Тел: +7 495 542-0692
|¤| Форум    |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

версия для печати

Тризуб - герб Украины

[ Автор: В. Сапрыков ] // 1994

Постоянная Комиссия по вопросам культуры и духовного возрождения парламента Украины рассмотрела 200 эскизов нового государственного символа - герба. И что весьма примечательно - 192 автора остановили выбор на трезубце. Среди проектов были трезубцы обрамленные золотистыми колосьями пшеницы, выполненные на фоне карты Украины, увенчивающие украинцев в национальных одеждах, Богдана Хмельницкого на коне, украшающие многочисленные композиции из стоящих на задних лапах львов, раскинувших крылья орлов, гордых петухов...

Этот «выборочный плебисцит по вопросам возвращения к государственной символике» показал, что государственным гербом Украины должен стать «тризуб» на синем фоне.

История трезубца - фамильного знака князя Владимира, насчитывает свыше 1000 лет и уходит своими корнями еще в дохристианский период, когда Киевская Русь объединяла сложившиеся союзы славянских племен и играла важную роль в политической жизни тогдашней Европы, развивала экономические и культурные связи с соседями. Естественно, княжеская власть при этом нуждалась в определенной знаковой системе, представлявшей и удостоверявшей ее.

Первыми дошедшими до нас знаками-печатями явились родовые знаки Рюриковичей. Они выполняли несколько функций: были знаками собственности, играли роль личных и родовых эмблем, в определенном смысле, они выступали как атрибуты власти. В этом значении их изображение можно увидеть на предметах быта, поясах дружинников, оружии, воинских знаменах, монетах, подвесках. Ими клеймили коней, бортные деревья (деревья, в дуплах которых содержали пчел); их изображения устанавливали на межах княжеских земельных владений. Со временем знак, представляющий владельца, перешел на изображение печати, стал употребляться в дипломатической и торговой практике, выступая своего рода аналогом верительной грамоты. С развитием письменности печатями скрепляют документы для их удостоверения.

Эти знаки находились под правовой защитой. Свидетельство тому - первый свод древнерусского феодального права «Русская правда», краткая редакция которого была составлена под руководством Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.). В ней сказано: «Кто стешет бортные знаки или запашет межу полевую, или перегородит дворовую, или срубит бортную грань, или дуб гранный или межевой столп, с того взять в Казну 12 гривен».

Древнейшей из таких печатей можно считать печать (на ней изображен двузубец) Святослава Игоревича (умер в 972 году). Другая древнейшая печать (X век) - свинцовая - принадлежала полоцкому князю Изяславу Владимировичу - старшему сыну Владимира Святославовича (найдена при раскопках в Новгороде в 1953 году). На этой печати отчетливо виден трезубец.

Как мы видим, у Рюриковичей существовали как двузубцы, так и трезубцы, но известный русский историк Н. М. Карамзин дал им всем общее название «трезубец», которое и вошло в научный оборот.

Существует несколько версий, объясняющих смысл знака, но ни одна из версий пока не получила точного научного подтверждения.

Ряд исследователей усматривает в трезубце изображение церковного светильника, или паникадила, а также державы как одного из символов власти; кому-то он напоминал верхнюю часть скипетра, шлема, двулезвийной секиры; некоторым представлялось, что это символ хоругви, ворона, голубя. Некоторые сторонники видят в знаке Рюриковичей монограмму, которую «читают» как надпись «Владимир на столе» или «басилевс», то есть царь, сделанную греческими буквами.

Есть мнение, что этот знак символизировал триединство и трехмерность мира; три поколения, охваченные рамками одной человеческой жизни. Столь сильные расхождения в толковании трезубца не случайны. Ведь до нашего времени дошло более 200 его разновидностей, относящихся к разным эпохам и найденных далеко друг от друга. Однако, видимо, наиболее верным следует считать предположение, что трезубец - символ сокола или другого тотема княжеского рода. В любом случае, княжеские знаки Рюриковичей представляют собой стилизованные изображения весьма древнего происхождения.

Хотя знаки Рюриковичей выполняли функцию государственных символов, тем не менее их нельзя отнести к гербам в собственном смысле слова. Ведь одна из характерных особенностей герба - неизменность, постоянство, а у Рюриковичей каждый князь имел собственный знак. Знак сына отличался от знака отца, брата и так далее, хотя п начертании сохранились определенные общие черты (что и позволяло именовать их знаками Рюриковичей).

С распадом Киевской Руси и образованием большого числа самостоятельных княжеств начинается следующий этап в развитии государственной символики. На смену прежним родовым знакам приходят территориально-династические гербы.

В XI веке возникает новая гербовая традиция, для которой характерно использование изображений святых, покровителей князей. Так, со времен Ярослава Мудрого покровителем Киевской Руси считался Георгий Победоносец, или Змееборец (драконоборец).

В честь архистратига Михаила - покровителя киевского князя Святополка Изяславовича (1050-1113 гт.) - был выстроен в Киеве Михайловский Златоверхий монастырь (около 1108 года, не сохранился). Полагают, что с того времени Михаил - покровитель князей и ратной славы стал считаться покровителем и Киевской земли. Изображение архангела Михаила встречается на многочисленных печатях XII-XIII веков. Со временем оно перешло в герб города.

Влияние западноевропейских геральдических традиций на территориально-династические гербы ряда княжеств можно проследить по тому, как в символику стали проникать орел - символ власти, прозорливости, великодушия; медведь - предусмотрительности; лев - силы, мужества, отваги, власти, великодушия (и в христианской традиции лев, олицетворявший царя в животном мире, связывался с образом «вечного царя» Христа).

Так, эмблемой Черниговского княжества до ордынского нашествия долгое время оставалось изображение двуглавого черного орда. В гербе наследников Даниила Романовича Галицкого (1201-1264 гг.), много сделавшего для восстановления единства Галицко-Волынской Руси, утвердилось изображение льва, взбирающегося на скалу. Свидетельство тому - печать 1316 года галицко-владимирских князей Андрея и Льва II. По мнению некоторых исследователей печать эта от Льва Данииловича, именем которого назвали построенный при его отце город Львов. Изображение Льва стало территориально-династическим знаком Галицко-Волынского княжества, князья которого являлись потомками киевского князя Игоря, поэтому и потомки его принадлежали к роду Рюриковичей. Центр этого княжества находился во Львове.

В 40-70-х годах XIV века Чернигово-Северщина, Подолия и Киевщина влились в Великое княжество Литовское. Галицкую землю и большую пасть Волыни захватила Польша. В соответствии с Люблинской унией 1569 года в состав единого польско-литовского государства Речи Посполитой вошли украинские земли - Волынь, Восточная Подолия. Киевщина, часть Левобережья.

Распространение польской государственности на украинских землях нашло отражение и в геральдической системе, в определенной унификации символов воеводств. Хотя одновременно происходил и процесс возрождения старинных символов.

В 1471 году символом Киевского воеводства вновь становится изображение на красном фоне архангела Михаила с опущенными мечом и ножнами (что означало покорность польскому владычеству). В это же время утверждаются в правах и эмблемы времен удельных княжеств Черниговского, Переяславского, Галицкой земли.

Дальнейшее становление украинской этнической символики приходится на XVI-XVII века - время консолидации украинских земель и освободительной войны против шляхетской Польши - то была борьба за сохранение этнической целостности украинского народа. В ходе ее в XVI веке образовался своеобразный политический центр со своей военной структурой - Запорожская Сечь.

«Летопись Григория Грабянки», автор которой - украинский «казацкий летописец» - рассказывает, что в 1575 году польский король Стефан Баторий в числе различных клейнодов - войсковых знаков отличия в казачьих войсках - прислал казакам особую печать в знак признания мужества казаков, проявленного, в частности, в сражениях с татарами. (Со времени вхождения Украины в Речь Посполитую клейноды назначались казацкому войску польскими королями; после воссоединения Украины с Россией - русскими царями ). На этой печати был изображен казак с мушкетом, вошедший в историю под названием «рыцарь-казак с самопалом». Наиболее известная из древнейших печатей-клейнодов относится к !595 году и принадлежит гетману Лободе. Начиная со времени Гаврила Крутневича (1603 года) казак на ней изображался идущим, в полупрофиль, с саблею на боку и с мушкетом.

Этот символ в 1622 году в поэтических строках на смерть гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного впервые назван «гербом низового Войска Запорожского». На гетманских печатях Богдана Хмельницкого - предводителя освободительной войны украинского народа в 1648-1654 годах - также изображался казак с мушкетом. На какое-то время символ становится отличительным знаком Украины. С 1758 года его именуют «национальным гербом». На изданных тогда картах Украины помещался именно «казак с мушкетом».

Правда, в этот же период существовали и другие символы. Большое число знамен в качестве трофеев было взято при захвате Киева в 1651 году армией литовского князя Я. Радзивилла. Среди них ученые выделяют три знамени, принадлежавшие Киевскому магистрату, на которых изображены лук со стрелой, помещенные в кольце.

После воссоединения Украины с Россией - под влиянием последней - украинская символика постепенно унифицируется. Исчезает казак с мушкетом. Официальным гербом Украины как части Российского государства вскоре становится двуглавый орел.

Но в этот период не вся Украина входила в состав России. Ее западная часть - Галиция и Закарпатье - в результате трех разделов Речи Посполитой оказалась в Австрийской империи, которая проводила политику онемечивания украинского населения. Начавшаяся в марте 1848 года революция в Австрии охватила и западноукраинские земли.

Созданная во Львове в мае 1848 года Головна руска рада провозгласила общегосударственным национальным гербом старинный герб Галицко-Волынской Руси - изображение золотого льва на голубом поле. Но этому символу не суждено было стать общеукраинским, из-за сохранившегося разделения украинских земель.

После февральской революции в России, как известно, вопрос о цветах флага был решен довольно быстро. С гербом дело обстояло сложнее. В двух крупных массовых манифестациях, состоявшихся в марте 1917 года в Киеве, можно было видеть несколько гербов, которые участники шествий пытались представить в качестве символа Украины: желтый лев на голубом фоне, комбинированный герб со львом и архангелом, казак с мушкетом, золотой одноглавый орел на синем фоне и даже турецкий полумесяц со звездами и крестом над ним.

В связи с этим председатель Центральной рады, крупнейший украинский историк М.С. Грушевский выступил 16 сентября 1917 года со специальной статьей в газете «Народная воля». Он отметил прежде всего, что постоянного герба Украина никогда не имела. К числу символов, способных выступить в этой роли, наиболее подходящими он выделял трезубец времен Киевской Руси, лук или арбалет, известный по киевским печатям XVII-XVIII века, и казака с мушкетом.

В следующий раз этот же вопрос подняли после провозглашения Украинской народной республики (УНР). В ноябре 1917 года была создана геральдико-флаговая комиссия, в состав которой вошли историки, специалисты в области символики- и художники. В ходе работы выявились два подхода. Сторонники первого - исторического - настаивали на том, чтобы утвердить в качестве герба один из известных в прошлом символов. Представители второго направления считали, что новая государственная система должна выражаться и новым символом. Приверженцы такого подхода предложили следующие варианты: первую букву названия «Украина», аббревиатуру «У.Н.Р.», щит с 30 звездами (по числу земель Украины) или с семью звездами (по числу букв в слове «Украина»).

М.С. Грушевский предложил компромиссное решение. По его замыслу в центре герба помещалось изображение золотого плуга на синем фоне, а вокруг располагались трезубец, лев, казак с мушкетом, арбалет, вооруженный всадник на коне. Венчать эти расположенные на гербовом щите символы должен был голубь с оливковой веткой в клюве - вестник национального согласия и покоя. С двух сторон герба должны были стоять «щитодержатели» - крестьянка и рабочий.

Комиссия так и не пришла к окончательному выводу.

Между тем в декабре 1917 года утверждается образец первого государственного кредитного билета. В его официальном описании сказано: «сетка передней части билета... состоит из волнистых линий; и в ней находятся белые отпечатки Владимирского знака». Так, де факто, изображение трезубца впервые вошло в официальные документы Украинской республики.

А 18 января 1918 года был принят проект военно-морского флага Украины, на синей полосе которого помещался золотого цвета трезубец с крестом, расположенным на верхней средней его части. Так трезубец, не будучи утвержден как государственный герб, вторично появился как официальный символ, что и решило все. После этого, 12 февраля 1918 года Совет Министров принял решение внести в Раду закон об утверждении государственным гербом Украины «принятого Морским флотом герба Владимира Великого (без креста)». И 1 марта того же года в городе Коростене Рада утвердила этот герб. (В Коростене, так как в Киеве была установлена Советская власть.)

Эскизы герба поручили выполнить президенту Украинской Академии искусств В. Кричевскому, который подготовил проекты большого и малого гербов УНР и соответствующих печатей. В обоих гербах вокруг трезубцев размещены оливковые ветви - символы национального согласия в самом государстве и мира с соседями. Проекты гербов и печатей утвердили 22 марта 1918 года.

В апреле 1918 года власть переходит в руки австро-германского ставленника - гетмана П.П. Скоропадского, который всячески демонстрирует стремление к возрождению старых казацких традиций. Этому как нельзя лучше отвечал казак с мушкетом. Но пришедшая к власти администрация не могла отказаться и от герба УНР. Поэтому на государственной печати оба символа были соединены. Над казаком с мушкетом размещается трезубец. Тогда же трезубец впервые стал атрибутом военной формы. Его изображают на голубой эмали кокарды.

После революционных событий осенью 1918 года в Австро-Венгрии и Германии и аннулирования Брестского договора на Украине укрепляется движение буржуазно-националистических партий, в результате которого устанавливается правление так называемой Директории, которая сохранила трезубец в качестве герба. Трезубец без креста остается на военно-морском флаге; в разных вариантах исполнения он занимает центральную часть кокард как в Приднепровской, так и в Западноукраинских армиях.

10 марта 1919 года третий Всеукраинский съезд Советов принял первую Конституцию УССР, и герб, -на геральдическом щите которого в лучах восходящего солнца изображались серп и молот, а над ними аббревиатура «У.С.С.Р.». На красной ленте под щитом на украинском и русском языках помещался призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Щит обрамлял венок из колосьев пшеницы.

В 1929 и 1937 годах герб подвергся незначительным изменениям (например, призыв остался лишь на украинском языке). В 1949 году над гербовым щитом появляются изображение пятиконечной красной звезды и надпись на срединной части ленты: «Украiнська РСР». Такое уточнение потребовалось, видимо, потому, что герб мало чем отличался от гербов других союзных республик.

И вот снова пришло время «тризуба» - как теперь принято писать на Украине, - он стал символом возрождения украинской государственности.

Источники: Наука и жизнь, 5, 1994, стр.32-36

СМ. ТАКЖЕ:
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2018 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!