Геральдика.ру - гербы и флаги
16+

Герб города Рыльск

Описание:
В золотом щите черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком и серебряными клыками. Щит увенчан серебряною башенною о трех зубцах короною. За щитом два накрест положенные золотые молотка, соединенные Александровскою лентою. В вольной части щита помещался герб Курской губернии.

Герб гласный, т.к. название города происходит от речки Рыло.

Высочайше пожалован 21 июля 1893 года; восстановлен в неизменном виде Решением Рыльской городской Думы Курской области от 26 июля 2006 г. №40/6.

Рыльский герб с головой кабана известен с 1730 года, когда он был включен в Знаменный гербовник Миниха:
Рыльский - на желтом поле черная кабанья голова.

Источники: Геральдикум

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

СМ. ТАКЖЕ:
Флаг города Рыльск
› Сводный список: Рыльск
› Другие материалы по разделу: Курская область
ОБЗОРЫ И ПУБЛИКАЦИИ:

-


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Герб города Рыльск
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (55):


Кирилл Топорков
10.04.2023 10:52
В ответ на эту статью уже 17 декабря 2022 в той же газете "Районные будни" (raybudni.ru) со статьей "Наш небесный покровитель" в защиту герба со святым выступил коллектив авторов во главе с Владимиром Ефремовым, благочинным Рыльского церковного округа. Под текстом также подписались: Михаил Никитин, директор курского областного центра «Милосердие», Геннадий Жерноклеев, член инициативной группы, и Николай Сараев, председатель общества ветеранов Афганистана
raybudni.ru/news/nash-nebesnyj-pokrovitel/


В номере «Районных будней», датированном 18 ноября, была опубликована статья «Из истории городского герба». Достаточно активная реакция на нее многих наших читателей доказывает, что судьба герба Рыльска действительно волнует жителей. Сегодня мы публикуем материал, подписанный членами инициативной группы, которые уверены, что главный символ города необходимо изменить. Приглашаем и других неравнодушных рылян высказаться на эту тему на страницах газеты.

/См. изображение проекта герба Рыльска с ликом Иоанна Рыльского/

Мы празднуем годовщину освобождения города Рыльска от немецко-фашистских захватчиков 30 августа, а на следующий день отмечаем праздник преподобного Иоанна Рыльского, который с древних времен защищал нас от иноземцев. Оба эти праздника значимы для горожан.

В книге «Рыльск. История древнейшего города Руси» краевед Н.Н.Чалых пишет о том, что рыляне почитали Иоанна Рыльского с древних времен. Подтверждают это два предания. Одно относится к 1240 году. По словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали в молитве на помощь своего давно почившего святого покровителя. Преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

Другое предание, о котором упоминает краевед, относится к 1502 году. Тогда покровитель нашего города святой Иоанн Рыльский защитил Рыльск и снял осаду ногайских татар. Было это при князе Василии Шемяке.

И сегодня, как и в те древние времена, необходимы наши молитвы к защитнику и небесному покровителю города преподобному Иоанну Рыльскому, прославленному в лике святых в 946 году. По сей день этот святой угодник вспоминается на богослужениях в 48-ми странах мира.

Еще до образования нашего города первый храм был воздвигнут в честь святого Иоанна Рыльского на горе, в месте расположения поселения. Он-то и положил начало дальнейшему строительству православных храмов. Имя Иван – светское, а в крещении и православных молитвенных обращениях все наши Иваны воспоминаются Иоаннами. Имя это еврейское и в переводе означает «благодать Божия».

И действительно, город наш благодатный. Земля – намоленная столетиями. Гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов ощущают на рыльской земле особый душевный покой и умиротворение. На сравнительно небольшой городской территории в разные времена, по архивным данным, насчитывалось около двадцати храмов. Вполне обоснованно, что на десятирублевой монете, вышедшей недавно в серии «Древние города России», изображен Успенский собор, а не какой-либо иной памятник архитектуры нашего города.

Святость угодников Божьих не имеет национальной и расовой принадлежности. Благодать, которой они наделены Богом, охватывает всю вселенную. Ярким подтверждением тому служит пример почитания нашего Иоанна Русского в Турции. В селении Ургюп мусульмане, обращающиеся с молитвой за помощью к православному святому, получают просимое. Георгий Победоносец – грек, Николай Угодник – итальянец. Оба они близки сердцу русскому, как и наши Сергий Радонежский и Серафим Саровский, почитаемые в Италии и Греции.

Да, в древние времена наши предки поклонялись языческим богам, символическим изображениям и животным, своим устрашающим видом олицетворяющим силу и могущество. Но со времени крещения Руси наши соотечественники поклоняются истинному Богу-Творцу, покровительнице нашей – Богородице, Животворящему Кресту и святым угодникам Божьим.

Хотя и в наше время есть люди некрещеные или непросвещенные, поклоняющиеся мамоне (золоту, богатству), использующие нехристианскую символику (обереги, амулеты), отвергающую святость и все, что к ней относится. Тем не менее, и они имеют от Бога разум и свободу воли и вправе распоряжаться своей земной жизнью, избрав себе кумира для поклонения. Однако у Бога нет лицеприятия. Он говорит ясно и доступно: «Кто не со мною, тот против Меня» (Мф. ХII, 30).

В народе говорят: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». А ведь так и есть: нет беды – и живем безмятежно, а случись какое горе или неприятность – идем в храм и просим Иисуса Христа, Царицу Небесную, святых угодников Божьих.

В нынешнее неспокойное время в любой момент может разразиться не только гром небесный, но и гром орудийный. И как никогда сегодня остро необходим городу небесный покровитель. Во многих городах России уже утверждены гербы с изображением святых, имеющих отношение к значимым событиям или месту расположения этих городов: Павловск Воронежской области, Выборг Ленинградской области, Георгиевск Ставропольского края, Борисоглебский район Ярославской области, Жуков и Жуковский район Калужской области, Инкерман на Крымском полуострове и многие другие города России прославили святых угодников Божьих – своих покровителей, разместив их лики на своих городских гербах. Также Москва и Московская область на своих гербах имеют отображения икон Георгия Победоносца, где изображен воинствующий всадник на коне, поражающий копьем дракона.

Вправе ли Б.К.Миних, Б.В.Кёне, П.П. фон Винклер и другие прошлые и настоящие выдающиеся деятели и профессиональные специалисты навязывать нам – жителям города и района – гербы с кабаньими головами, как бы они ни были «красочно» описаны и отображены?

Из Евангельского повествования мы познаем: «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. VIII, 33). Так что же из этого мы познали? Тесную связь свиней с мерзкими бесами.

Нам жить и выбирать то, что мы будем видеть на нашем флаге, на вручаемых нам благодарственных письмах, почетных грамотах и дипломах, на трибунах городских и районных совещаний, на сценах залов и, наконец, к кому нам обращаться в трудной жизненной ситуации с молитвой о заступничестве. К иконе с образом святого преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца или к нарисованной картинке с изображением свиного рыла грязного дикого животного? Право выбора – за каждым из нас.

Не лишне упомянуть, что утверждение новых вариантов гербов не требует материальных затрат как со стороны администраций, так и со стороны граждан. Эти действия осуществляются бесплатно. На сегодняшний день ни город Рыльск, ни Рыльский район официально зарегистрированных гербов в геральдической палате России не имеют.

Инициативная группа, в которую входят представители духовенства и общественности города, готовит материал для отправки на рассмотрение в общественный совет района с целью дальнейшего утверждения в геральдической палате России вариантов гербов города Рыльска и Рыльского района с изображением лика святого преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца.
ID: 52827
Проект герба Рыльска.jpg

Кирилл Топорков
10.04.2023 10:53
Еще одна статья по теме - "Хочу защитить наш старый герб"- вышла в газете "Районные будни" (raybudni.ru) 14 января 2023. Авторы текста: Владимир Хороших, преподаватель, кандидат исторических наук, и Антонина Курилкина, директор Рыльской межпоселенческой библиотеки
raybudni.ru/news/gerb-nelzja-menjat-jeto-kulturno-istoricheskij-kod-rylska/


На предложение «Районных будней» обсудить судьбу рыльского герба начали поступать отклики, с которыми мы знакомим читателей. Ждем выражения разных точек зрения, ибо нужно понимать: истина рождается в споре.

На последнем заседании общества дружбы городов-побратимов «Рыльск – Шелехов» были подведены итоги конкурса детского рисунка, посвященного 1330-летию поселения славян на современной территории города Рыльска и 80-летию его освобождения от фашистов в Великой Отечественной войне. У конкурса есть призвание – формировать бережное отношение детей и их родителей к исторической памяти, особенно к периоду с 693 по 1152 год.

Деятельность педагогов и детей по сохранению культурно-исторического наследия подробно освещается газете, где на соседних страницах развернулась дискуссия и звучат призывы изменить основную символику нашей памяти – герб города. Рыльск имеет три легенды о происхождении названия. По первой легенде, город приобрел имя в честь бога солнца Ярилы, с изначальным названием – Ярильск, по другой – назван в честь болгарского монаха Иоанна Рыльского, а по третьей легенде дикая свинья, роя себе логовище, вырыла источник, ставший началом реки Рыло в северной части города. В рассуждениях, рассчитанных в основном на молодежную аудиторию, мы дадим свои дополнения и выводы.

Сначала по статье Константина Белянского «Из истории городского герба» в газете «Районные будни» от 18 ноября.

Утверждение о случайности головы кабана на знамени Рыльского ландмилицкого полка в 1730 году, скорее всего, неправомерны. Украинский ландмилицкий корпус – формирование Русской армии или поселённое войско – был создан Петром I для обороны южных границ империи от набегов крымских татар и поляков из однодворцев – потомков городовых казаков. По мере продвижения русских войск для освоения территорий «Малоросии» и «Новороссии» на полковых знаменах в обязательном порядке размещали основной элемент герба по местности формирования. В состав Рыльского полка входило 10 рот, включающих до 30 офицеров, 150 солдат и унтер-офицеров. Это фактически половина всех служилых людей, проживавших в городе и его окрестностях. Под этим знаменем с кабаньей головой рыляне, предки которых более 150 лет жили под литовским гнетом, ходили бой за новую Россию, против турок, польско-литовской шляхты, а иногда и против запорожских казаков.
Ответить на вопрос, в каком году кабанья голова с червлеными глазами и языком и серебряными клыками появилась на гербе, пока невозможно, но значение символа для людей того времени объяснить можно с помощью того же интернета:
– вепрь, кабан – гербовая фигура, символизирующая мужество и неустрашимость. Почти всегда изображается чернью и в профиль. Иногда представляется одна кабанья голова, причём при описании отдельно обозначаются цвет глаз и клыков животного. Мы приглашаем всех побывать в зале животного мира Рыльского краеведческого музея, где вам расскажут, что люди, проживающие на территории современного города в языческие, средневековые, социалистические времена, считали для себя честью победить вепря (при отсутствии здесь медведей) в очной схватке и вывесить голову охотничьего трофея на почетном месте.

В летописях сказано, что это чрезвычайно опасный противник, который бьется до последнего, предпочитая смерть бегству или отступлению. Обычно охота на кабана заканчивается борьбой один на один. В древности греки и римляне, германцы и кельты придавали охоте на кабана особое значение: если медведь для них являлся символом светской власти и могущества, то кабан был представителем духовного мира. Долгое время столкновение с кабаном в поединке считалось подвигом. Кабан был нагрудной эмблемой Ричарда III – короля Англии. Также вепрь выступает на гербах многих муниципалитетов (общин и городов) стран Европы.

Император России Александр III в 1893 году законодательно утвердил Рыльский герб с кабаньей головой и курскими куропатками (атрибутом областной принадлежности). Молодым людям следует знать, что при русской монархии глава государства также являлся верховным правителем в церкви: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святой благочиния».
В русско-турецкой войне (1877–78) цесаревич Александр командовал Рущукским отрядом в Болгарии, и, освобождая наших единоверцев, наверняка знал их историю. Однако это не помешало утвердить кабанью голову на гербе города, напоминающего по названию двухтысячный городок Рила, с расположенным поблизости монастырем.

В кровопролитных боях также принимал участие Рыльский 126-й пехотный полк. Наши предки в составе русских войск преодолели Балканы и освободили Софию. Это, конечно, не современный туризм, от очарования которым возникает желание следовать болгарским символам, отвергая собственное культурно-историческое наследие. Тем более рыльские воины на Донбассе могут погибнуть от болгарского оружия, боеприпасов и техники.

Отвергают фактор случайности в утверждении герба следующие исторические факты:
– главой города с 1889 года избирался Николай Павлович Выходцев – купец, меценат и образованнейший градостроитель, инициатор строительства деревянного моста через реку Сейм и памятника Григорию Ивановичу Шелехову – Колумбу российскому в 1903 году, который никогда бы не допустил случайности в разработке и утверждении городского герба;

– в советские годы голова кабана, как и куропатки, сохранила свое значение на упрощенной городской символике.

В современной жизни города герб восстановлен в неизменном императорском виде 1893 года решением Рыльской городской Думы от 26 июля 2006 года №40/6. Все достойные избранники народа (их фамилии можно легко увидеть на сайте администрации города Рыльска) 30 лет не сомневались в праведности поступков своих коллег за прошедшие 300 лет.

Следующие наши исторические пояснения – к статье «Наш небесный покровитель» («Районные будни» №101 от 16 декабря) от инициативной группы.

Краевед Николай Николаевич Чалых в книге «Рыльск. История древнейшего города Руси» пишет: «Конец VII-го – начало VIII-го столетий. Городище на горе Ивана Рыльского – долговременное поселение славян. Городище протогородского типа (заключение ученых археологов, проводивших исследования в XIX – XX веках)». Начало Крещения Руси князем Владимиром датируется 988 годом, избавление от язычества продолжалось столетиями и не искоренилось до настоящего времени.
Первая сохранившаяся летописная запись о Рыльске относится к 1152 году, она описана во многих научных трудах об Ипатьевской летописи (составлена в конце 1420-х годов, найдена в одноименном монастыре под Костромой). О появлении князя Юрия Долгорукого на границе Черниговского и Киевского княжеств в летописи сказано: «А Гюрги иде на Новъгород на Северский и оттуда же иде к Рыльску и яко хоте поите из Рыльска Суждалю». У Владимира Васильевича Мавродина – доктора исторических наук, профессора, уроженца Рыльска – в исследовании истории левобережной Украины сообщается, что, по дороге союзники Юрия, половцы, разгромили Посемье – Путивль, Рыльск, чем и ослабили своего вчерашнего союзника. Разорен был город половцами и в 1185 году, после печально известного похода рыльской дружины в составе полка князя Игоря и пленения рыльского князя Святослава Ольговича. В архивных источниках есть сообщения о многочисленных вхождениях вражеских войск в город-крепость Рыльск, уничтожении строений и населения, подобное происходило также в смутные времена, Гражданскую и Великую Отечественную войны.
Иван Рильски – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и небесный покровитель болгарского народа, родился около 876 года, скончался 18 августа 946 года. За 5 лет до кончины он написал «Завет к ученикам» – одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. Обратим внимание на два ключевых словосочетания: «староболгарская письменность» и «новокрещеная Болгария».
В Русской церкви за право служить в храмах в русле православной традиции на основе древнерусских церковных текстов выступил протопоп Аввакум, но он и его последователи (старообрядцы) были преданы анафеме как еретики. При этом Иоанн Рыльский – старообрядец канонизированный.

В России – 1118 городов, и только в одном-двух десятках гербов можно найти религиозную тему, причем непосредственно связанную с историей города, том числе из древнерусских городов, равных Рыльску, нет ни одного.

...

Мы уверены, что так думать должен каждый россиянин любой конфессии, национальности и политических взглядов и бережно относиться к сохранению культурно-исторического наследия своей малой родины. Самые узнаваемые символы города Рыльска – памятник Григорию Ивановичу Шелехову, Успенский кафедральный собор, памятник архимандриту Ипполиту в санатории «Марьино» вместе с ликом Иоанна Рыльского достойны быть на гербе. Но его основой должны оставаться завещанные нам предками «КАБАН» и «КУРОПАТКИ», которые тысячелетиями оберегали их от голода.
ID: 52826
Рыльск - Шелехов.jpg
Эмблема.jpg

Кирилл Топорков
10.04.2023 10:54
Продолжение в статье "Хочу защитить наш старый герб" в газете "Районные будни" (raybudni.ru) от 29 января 2023. Автор текста: Валентина Малышева
raybudni.ru/news/hochu-zashhitit-nash-staryj-gerb/


Дискуссия в газете по поводу того, каким должен быть герб Рыльска, продолжается. К нам поступают новые материалы, в основном от рыльских старожилов, в которых они, отстаивая свою точку зрения, приводят различные аргументы и факты.

Когда я читала в районной газете публикации с исторически обоснованными выводами о том, что старый герб менять нельзя, с приведенными доводами соглашалась полностью. Как коренную рылянку меня озадачило следующее. Почему священники, создавая инициативную группу, не привлекли историков, краеведов, работников музея, потомков прославленных рыльских купцов.

Зачем наш старый герб менять на герб-икону, на которой изображен лик болгарского святого Ивана Рильского? В Рыльском районе нет церкви в честь святого, в церквях нет придела, названного в его честь. В старые времена гора Иоанна Рыльского называлась Баламутовой горой. И вот напрашивается такое сравнение: ведь владыка Герман и курские священники не ратуют за то, чтобы на гербе Курска появился лик великого русского святого преподобного Серафима Саровского (в миру Прохора Мошнина), уроженца этого города. А священники города Кронштадта не предлагают на гербе города изобразить лик святого праведного Иоанна Кронштадтского и рядом лик его небесного покровителя Ивана Рильского. На гербе города Симферополя нет лика архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – известного российского ученого, доктора медицины, награжденного медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», религиозного деятеля, доктора богословия).

Мы доподлинно не знаем, как выглядело лицо Ивана Рильского, жившего в IХ–Х веках. Изображение лика условное, снятое со стенописи Рильского монастыря в Болгарии. В 70-е годы прошлого столетия я была в Болгарии и в Рильском монастыре. На болгарских гербах лика святого нет.

А иконы указанных мною русских святых написаны с их прижизненных портретов и фотографий. Но их, подчеркну еще раз, на гербах нет. Представляю себе такую ситуацию: прохожу мимо администрации района, где размещен герб-икона. Что я как православная, крещеная должна сделать: перекреститься, поклониться, что обычно делаешь перед иконой, отдавая дань уважения святому? Ведь в конкретном случае на меня бы смотрела икона, обрамленная листьями. Полагаю, что и подписи на листках с изображением святого люди ставили (по предложению священников) потому, что в первую очередь видели перед собой икону, а не герб.

Во все времена старый герб устраивал дореволюционные, революционные, советские, партийные, административные органы власти нашего города. Никому в голову не приходило решение о замене старого герба-символа. Зачем трехсотлетний исторический геральдический символ города, отличавшегося своей культурой, образованием (12 церквей, торгово-промышленная школа, городское училище, духовное училище, 3 гимназии, церковно-приходская школа, богадельни, богатое купечество, город посетили два царя – Петр I и Александр I) менять на герб-икону «компьютерного рисования» с изображением лика святого? Какой «геральдический» совет нарисовал это? Иконы с изображением ликов святых должны находиться в церквях, монастырях, а не на гербах.

По моему мнению, менять гербы – дело светское. Ведь наша страна – светское государство, и это закреплено в Конституции России. И местным священникам, создавая инициативную группу по замене старого герба на новый, это нужно было знать.

Я написала обо всем этом лишь потому, что мне очень хочется защитить наш старинный, красивый, овеянный боевой и трудовой славой моих родных и дорогих предков герб города Рыльска.
ID: 52825

Кирилл Топорков
10.04.2023 11:10
7 апреля 2023 г. с разъяснениеми и критикой прочих текстов выступил автор первой публикации - Константин Белянский, со статьей "Упрямые факты". Все та же газета "Районные будни" (raybudni.ru).
raybudni.ru/event/uprjamye-fakty/


Опубликованный 18 ноября прошлого года в «Районных буднях» №93 материал «Из истории городского герба» вызвал некоторые возражения рыльских краеведов, что, вероятно, требует пояснений с моей стороны.

Во-первых, в статье «Герб менять нельзя» («РБ» №4, 13 января) автор ведет спор с самим собой, так как никто, кроме него, не заявлял о случайности создания рыльского герба с кабаньей головой. Напротив, рыло кабана появилось в гербе намеренно – по «гласному» принципу, часто использующемуся в городской геральдике, когда фигура в гербе согласуется с названием города по звучанию: рыло (морда кабана) – Рыльск.

Можно, конечно, предположить, что создатель рыльского герба руководствовался сведениями из самого города, где указана какая-то связь с кабанами. Такая краеведческая анкета из Рыльска поступила в герольдмейстерскую контору в феврале 1728 года и хранится сейчас в РГИА (Ф. 1343. Оп. 15). Приведу полный ее текст в виде цитаты из более доступного источника:

«Город Рыльск, – сообщал воевода с канцелярскими служителями, – на гористом месте над рекою Семью (Сеймом). Построен из давних лет деревянный, а около посаду – земляной. А в котором году построен и кем и от какого случая или причины, знать не почем.

У оной реки Семи изобилие рыб: щука, сом, окунь, линь, карась, плотва, ерш, язь, лещ.

По оной реке Семи леса: дубник, сосна, олех. По одну сторону того города пашни паханые.

А в лесу всякой род бывает. А огородных и полевых и лесных овощей – изобилие бывает малое число. А оной город в осаде не был и войною не иман и тому городу прежнего герба не имеется».

(Н.Малеванов, газета «Знамя колхоза» № 6, 12 января 1961 года)


Как видим, никаких историй о шныряющих в окрестных лесах диких свиньях, дающих начало рекам, не имеется. Выходит, никакого культа диких свиней в нашем гербе нет.

Во-вторых, Рыльский ландмилицкий конный полк был создан 6 ноября 1727 года путем переименования ландмилицкого полка Бунина (по имени полковника) указом императора Петра, но уже другого – Второго. Тем же указом предписывалось создание полковых знамен с гербами городов. Такие знамена были учреждены в 1730 году императрицей Анной Иоанновной, но, по мнению Г.В. Калашникова (кандидата исторических наук, ответственного секретаря Геральдического совета), знамена Рыльского полка так и не были изготовлены. Во всяком случае, никаких следов знамен, а также следов медных налобных блях, накладок на патронные сумы и офицерских нагрудных знаков, на которых тоже изображался городской герб, до сих пор не обнаружено. Кроме того, в 1736 году гербы на полковых знаменах ландмилиции были заменены вензелем правящей императрицы и в дальнейшем применялись нерегулярно.

Знамя курского ландмилицкого пехотного полка

За время гипотетического использования полковых знамен с гербами городов ландмилиция не участвовала в боевых действиях, так как имела характер ополчения и служила мобрезервом для регулярных частей армии. В дальнейшем ни Рыльский мушкетерский полк, набранный в Оренбурге, а позднее ставший Рыльским пехотным полком, старшинство которого перешло к 113-му Старорусскому полку, ни Рыльская инвалидная команда корпуса Внутренней Стражи, ни 126-й Рыльский пехотный полк, составленный из резервных батальонов Белостокского пехотного полка и получивший старшинство Белостокского мушкетерского полка, герба Рыльска на знаменах официально не имели. Выходит, утверждения о боях под знаменем с рыльским гербом пока безосновательны.

Это, конечно, нисколько не умаляет воинскую доблесть рылян и Рыльска, на протяжении почти всего своего существования неразрывно связанного с армией. Факт первоначального появления рыльского герба именно на военном знамени можно попытаться отразить при создании официального городского флага.

Что касается рассуждений на окологеральдические темы и предложения поместить в герб, кроме кабаньей головы, еще с десяток рыльских достопримечательностей, то всем, кто захочет участвовать в создании новых гербов, стоит самым внимательным образом прочитать «Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований», опубликованные Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Приукрасить историю родного края – обычная практика краеведов всего мира, но такие попытки очень часто наталкиваются на упрямые факты.
[Отредактировано 10.04.2023 11:10]
ID: 52828

Кирилл Топорков
10.04.2023 11:19
9 апреля 2023 г. в "Районных буднях" вышла уже редакционная статья "Как правильно" (без указания авторства).
raybudni.ru/news/kak-pravilno/


Жители города и района продолжают обсуждать возможную смену герба. После жарких споров и веских доводов многие из них задают себе вопрос: «А как правильно?»

В ноябре прошлого года в «Районных буднях» вышла информационная, а не дискуссионная, статья об истории городского герба. В ней читателю намеренно было оставлено место для самостоятельного изучения вопроса, чтобы с помощью общедоступных источников на основании лично осознанных неопровержимых фактов прийти к единственному однозначному выводу.

Теперь приходится вновь возвращаться к этой теме на страницах газеты, чтобы читателю стало понятнее.

...

Герб уездного города Рыльска 21 июля 1893 года высочайше утвержден императором Александром III (Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. СПб., 1897. Т. 13. С. 533. № 9892). Следовательно, с точки зрения единственного государственного органа, принимающего решение о внесении официальных символов в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, у Рыльска никакого иного герба быть не может*.

Что же еще тут обсуждать?

Разумеется, можно поспорить с Геральдическим советом – профессиональными историками и юристами, посвятившими свою жизнь геральдике и уже тридцать лет создающими единую геральдическую систему России (за это время в геральдический регистр было внесено более 14 тысяч символов). А единственным весомым доводом в таком споре может быть только результат референдума, на котором большинство рылян отречется от старого герба. С тем же успехом можно провести референдум и о переименовании самого Рыльска, ведь старое название города тоже не всем нравится…

Некоторые дела требуют не коллективного, а профессионального участия. Не обсуждения нужны, а в городской Думе и районном Собрании необходимо создать временные комиссии из трех-четырех наиболее способных к этому депутатов, которые внимательно изучат вопрос сами, посоветуются со специалистами (например, из региональной геральдической комиссии) и помогут сделать выбор: пойти ли по легкому пути или по трудному.

Предлагаем рылянам, которые хотят принять участие в разработке символов Рыльска и Рыльского района, попробовать собственные силы: нарисовать и прислать нам свои эскизы гербов.

Легкий путь. Муниципалитет заключает договор с профессиональным геральдическим художником, рекомендованным Геральдическим советом, который на основе предоставленных ему исторических и любых других данных о муниципалитете (а также пожеланий общественности) создаст несколько вариантов герба. Из этих вариантов районные депутаты и выберут лучший, или отвергнут все; городским депутатам и выбирать не нужно (разве что из разных художественных стилей). Если есть такая необходимость, можно предварительно организовать открытое общественное голосование за варианты районного герба, результаты которого будут учитываться при окончательном выборе. Так муниципалитет в сжатые сроки получит основной символ, надлежащим образом нарисованный и оформленный по закону. Этот путь затратный. Однако принятие герба – единичное событие, ради него можно постараться изыскать средства, в том числе через добровольные пожертвования.

Трудный путь. Если на профессионалов «средств нет», то членам временной геральдической комиссии придётся изучить правила геральдики и геральдическое законодательство, самостоятельно придумать герб, заполнить все необходимые документы (справки, формы заявок, проекты нормативных актов) и сделать рисунок для геральдической экспертизы (в цветном и черно-белом исполнении), а затем, после внесения необходимых правок и выполнения рекомендаций Геральдического совета, принять нормативные акты и отправить пакет документов на государственную регистрацию. Этот путь теоретически совершенно бесплатный. Однако результат будет целиком зависеть от добросовестности и компетентности временной геральдической комиссии.

Других путей нет. Есть варианты, которые в итоге все равно приводят к одному из этих двух. Например, на основании богатого опыта постоянных и временных геральдических комиссий известно, что открытые конкурсы проектов гербов редко приводят к удовлетворительному результату, и даже в этом случае требуют дальнейшей профессиональной доработки. А времени и сил на организацию таких бессмысленных конкурсов уходит очень много. Этот факт в свое время описан в профильной литературе, а также упоминается в «Методических рекомендациях» Геральдического совета при Президенте РФ.

Таким образом, вместо публичного обсуждения несуществующих вещей, стоит заняться конкретным делом, а уж потом выносить результат на суд общественности. Дело долгое – потребуется как минимум полгода. Но дальний путь всегда начинается с одного шага…

---
Итак, мы представили мнение Российской Федерации о рыльском гербе и рассказали о широких возможностях для муниципальных властей в деле обретения собственных официальных символов. Что касается вопроса «Как правильно?», отвечаем: правильно – по закону.
[Отредактировано 10.04.2023 11:19]
ID: 52829
заглавная картинка к статье. …
герб района.jpg
герб города.jpg


Новое сообщение:

Если Вы обнаружили ошибку или можете дополнить информацию на странице, то отправьте уточнения на support@geraldika.ru, либо оставьте в виде комментария прямо на этой странице.
Информация на странице опубликована 01 мая 2019 г. и последний раз редактировалась 01 мая 2019 г.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 4. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!