как "громовой цветок", поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил.

Италмас - неброский, скромный цветок, но авторы сочли, что именно он способен наиболее полно выразить характер удмуртского народа, сформированный такой же сдержанной природой.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге, во втором - в зеленом кольце. Круг и кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". В обоих вариантах диаметр круга и кольца равнялся ширине флага, а сам флаг представлял собой полотнище российского триколора: белого, синего и красного цветов.

В проекте герба этих же авторов италмас размещался на щите так называемого финского типа: квадрат, скругленный снизу. (Тем самым авторы хотели подчеркнуть, что удмурты являются "восточными финнами".) Поле щита по горизонтали делилось на три части, как и российский флаг. В первом варианте щит окружал венок из зеленых листьев, во втором - зерновые колосья, перевитые трехцветной лентой, над которыми располагалась надпись: "Удмуртская Республика" .

Цвета российского флага - белый, красный и синий, - как считали авторы, используются и у удмуртов, правда, в других сочетаниях. Что же касается зеленого круга или кольца, появившихся в их проекте флага, - цвета ислама, - то это известная дань уважения татарам, проживающим в Удмуртии. Ведь и флаг и герб создавались не для удмуртов, а для Удмуртии. В соответствии с таким подходом государственные символы должны вдохновлять и объединять всех граждан республики. Авторы этих государственных символов к тому же следовали правилам немецкой геральдики, в соответствии с которыми цвета герба непременно должны переходить во флаг. И зеленые листья в гербе поддерживают зеленый круг и кольцо.

Проекты В.Ковальчукова и Е.Шумилова вызвали возражение прежде всего тем, что они копировали приемы, по которым создавалась советская символика: когда флаг и герб автономных республик повторял символы союзных республик, а они, в свою очередь, - союзный флаг и герб. Высказывались возражения и против центрального символа - италмаса - слова явно тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова.

Но поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

Не приняли оппоненты и желтый цвет, чуждый для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще.

В.Напольских, доктор исторических наук, заметил при обсуждении проектов, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль".

Не приняли специалисты и концепцию финского щита, служащего основой для герба на том основании, что удмурты являются восточными финнами. Во-первых, термин "финский щит" имеет к финнам и Финляндии весьма отдаленное отношение, а во-вторых, у финнов и удмуртов родственны, хотя и отдаленно, лишь языки. Называть на этом основании удмуртов "восточными финнами" - это все равно, как заметил В.Напольских, что называть "русских, допустим, восточными французами" или "северными иранцами".

Опираясь на все эти аргументы, многие известные в республике историки, этнографы, археологи и искусствоведы пришли к выводу, что проекты двух авторов не могут быть признаны удачными. В них многое надуманно, эклектично и не отражает подлинных традиций населяющих Удмуртию народов.

Первую и еще одну поощрительную премию присудили Ю.Лобанову, выпускнику художественно-графического факультета Удмуртского государственного университета, художественному редактору журнала "Инвожо", работающему в жанре этнофутуризма (направление, тяготеющее к язычеству и опирающееся на древнюю национальную символику).

Удмурты берут свое начало от финноугорских народов - общности, сложившейся примерно в 3-2 тысячелетиях до Р.X. в Приуралье и Поволжье, откуда они к первому тысячелетию Р.X. расселились до Прибалтики и северной Скандинавии, заняли лесную полосу Восточной Европы и достигли Средней Европы. Из финно-угров вышли коми, мордва, марийцы, удмурты, финны, карелы, эстонцы, вепсы, венгры, а так же обско-угорские народы: ханты и Манси.

Исходя из преобладающих цветов традиционной одежды, победитель конкурса предложил флаг в виде трехцветного полотнища с равновеликими горизонтальными полосами: верхней - белой, средней - красной и нижней - черной. Выступив в печати с обоснованием своего варианта, автор объяснил, чем продиктован его выбор. Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности.

Специалисты сочли весьма удачным трехцветное построение флага, так как оно отражает представление финно-угорских народов о трехъярусной модели мироздания. Бог-демиург удмуртов - Инмар - делит мир на три основные зоны: верхнюю - небо, среднюю - землю, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю - загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Луду, Шайтан). Все эти три мира обусловливают друг друга и находятся в сложном соотношении друг с другом.

В середине флага, на красной полосе (которая выступает символом Солнца) находится "толэзе" - восьмиконечный солярный знак, один из самых распространенных орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, ограждающий от всяческих невзгод. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем - солнце, а ночью - луна.

Проект герба Ю.Лобанова представлял собой красный круг с белой человеко-птицей, распахнувшей крылья. Над ее головой - солярный знак, призванный нести благополучие. Слева и справа - такие же знаки, но другого цвета.

Откуда же появилась в гербе столь странная центральная фигура? Она напрямую связана с культурой периода завершения образования племенных объединений удмуртов в междуречье Камы и Вятки в III-IX веках. Считается, что у предков удмуртов 77 родов. Нынешние населенные пункты Можга, Пурга, Омга, Бадья, Игра (правильнее Эгра) и другие названы по имени родов. Каждый из них имел свой собственный пус - знак, символ, которые сохранились на украшениях, оружии, предметах быта, орудиях труда, - отлитые из меди или сплавов на медной основе, изображающие, как правило, животных: голову медведя, лежащую между лап; хищную птицу с одной или несколькими головами и человеческой личиной на груди; хищную птицу, клюющую голову животного.

Они пришли к финно-уграм из еще более раннего периода первобытного искусства, когда охота была основным занятием. Манера изображения животных и человека вместе с животными, которая дошла до нас от того времени, получила общее название "звериный стиль". Большинство современных исследователей полагают, что приуральский очаг звериного стиля в основном складывался среди пермского населения - предков коми и удмуртов, на территории которых и были найдены наиболее характерные образцы.

В книге В.Оборина и Г.Чагина "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль" вышедшей в Пермском книжном издательстве в 1988 году, приведено изображение, которое использовал для герба Ю.Лобанов, - птицевидный идол с опущенными под углом крыльями, отлитый из бронзы в IX-X веках. Размер его 10,5 х 8,7 см. По краям крыльев до сих пор видны отверстия, благодаря которым его можно было пришить к одежде. Человеко-птица - одна из самых известных находок - выставлена в Пермском областном краеведческом музее. По утверждению М.Ивановой, кандидата исторических наук, это изображение являлось символом "обиталища душ умерших", служило оберегом и "было незаменимым при отправлении культовых (языческих) обрядов".

Авторы книги не случайно употребили слово "чудские". Словом "чудь" восточные славяне называй финно-угорское население Европейского Севера, обычаи и язык которых сильно отличались от славянских, были "чудными". Ну, а Рифей - старое литературное название Урала, так античные географы именовали Уральские горы. Ученые поддержали предложенный Ю.Лобановым вариант герба с человек-оптицей, поскольку этот мотив можно найти в многочисленных подвесках и нашивках. Быть может, так предки удмуртов пытались выразить свои представления о единстве природы и человека. Постигнуть полностью смысл, который вкладывали люди того времени в эти загадочные изображения, - невозможно. Сам автор герба толкует его как воплощение свободолюбия человека.

Одобренные в целом символы не избежали критики, и прежде всего центральный элемент герба - человеко-птица, поскольку на проекте Ю.Лобанова сначала была дана точная копия хранящегося в музее оригинала. Возражения оппонентов были связаны с сомнением, можно ли переносить его в неизменном виде в государственный герб, а также - можно ли считать птицевидного идола праудмуртским?

После доработки 3 декабря 1993 года Президиум Верховного Совета утвердил положение о новом символе:

"Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цветов (от флагштока на лицевой стороне или слева направо, если флаг размещается в развернутом виде). Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В центре белой полосы иэображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов..."

Там же приводится толкование цветов, где черный является символом земли и стабильности; красный - цветом солнца и символом жизни; белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев. А восьмиконечный солярный знак является оберегом.

19 мая 1994 года Президиум утвердил Положение о гербе: "который представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с, раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак красного цвета. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета. Щит обрамлен лентой из полос черного, белого и красного цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней части образует складку, на которой в две строки расположены надписи: "Удмурт Республика" и "Удмуртская Республика".

"Обобщенный образ белого лебедя, или человеко-птицы, стал символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов". Большой солярный знак является земным, а малые - воплощением космических оберегающих сил.

Источники: Наука и жизнь, 11/94: 21-24

СМ. ТАКЖЕ:
Яндекс цитирования Геральдики.ру © 1999-2018 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
SSL