Тел: +7 495 542-0692
|¤| Форум    |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   

Векторные изображения гербов, флагов и эмблем(!) КОНСУЛЬТАЦИИ, советы, методические и практические рекомендации по вопросам геральдики и герботворчества

версия для печати

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований

[ Автор: Геральдический совет при Президенте РФ ] // 01.05.2003

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года.

РАЗДЕЛ 1.
Вводные положения

»» Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (извлечение)

»» I. Официальные символы муниципальных образований: виды, статус, назначение

»» II. Порядок разработки и утверждения официальных символов муниципальных образований

»» III. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований

Раздел 1
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (извлечение)

Статья 9. Официальные символы муниципальных образований

1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

I. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ OБРАЗОВАНИЙ: ВИДЫ, СТАТУС, НАЗНАЧЕНИЕ

Официальными символами муниципальных образований являются утвержденные в установленном порядке средства визуального (зрительного) обозначения муниципального образования. К официальным символам относятся: гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы. Все имеющиеся у муниципального образования официальные символы образуют комплекс геральдического обеспечения данного муниципального образования.

Муниципальные образования обладают правом, но не обязанностью иметь официальные символы. Решение о создании и учреждении официальных символов должно всегда исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования. Практическими потребностями должно определяться насколько широк и разнообразен может быть комплекс геральдического обеспечения муниципального образования. Создавать и учреждать официальные символы в тех случаях, когда к этому не побуждают вполне конкретные и ясные практические потребности, нецелесообразно.

Герб муниципального образования является главным официальным символом муниципального образования. Герб служит основным средством визуальной идентификации муниципального образования: его названия, административного статуса, прав и органов самоуправления. Герб представляет собой условный знак, образуемый определенными фигурами и цветами, составленный по геральдическим правилам и употребляемый в соответствии с традициями геральдики и правовыми актами.
На основе герба строятся все прочие официальные символы муниципального образования.

Флаг муниципального образования является вторым по значимости основным официальным символом муниципального образования. Флаг служит средством визуальной идентификации муниципального образования в тех случаях и ситуациях, когда для данной цели невозможно или недостаточно использование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным сочетанием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам и употребляемое в установленном порядке. Флаг строится на основе герба и в свою очередь может служить основой для иных официальных символов муниципального образования.

Должностные знаки (знаки различия) муниципального образования являются официальными символами муниципального образования. Должностные знаки служат средством визуальной идентификации лиц, занимающих официальные ответственные должности в органах местного самоуправления (глав муниципальных образований, депутатов представительских органов местного самоуправления, иных выборных и должностных лиц) и используются данными лицами символически (в особо ответственных ситуациях: при вступлении в должность и оставлении должности, в особо ответственных, торжественных и важных случаях), либо практически (постоянно при исполнении служебных обязанностей). Должностные знаки представляют собой нашейные или нагрудные знаки, составленные на основе герба или флага муниципального образования.

Наградные знаки (знаки отличия) служат средством визуального обозначения лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием официально признаны и отмечены муниципальным образованием. Наградные знаки представляют собой нагрудные знаки (или иные носильные знаки, например: броши, перстни, браслеты и т.д.), настенные и настольные медали, сувениры особого рода, ценные подарки, построенные на основе герба или флага муниципального образования, или несущие изображение герба или флага муниципального образования. Знаки к почетным званиям относятся к числу наградных знаков и образуют с ними единую систему.

Эмблемы. Существует два класса муниципальных эмблем.
К первому классу относятся создаваемые на основе герба или флага знаки подразделений органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или управлении, муниципальных организаций, памятных и значимых событий, происходящих в муниципальном образовании (юбилеев, фестивалей, памятных дат и т.п.).
Ко второму классу относится эмблема муниципального образования, создаваемая вместо герба и исполняющая функции герба в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно или нежелательно установление для муниципального образования герба. Эмблема представляет собой графически неизменный знак, составленный вне соответствия правилам составления гербов.

II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Официальные символы муниципальных образований разрабатываются муниципальными образованиями самостоятельно. Для этой цели могут быть привлечены силы местных художников и специалистов[1].
__________
[1] - Практический опыт показывает, что при разработке официальных символов нецелесообразно прибегать к проведению открытых конкурсов на создание проектов муниципальных символов. Помимо того, что проведение таких конкурсов связано со значительными трудозатратами, результаты конкурсов крайне редко бывают удачными, а если какой-либо конкурс и приводит к выделению победившего проекта, то дальнейшая доработка этого проекта бывает затруднена условиями конкурса и амбициями авторов победившего проекта.

В субъектах Российской Федерации, в которых имеются региональные геральдические комиссии, целесообразно прибегнуть к помощи соответствующей геральдической комиссии. Возможно использовать услуги лиц и предприятий, профессионально занимающихся разработкой официальных символов на коммерческой основе[2].
__________
[2] - О добросовестности и качестве работы таких лиц и предприятий можно получить справку в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.

Разработка официального символа включает в себя:
- разработку проектных рисунков символа;
- разработку проектов документации о символе, включающую в себя:
= проект правового акта об утверждении символа;
= проект Положения о символе (документа, определяющего вид символа и правила его использования);
= проект описания символа;
= обоснование символики учреждаемого знака (в виде пояснительной записки, исторической справки и т.п.).

Разработанные проекты следует представить в Геральдические совет при Президенте Российской Федерации для проведения геральдической экспертизы (непосредственно от муниципального образования или через посредство региональной геральдической комиссии в тех субъектах Российской Федерации, где такие комиссии имеются). Для проведения экспертизы в Совет направляются:
- официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о проведении экспертизы;
- рисунки проекта символа (цветной и черно-белый контурный);
- проект Положения о символе;
- проект описания символа (если текст описания включен в Положение, то представлять его отдельно не требуется);
- пояснение к проекту: обоснование композиции и пояснение символики знака, толкование причин и оснований, побудивших остановиться на данном проекте (если текст пояснения включен в Положение, то представлять его отдельно не требуется).

Срок проведения экспертизы – 30 дней с момента поступления документов в Геральдический совет. В случае особой сложности экспертных действий, срок может быть продлен до 60 дней, с обязательным извещением отправителя о задержке экспертизы. Экспертиза производится бесплатно.

Экспертиза, проводимая Советом, может выдвинуть к проекту рекомендации по усовершенствованию и доработке, призванные обеспечить соответствие проекта законодательству Российской Федерации, принципам единой государственной политики в области геральдики, геральдическим правилам и избежать дублирований. После доработки проекта в соответствии с высказанными замечаниями (или в случае одобрительного заключения экспертизы) проект символа выносится на официальное утверждение.

Официальные символы муниципальных образований утверждаются уставами соответствующих муниципальных образований или правовыми актами (решениями, постановлениями) представительских органов муниципальных образований. Наиболее практичным является второй путь, так как посредством принятия единого правового акта возможно комплексно ввести в действие все необходимые документы о символе.

Необходимое согласование устава муниципального образования и правового акта об утверждении официальных символов может быть достигнуто следующим образом. В устав муниципального образования вносится статья (или глава), закрепляющая право муниципального образования на наличие официальных символов (например, следующего содержания:
«Муниципальное образование [Наименование] имеет официальные символы – герб и флаг, устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Муниципальное образование [Наименование] может иметь также иную официальную символику (знаки различия и отличия), устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления или решениями Главы муниципального образования.»

После принятия устава проводится работа по подготовке соответствующих актов об официальных символов и их утверждение. Удобство и практичность такой формы подтверждено опытом, а ее допустимость определяется прецедентом государственных символов Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации закреплено право Российской Федерации на наличие государственных символов (герба, флага и гимна), а сами государственные символы – герб, флаг и гимн – утверждены отдельными Федеральными конституционными законами[3].
__________
[3] - Аналогично построена ситуация и с государственными наградами – факт их наличия в Российской Федерации закреплен Конституцией Российской Федерации, а сами награды установлены Указами Президента Российской Федерации.

Правовой акт об учреждении официального символа муниципального образования должен включать в себя:
1) собственно акт – решение (постановление) представительского органа местного самоуправления, утверждающее символ, его описание, рисунки и Положение о нем;
2) приложение N 1 к решению (постановлению) – Положение об официальном символе, содержащее описание символа и правила его использования;
3) приложение N 2 к решению (постановлению) – рисунки официального символа: цветной и одноцветный (если он необходим).

При необходимости могут быть даны и другие приложения к правовому акту, однако приведенный выше комплекс документов, при условии правильного его составления, является необходимым и достаточным пакетом правовых актов, для учреждения официального символа и установления правил его использования.

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Все официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований осуществляется путем их внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Государственный геральдический регистр ведет Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Законодательными актами, определяющим порядок регистрации, являются Указ Президента Российской Федерации «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 21.03.1996 N 403 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1273) и Распоряжение Президента Российской Федерации «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 13.10.2003 N 471-рп.

Задача государственной регистрации официальных символов муниципальных образований – обеспечить официальным символам муниципальных образований, отвечающим требованиям единой государственной политики в области геральдики, государственное признание, юридическую защиту в федеральном масштабе, закрепление прав на символы за владеющими ими муниципальными образованиями и введение символов в единое федеральное информационное пространство.

В Государственный геральдический регистр Российской Федерации вносятся утвержденные в установленном порядке и введенные в действие официальные символы муниципальных образований. Проекты официальных символов, символы утвержденные в предварительных формах (в первом чтении, одобренные без введения в действие и т.п.) к регистрации не принимаются.

Для осуществления регистрации в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации необходимо представить (непосредственно из муниципального образования или через посредство региональной геральдической комиссии в тех субъектах Российской Федерации, где таковые комиссии имеются):
- официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о регистрации;
- копию правового акта об утверждении официального символа;
- цветной и одноцветный контурный рисунки официального символа[4];
- Положение об официальном символе;
- описание официального символа (если описание внесено в Положение, то представлять его отдельно не требуется).
[4] - Если имеется возможность дополнить рисунки их электронными версиями (в любом формате и на любом виде носителя), то такое дополнение приветствуется.

Документы должны быть доставлены в Совет заказным или иным (простым, ценным, курьерским) почтовым отправлением или переданы лично. Материалы, поступившие по телеграфу, факсимильной связи или по электронной почте к регистрации не принимаются и не рассматриваются.

Поступившие документы подвергаются предрегистрационной геральдической экспертизе и в случае ее положительного заключения выносятся на очередное заседание Геральдического совета. Решение о регистрации принимается на заседании Геральдического совета и оформляется протоколом заседания Совета. В течение 30 дней после заседания зарегистрированным символам присваиваются регистрационные номера, а владельцам символов направляются свидетельства о регистрации установленного образца.

Предрегистрационная экспертиза проводится в течение 10 дней с момента поступления документов в Геральдический совет. Заседания Совета проводятся в среднем 1 раз в два месяца. Таким образом, общий срок регистрационных мероприятий от момента поступления документов до направления владельцу знака свидетельства составляет от 1 до 3 месяцев.

Регистрация официальных символов в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации и выдача свидетельств о регистрации производится бесплатно.

Свидетельство о регистрации представляет собой бланк установленного образца, на в котором указываются:
- наименование зарегистрированного символа;
- юридический адрес правового акта об утверждении символа;
- регистрационный номер символа;
- дата заседания и номер протокола Совета, которыми символ внесен в Регистр.

Свидетельство скрепляется подписями Государственного герольдмейстера, ответственного секретаря Геральдического совета и печатью Совета.

Примечание: По особому желанию владельца зарегистрированного символа (которое должно быть оформлено соответствующим официальным письмом) владельцу символа может быть выдано свидетельство, на котором, помимо перечисленных сведений, помещается цветное изображение и описание символа. Получение таких свидетельств не является обязательным. Изображение знака на бланке свидетельства выполняется вручную художником, кандидатура которого согласовывается Геральдическим советом. Условия изготовления цветного рисунка устанавливаются договором, заключаемым между учредителем и художником согласно Распоряжению Президента Российской Федерации «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 13.10.2003 N 471-рп.

С момента внесения официального символа муниципального образования в Государственный геральдический регистр Российской Федерации данный символ считается официально признанным государством; государство подтверждает право владельца на данный символ и принимает на себя обязательства по охране символа в федеральном юридическом пространстве.

»» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ... »»

Источники: Геральдика сегодня

СМ. ТАКЖЕ:
› Другие материалы по разделу: Основы и правила геральдики
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2018 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!