Геральдическое описание: В червленом поле c узкой оконечностью Библия в пурпурном окладе с серебряными накладками, корешком и защелкой; оконечность пересечена на составную и лазоревую части, при этом верхняя часть состоит из 6-ти чередующихся черных и золотых квадратов с вписанным в каждый квадрат ромбом переменных цветов, обремененным червленым бруском, вверху процветшим, внизу вырубным.
Обоснование символики:
Усть-Цилемский район относится к территориям, которые человек начал заселять за несколько тысячелетий до нашей эры. Письменные источники и археологические раскопки позволяют говорить о первых появлениях русских на Печоре в начале II тысячелетия нашей эры. Сохранившиеся сведения этого периода свидетельствуют о том, что большинство из них были новгородцы. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII -XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от рядом живущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа - "устьцилема", обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.
Символика герба Усть-Цилемского района связана с его историей и этнокультурой и потому многозначна:
- червлень (красное) и лазурь (синее) - символически отражают расположение земель района (красное) на берегах многочисленных рек (главная из которых Печора) и многочисленных озер (лазурь);
- библия - символ потомков поморов-староверцев, составляющих большую часть конфессионального состава населения района. Библия (в переводе с греческого - "книга") - атрибут веры, знания, учения;
- пояс, составленный из черных и золотых квадратов, в которых вписаны ромбы с фигуркой "костыль" - стилизованный узор "околинки", широко применяемый местными жителями при рукоделии, символ территориальной принадлежности района к Республике Коми, символ сохранения местной культуры;
- червлень (красный цвет) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника;
- малиновый цвет (пурпур) - символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности;
- серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;
- черный цвет - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности;
- золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
- лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Авторская группа:
идея герба: Михаил Ригерт (Кострома), Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева, Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (Москва).
Утвержден решением Совета муниципального района "Усть-Цилемский" №259/19 от 24 июня 2014 года.
Проекты герба Усть-Цилемского района 2011 г.
В 2011 году проекты герба для Цилемского райoна по заказу администрации района были подготовлены ООО "Ареал-Сервис" (г. Кострома): "За основу первого проекта был взят факт открытия Цилемских рудников. Первые медные и серебряные монеты Руси, первый золотой рубль изготовлены из металла, добытого на Цильме. 1491 год принято считать началом горно-металлургического промысла в Московском государстве. Поэтому геральдисты предложили изобразить перекрещенные серебряные кирки и сопровождающие их золотые монеты зеленом щите, символизирующие добычу медных и серебряных руд и их использование для чеканки российской монеты в период правления Ивана III. Чтобы подчеркнуть этот факт, кирки и монеты сопровождает в главе щита шапка Мономаха. Во втором варианте предложено вместо кирок изобразить открытую книгу как символ богатой старообрядческой книжной культуры района" (по материалами ИА Коми-Информ).
Источники: Союз геральдистов России |