Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Не загоняйте ТИГРА в угол... (символика Улан-Удэ)

1998 / Эдуард Демин

Как крик за всех нас настрадавшейся души прозвучала для меня статья нашего замечательного писателя Константина Григорьевича Карнышева (Бурятия, 1998 г., 31 марта). Целиком разделяю его боль за творящееся уничтожение культурного наследия и природы.

С надеждой ожидал, что хоть один кандидат в мэры Улан-Удэ пообещает заняться сохранением его культурного наследия, защитить в том числе и древний герб города. Обещаний, в большей части изначально не выполнимых, было хоть пруд пруди, а наше сознание в отношении сохранения атрибутов города исторического, чем живет каждый вполне культурный центр, даже не ворохнулось. Складывается впечатление, что прагматизм дня сегодняшнего не идет у нас дальше элементарных физиологических потребностей... Убого, куда уж там до "не хлебом единым"...

Может, нет наследия - нет проблемы?! Именно так и поступают, например, поджигая здания-памятники, стоящие на присмотренных кем-то местах, или доводя их до необратимо ветхого состояния. Похоже, так же пытаются расправиться и с гербом нашего исторического города, об истинной ценности которого замахнувшиеся на него или не имеют представления, или умалчивают. Последнее легко удается делать в условиях весьма длительного замалчивания истории города, пренебрежения ее памятниками и крайне слабой в связи с этим просвещенности горожан в отношении нашего культурного наследия.

Поднятый мною недавно в очередной раз ("Правда Бурятии", 1998, 6 января) вопрос о столь длительном отсутствии в нашем городе музея его истории, как и соответствующих печатных изданий так и остался без ответа со стороны городских властей и Минкультуры республики. Как тут не вспомнить историю последнего исторического музея города, располагавшегося в старом, всеми почитаемом и любимом здании-памятнике по ул. Профсоюзной, которое построили наши прадеды на народные пожертвования?! В угоду неким прожектам не столь давно уничтожили здание и музей. Это был последний настоящий исторический музей города. Теперь нет никакого...

Очередь за гербом, другими святыми для многих горожан символами прошлого. Нам уже давно пора задать себе вопросы: в каком городе мы собираемся жить в третьем тысячелетии и какой город оставим после себя детям и внукам?

Не сомневаюсь, что подавляющее большинство людей, независимо от какой-либо их принадлежности, хорошо понимает недопустимость волевого насаждения чего-либо в нашей духовной жизни, тем более с грубым попиранием традиционного. Такие деяния явно противопоказаны общественному спокойствию. Революционный путь мы уже проходили, разрушая "до основания" старый мир. Но впрок ли трагический урок?! Продолжающееся наступление городского совета на древний герб нашего исторического города убеждает, что революционные методы все еще в почете и на вооружении. Поэтому и приходится напоминать прописные истины: во всем цивилизованном мире древность и старина охраняются, изучаются, почитаются и даже обожествляются.

Миллионы людей, чтобы духовно прикоснуться к манящей древности и старине, тратят большие деньги, преодолевают огромные расстояния. Тысячи больших и малых городов мира, подавая пример бережного отношения к сохранению своего культурного наследия, извлекают значительный доход от туризма, а немалая часть их целиком живет за его счет. Ведь именно хорошо подаваемая туристам во всех видах давность обозреваемого влечет их снова и снова в исторические места. Это давно уже поняли и во многих исторического городах нашей страны, в том числе и сибирских, где сохранению и пропаганде местного культурного наследия уделяется все большее внимание, в том числе и по причине его возможной доходности. При рачительном и квалифицированном подходе это позволяет существенно пополнять городскую казну и увеличивать личные доходы многих граждан за счет местного, внутрироссийского и иностранного туризма. И к нам, в Бурятию, тоже должны ездить не только "за туманом и за запахом тайги", но для ознакомления с ее историческими и культурными центрами, нашим богатейшим наследием.

Должны... Мы же в Бурятии и ее столице, систематически уничтожая культурное наследие, делаем все, чтобы этого уже никогда не случилось. И даже не задумываемся, что обкрадываем не только самих себя, но и потомков. Кто не согласен с моей оценкой, пусть взглянет на готовый уже рухнуть под "недреманным оком" нашего Министерства культуры - главный материальный символ нашего исторического города - древнейший Одигитриевский собор, уникальный памятник прошлого города, по сути, сооружение-музей. Пусть также осознает вполне, что именно со стороны городского Совета грозит опасность другому главному символу города - его древнему гербу. Неужели дремучесть и мелкотравчатость нашего сознания простираются сегодня столь далеко, что нет уже никакой возможности подняться, пока еще не поздно, до понимания общечеловеческих истин и ценностей?!

Наш древний герб - это никем не отмененный, действующий памятник культуры города, на который, безусловно, распространяется закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Под этим гербом город жил, развивался, приобретал все большие значимость и известность как один из основных исторических центров Забайкалья. Под этим гербом рождались и уходили многие поколения горожан. Он как ангел-хранитель был всегда с городом, его жителями и в радостях, и в трудностях. И не его вина, что в недавние десятилетия он был предан забвению вместе с огромной частью традиционной духовной и материальной культуры города. Но древний герб всегда оставался со своим городом. Без его возрождения сегодня не сможет состояться полное покаяние за причиненный наследию города ущерб.

С недоумением, если не сказать больше, воспринимаются "аргументы" против него, вроде - "это герб города Верхнеудинска, а мы живем теперь в Улан-Удэ". Даже не касаясь истории изменения названия города, напомню еще одно очевидное: городской или, скажем, фамильный герб - это не герб самого буквенного обозначения города или фамилии, которые могут носить и случайный характер, а герб самого города как особенной физической точки на карте мира, самой семьи с ее особенными родовыми признаками. Названия и фамилии как-то изменяются, а гербы остаются, и чем они древнее, тем знатнее и почетнее их владельцы.

Смешно было бы ожидать, например, от современных владельцев древних родовых гербов, на которых изображена символика времен их далеких предков, изменения ее на современную. Стремление осовременить герб идет от непонимания культурной ценности древности вообще. В случае же с нашим древним гербом его оппоненты демонстрируют элементарное незнание истории, например, того, что появление тигра на нем и в восточном календаре связано только с ареалом обитания этого великолепного зверя. А придумки, которые в ходу у некоторых членов комиссии по новому гербу и деятелей городского Совета относительно композиции тигр-соболь в верхней части древнего герба, заставляют серьезно засомневаться относительно доброты их намерений.

Упрекают наш герб и в наличии на гербовом щите негеральдических якобы символов, забывая, что все они полноправные гербовые фигуры. И так ли это важно сегодня, через два с лишним века "жизни" древнего герба? Сама форма постановки вопроса о гербе нашего города то ли от профанации, то ли от умысла изначально была неэтичной и противоречащей закону об охране памятников. Обвиняемому, то бишь древнему гербу, заранее без какого-либо следствия и суда вынесли обвинительный приговор, сразу запланировав только новый герб. Древнему не назначали адвокатов, не давали никакого слова... Происходит классическое: "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать..."

Сегодня во многих исторических городах России активно ведется геральдическая работа. Но эта деятельность совсем другого рода, нежели наша, доморощенная. Там создаются геральдические комиссии с целью наиболее полного изучения наследия, научно-правового обеспечения и регламентирования его использования, пропаганды и дальнейшего сохранения. И практически везде возобновляются древние городские гербы.

Вот пример главной нашей столицы - Москвы. Здесь при мэрии образована Московская Геральдия, состав которой, в сравнении с нашей комиссией по новому гербу, весьма поучителен. В нее вошли (по должностям и званиям) два сопредседателя - первый зам. премьера прав-ва Москвы и редактор журн. "Гербовед" (кандидат исторических наук); рук-ль Департ-та по делам печ. и информац.; дир-р музея истории г. Москвы (к. и.н.); зам. нач-ка Объединения администрации - техн. инспекций; пр-ль историко-родословн. общества (к. и. н.); ст. научн. сотр-к государственного истор-го музея; проф. Российского гуманитарн. ун-та (доктор исторических наук); депутат моск. городской Думы; ст. научн. сотр-к ин-та археологии РАН (д. и. н.); первый зам. нач-ка Государственного правового управл-я мэрии; нач-к отдела военной геральдики и символики МО РФ (к.ф.н) зам. нач-ка Мосгосархива; пр-ль Моск. лицензионной палаты; зав. отд-м инф-и Управ-я делами мэрии; гл. ред. газ. "Геральдические ведомости"; вед-й научн. сотр-к отд. истории РАН (д. и. н.) (Геральд-е Вед., 1995, 1 4).

На фоне такого мощного научного, правового и административного представительства наша комиссия-жюри по новому гербу выглядит как частный клуб-междусобойчик. Вы не обнаружите в ней архивных и музейных работников, правоведов, представителей госохраны памятников, авторитетных краеведов и деятелей, известных своими независимыми суждениями о культурном наследии. Несмотря на особую деликатность вопроса о гербе, здесь очевиден явный дефицит представителей преобладающей в городе национальности, как и горожан по рождению, в том числе потомственных, которым, думается, ближе всего ощущение единства с наследием родного для них места.

А символика герба нашего исторического города оказывается еще древнее официально утвержденной в 1790 году. Вот что удалось мне обнаружить, продолжая разыскания.

В малоизвестном даже знающим краеведам и не учтенном специалистами по сибирской геральдике старинном издании "Иркутск. Материалы для истории города ХVII и ХVIII столетий" (М, 1883.-92 с.) помещена "Опись 1684 года", подлинник которой, как указано здесь же, "хранится в моск. архиве мин. юст. по сибирскому приказу, книга за 1 941, л.л. 1-14". Здесь читаем следующее: "Лета 7192 генваря в день по государевым царевым и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавцев указу и по отписке из Енисейска боярина и воеводы князя Костянтина Осиповича Щербатого, стольник и воевода Иван Остафьевич Власов отдал, а письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянской принял Иркуцкой острог и острожные ключи и всяких великих государей казну и хлебные и пушечные запасы (...), а в приказной избе в ящике п е ч а т ь (разрядка моя) великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича(...), сребренная, а на ней вырезано: бабр соболя поймал, кругом вырезаны слова: печать государева земли Сибирския города Селенгинска; в средине над зверем вырезано слово: бабрФ (с. 1). И здесь же только упомянуто, что "в приказной же избе в таможенном столе таможенных в маленьком ящике две печати великих государей сребряныые"; описания их не дается.

Важность этой находки для нашего города становится более понятной, если вспомнить, что по общепринятой дате он основан в 1666 году и что в год 1684-й, описываемой в цитируемом документе передачи Иркутского острога, Удинский острог находился под управлением Селенгинского, следовательно, действительность печати, на которой "бабр соболя поймал", распространялась в то время и на него тоже. Затем появится название Удинский пригород (пригородок) города Селенгинска. И только в 1775 г. Удинск станет провинциальным городом с подчинением ему города Селенгинска. В 1790 г. в составе городов Иркутского наместничества город получит герб с той же символикой в верхнем поле, если считать, что изображенный здесь тигр - это все тот же бабр. В нижнем поле нашего городского герба появятся новые символы: жезл Бога торговли Меркурия и рог изобилия. Отсюда становится очевидным, что символы - бабр (тигр) и соболь, в верхней части нашего древнего герба, стали принадлежать нам как символы города не менее чем на 106 лет раньше, чем появились на самом гербе. Им уже более 314 лет, с учетом же предыстории печати - они еще древнее и восходят ко времени основания нашего города.

Но есть и другое, важное для нас следствие этой находки. С учетом известных исторических источников выходит, что символика "бабр (тигр Э.Д.) соболя поймал" дана Селенгинску-Удинску раньше, чем Иркутску. Согласно данным таблицы "Территориальные эмблемы ХVII в. сибирских городов и острогов" в монографии Н.А. Соболевой (Российская городская и областная геральдика ХVIII-ХIХ вв.- М: "Наука", 1981), печати с такой же символикой для города Иркутска датируются только 1711 и 1743 годами, а до того известна лишь печать с изображением орла с луком в левой ноге. "Описание Иркутского наместничества 1792 годаФ (Новосибирск: "Наука", 1988) дает возможность еще более утвердиться в том же выводе, а также подтвердить изначальную привязку символики именно к местным природным ориентирам. После известного описания герба Иркутска с бабром и соболем читаем: "Как в приложенном изображении видно, получен из бывшего Сибирского Приказа в Иркутске 1694-го года с изданным в воеводском наказе, воспоследовавшем 1696-го года февраля 18-го дня, следующим описанием: "Великаго государя царя и Великия и Малыя и Белыя России самодержавца печать в Иркутском серебренная вырезано бабр а от головы вырезанож печать государевой земли сибирския". Звери сии для того удостоены изображением на печати, что первой, т.е. бабр из всех в Сибири зверей режее, а второй, т.е. с о боль как множеством и дороговизною своего рода, так и знаменитою торговлею, которая соболями очень славна в Иркутском наместничестве". Значит, как минимум на 10 лет ранее датируется по этим данным та же символика для Селенгинска-Удинска, и поэтому она явно сначала наша, потом и иркутская.

Вот таких драгоценных символов на древнейшем гербе нашего города, "мудрствуя лукаво", вознамерились лишить ныне живущие и последующие поколения горожан деятели городского Совета и иже с ними. Хочу привести еще один, как я думаю, тоже сегодня забытый пример учета в символике наших древних печатей именно местных ориентиров. В статье 1871 г. иеромонаха Мелетия "Археологическое открытие о Святителе Иннокентии (...), помимо упоминания о печати Иркутской Провинциальной канцелярии с б а б р о м, пишется: "Селенгинская земская канцелярия красовалась изюбрем, пораженным стрелой охотника". Как известно, изюбрь весьма распространен у нас еще и сейчас, стрела охотника - это тоже местный колорит.

Теперь еще кое о чем: не хотел бы обращать внимания на недавнюю легкомысленную статью В. и М. Харитоновых о гербе города (ПБ, 1998, 14 марта), так как знаю этих молодых авторов по двум предыдущим аргументированным и взвешенным печатным выступлениям. Но их же пользы ради и памятуя, как меня самого в свое время предостерег выдающийся забайкальский краевед Е.Д. Петряев.

Как они и ожидали, удивление и немалое имело место... Да и как не подивиться противоречивому по сути содержанию с лихо закрученными фразами: "Что такое герб и "с чем его едят", "Не надо бояться нового герба. Если у комиссии и депутатов не хватит ума..." и т.п. Как-то расшалились молодые и подзабыли, что древний герб нашего города для многих, для меня уж точно, что-то вроде гимна, при исполнении которого, как известно, встают... Ну, да ладно, чувство меры, как и мудрость, у некоторых приходит только с возрастом, который исцеляет, как правило, и от болезни "звездной", явные признаки которой здесь налицо...

Главное же не в этом, главное - в другом... Не приведя вовсе никаких аргументов в обоснование необходимости замены древнего герба города на новый, авторы изрекают, "что не надо бояться нового герба" и т.д. Но если не обоснована какая-либо необходимость, то зачем, простите, сотрясать "воздуха"? Может, все же следовало помочь непосвященному читателю понять эту самую "необходимость", указав, что один из авторов состоит в той самой конкурсной комиссии по новому гербу, само пребывание в которой, означая согласие с постановкой вопроса, противоречит уважительному отношению к культурному наследию города. Не допустимо также, пользуясь авторитетом краеведа, "удивлять" в большинстве не ведающих истинной ценности наследия города людей призывом не бояться его усекновения. Вот призыв к историческому просвещению горожан, открытию музеев города, изданию альманахов, книг о нем, что, вместе взятое, будь оно реализованным, помогло бы жителям города впитать в себя культурное наследие и осознать себя его, с большой буквы Гражданами, вот ради чего стоило бы браться за перо. Ведь только просвещенные граждане вполне в состоянии понять, что им досталось от предков и чего их вознамерились лишить...

Но и это не все. В предпринятой авторами экскурсии по книге И. Куренной (Летящий из глубины веков. - Чита, 1997) названы только попытки и прецеденты смены гербов, и нарочито упущены приводимые здесь же весьма убедительные примеры для подражания нашим городским властям. Например, что не только в Петропавловске-Камчатском возродили древний герб города, но и в 1994 году в соседней с нами Чите. И что на предложение Военного губернатора Забайкальской области городским старостам Нерчинска, Акши, Баргузинска, Троицкосавска, Селенгинска и Верхнеудинска об учреждении особых гербов поступили практические одинаковые ответы с описанием ранее утвержденных гербов (за исключением Акши, не имевшей герба). При этом Верхнеудинская городская управа в 1911 году за подписью городского головы отметила, что "герб у города Верхнеудинска имеется с изображением на нем "рога изобилия" и герб этот учрежден еще при существовании городской ратуши; изменение же этого герба Городскою Думою признано нежелательным. Как следует из этого факта, верхнеудинцы очень даже заметили покушение на свой герб и отстояли его. Слона, думаю, умышленно не приметили в рассматриваемой книге наши молодые гиды, рассуждая больше об отвлеченном.

Но прости им, ибо не ведают пока, что творят... На будущее хорошо бы все же твердо усвоить, что краевед - это не только и не столько солидные знания о прошлом и настоящем края, но их добросовестное изложение с ясно выраженной принципиальной позицией в защиту местного культурного наследия. И еще напомню 12 заповедей краеведа, как я воспринял их от своих предшественников и понимаю теперь: возлюби все от края; не устань искать; правды не страшись; отделись от властей предержащих; сохраняй памятное; не лукавь мыслями; не блуди словами; смиряй гордыню; кайся, ошибаясь; ответствуй; не продайся; всегда не навреди.

Необходимо отменить неправомочный конкурс на новый герб города и распустить комиссию, направив денежные средства на более гуманные и полезные городские дела, хотя бы на издание летописей города. Для изучения, возрождения, использования и сохранения геральдических символов города следует учредить постоянную представительную и квалифицированную геральдическую комиссию при мэрии города.

В заключение хочу еще раз повторить свой призыв к благоразумию и порядочности в отношении древнего герба города, как и всего его культурного наследия. Остановитесь с новым гербом... Наш древний герб объединяет и спасает нас.



Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Не загоняйте ТИГРА в угол... (символика Улан-Удэ)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Номера нашего журнала
"Гербовый курьер":
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
Please click to see profile.
© 1999-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!