Тел: +7 495 542-0692
|¤| Форум    |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

версия для печати

Новый герб и флаг Таджикистана

[ Автор: В.Сапрыков ] // 1993

Закон о Государственном гербе и флаге республики Таджикистан принят 24 ноября 1992 года. В связи с этим были изменены статьи 169 и 170 Конституции. Теперь они гласят:

"Государственный герб представляет собой изображение крылатого льва в лучах солнца, восходящего из-за гор, обрамленного колосьями пшеницы, перевитыми трехполосной лентой. Обрамление венчает корона с семью звездами, размещенными над ней полукругом;

Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизоньально расположенных цветных полос: верхней полосы красного цвета и равной ей по ширине нижней полосы зеленого цвета, средней белой полосы, состовляющей полторы ширины цветных полос. На белой полосе на расстоянии половины длины полотниша от древка изображены золотом стилизованная корона и полукруг из семи звезд над ней. Отношение общей ширины флага к его длине 1:2"

Принятию новых символов предшествовал длившийся несколько месяцев закрытый конкурс, участвовать в котором могли все желающие. Самыми активными участниками оказались представители науки. Свои проекты представили Институт истории, Институт астрофизики, Респудликанский комитет по терминологии. На конкурс поступило более двухсот работ от авторов и творческих коллективов из всех регионов республики.

Представительный состав участников конкурса позволил выработать концепцию новых государственных символов, суть которой - историзм, преемственность. В качестве главных атрибутов геральдики разные авторы и научные коллективы предложили льва, корону и звезды.

Лев и стал центральным элементом герба. В этом отношении он схож с гербом Ирана. Но это не копирование одним государством атрибута геральдики другого. Таджики и персы - близкие по своему происхождению народы. Этногенетические процессы, предшествующие сложению таджикского народа, восходят к концу II-началу I тысячелетия до Р.Х., когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли индоиранские племена, из которых впоследствии выделилась ираноязычная группа.

Заметное влияние на формирование таджикского народа оказало завоевание Средней Азии арабами в середине VIII века, которое сопровождалось заменой местных религий исламом. Борьба народных масс спротив завоевателей способствовала их консолидации. С образованием государства Саманидов в IX-X веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка. Он стал господствующим в эпоху Саманидов. На этом языке писались научные трактаты, поэтические и прозаические произведения, философские сочинения и труды по медицине.

Впервые письменное появление термина "таджик" зафиксировано в XI веке, хотя фактически он был известен значительно раньше.

Близость таджиков и персов проявлялась в общности не только языка, но и культуры, обычаев, элементов символики. (Вообще в мифологии и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии лев всегда выступает как символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня). Не случайно, один из героев поэмы Фирдоуси "Шах-наме" (994-1010 гг.) богатырь Саль, обращаясь к Манучехру - правнуку иранского царя Фаридуна, свергшему иноземного тирана Заххака, - гоаорит:

Ты по закону получил Иран,

И львами ты и вепрями избран.

С образом льва связывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Лев в персидско-таджикской традиции является олицетворением бога Митры. (Лев с мечом и солнце как элементы декоративного убранства использовались в памятниках таджикской архитектуры вплоть до XVII века.

Митра в древнеиранской мифологии - воплощение мира, дружбы и согласия между людьми, он охраняет страну от раздоров и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они не соблюдают условия договора. Нетрудно видеть, какой глубокий смысл имеет символ бога Митры в государственном гербе: он выражает идею объединения людей в единое государство, соблюдение ими мира и согласия в стране на правовой основе, а также мир , дружбу с другими странами и народами ради общего блага.

Показательно, что образ льва наполнен своим содержанием и в мусульманстве. Например, один из эпитетов пророка Али - Шери Худо (Божий Лев). Приверженцы али считают его законным преемником халифа как двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, после которого верховная власть в теократическом государстве должна передаваться по наследству потомкам основателя ислама. Эти потомки составляют династию "непогрешимых" имамов, то есть глав мусульманских общин. Считается, что пророческая душа Мухаммеда перешла к Али, ему приписываются выдающиеся качества чудотворца и богатыря, многочисленные воинские подвиги и чудеса, его называют "угодный аллаху", "лев аллаха", "царь святых" и т.д.

Таким образом, лев в Государственном гербе как бы напоминает о том, что государство освящено исламом.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в народной медицине лев - символ здоровья, дух жизни.

Три выступа в короне, изображенной на гербе, обозначают регионы республики - Хатлон, Заравшон, Бадахшон. Каждый из них в отдельности это еще не страна. Лишь объединенные в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет еще один смысл: слово "тадж" в переводе означает венец. В более щироком смысле понятие "таджики" может трактоваться как "халки тодждор", то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определенного государства.

О многом говорят семь размещенных над короной звезд. Во всех мифологических системах число семь было священным, приносящим счастье, дарующим добродетель. Вместе с тем семь в таджикской народной традиции - символ совершенства. Известны многие понятия, связанные с числом семь: "Хафт пайкар" (Семь красавиц), "Хафт авранг" (Семь престолов), "Хафт Бродар" (Семь братьев), семь корифеев персидско-таджикской поэзии и т.п.

Солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света. Оно пришло из глубины веков. В мифах Египта и Передней Азии уже к XVI-XV векам до Р.Х. существовали представления о солнце как единственном творце вселенной. Колосья пшеницы - богатство страны, ведь хлеб - всему голова.

Трехполосная лента герба представляет собой цвета другого государственного символа - флага. Во многих странах цветовая гамма обоих государственных символов одна и та же, хотя универсального правила здесь нет. Правда, одна из наиболее старых и именитых геральдических школ - немецкая - возвела это правило в принцип. Герб Таджикистана представляет цвета флага в ленте. Кроме того, трехполосная лента безусловно украшает герб, делает изображение более законченным.

Рассказывая о флаге, прежде всего отметим упоминание о нем в эпической поэме Фирдоуси "Шах-наме". Описывая борьбу против узурпатора Заххака, автор сообщает:

Цари во всех явились областях,

Для битвы каждый поднимал свой стяг.

То были фамильные, родовые стяги. К сожалению, Фирдоуси не сообщил об их расцветке, из чего они были сделаны, каков был их размер. Наиболее "полно" описывает он стяг, с которым выступил против поработителя народный вождь кузнецов Кова.

Он свой передник, сделанный из кожи, -

Нуждается кузнец в такой одежде, -

Взметнул как знамя, на копье стальном,

И над базаром пыль пошла столбом.

Крича, он шел со знаменем из кожи:

"Эй, люди добрые! Эй, слуги божьи!"

Все призеры конкурса на лучший проект Государственного флага предложили трехполосное полотнище, состоящее из красного или близкого к нему оранжевого, зеленого и белого цветов. Такое совпадение предложений закономерно. Авторы проектов исходили из преемственности и причастности нового Таджикистана к его истории, в частности ко времени консолидации таджикского народа, имевшей место в VIII-X веках.

Верхняя, красная полоса флага олицетворяет солнце, победу, торжество. Белая - нравственную чистоту народа, снег на заоблачных вершинах гор, которые занимают 93 процента территории Таджикистана, причем почти половина этой территории находится на высоте, превышающей 3000 метров. Белый цвет, таким образом, отражает и природную особенность республики. Зеленая полоса - духовная сущность ислама. Вместе с тем зеленый - символ празника Навруз (то есть Нового года, который отмечается 21-22 марта). Дни Навруза - начало сельскохозяйственных работ; зеленый цвет - цвет проросших пшеничных зерен - символ щедрости природы.

С новыми государственными символами связаны самые лучшие надежды и ожидания таджикского народа.

Примечание редактора: Данные в статье "немного" устарели. В декабре 1993 года герб был заменен на новый.

Источники: Наука и жизнь 10/93:49-51

СМ. ТАКЖЕ:
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2018 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!