Геральдика.ру - гербы и флаги
16+
Форум ‹ обсуждение и комментарии

Геральдика: общие вопросы и геральдические правила

Обсуждение вопросов о геральдике общего характера - основные правила, история и развитие, особенности и проблемы, современные особенности.


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Геральдика: общие вопросы и геральдические правила
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (4470):


Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
24.02.2010 18:54
Дорогой Ali, если "изголовье" (вероятно, Вы имеете в виду главу) - фигура, тогда Вам и так всё ясно...
А если Вы имеете в виду деление, не образующее фигур - тогда "правило наложения" вообще ни при чём. Скажем, каслинский герб ( images.geraldika.ru/74/kasli_city_coa_n4047.gif ) совершенно правилен.
ID: 18471

Ali
24.02.2010 19:04
Да у меня оказия такая вышла, постиг вирус мой пк, потерял всю информацию и по работе и другие данные. Кроме этого были личные дела и вал работы, спать приходится часа по 4 (но это мои болячки ;). Даст бог раскидаюсь к маю.

"Хорошая тема. Для небольшой лекции часов на пять с картинками."
Дмитрий Валерьевич, может хоть в целом? Или ссылку подскажите, если есть. :)
ID: 18473

Ali
24.02.2010 19:08
вот спасибо :), да деление имел ввиду,что-то вроде такого!
Я понимаю дело вкуса, на сайте видал такое редко почему-то.
[Отредактировано 24.02.2010 20:19]
ID: 18474

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
24.02.2010 20:07
"Дмитрий Валерьевич, может хоть в целом?"
О, в целом уже ответил профессор.
ID: 18475

Olga
05.03.2010 19:24
Пож-та помогите определить чей это герб, флаг?

Уважаемые специалисты - помогите определить чей это герб или флаг - На квадратном червленом поле вздыбленный белый конь Все больше ничего на изображении нет. Крайне благодарна за помощь.
ID: 18586
game7.png

juliaus
05.03.2010 22:03
Правила нанесения изображения на печатку (перстень)

Хочу уточнить у опытных геральдистов - при изготовлении перстня (печатки) с личным гербом, как должен быть изображен герб на перстне - в "правильном" изображении или в "зеркальном", чтобы оттиск от нее был "правильного" вида? Существуют ли какие-то нормы/традиции/правила, которыми это регламентируется?
Заранее спасибо за ответ.
ID: 18587

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
05.03.2010 22:12
...Существуют ли какие-то нормы/традиции/правила...

Существуют просто законы физики и здравого смысла, по которым для того, чтобы получить рельефное (выпуклое) изображение чего-либо, к мягкому материалу (воску, сургучу и т.п.) надо приложить форму, имеющую контррельеф (то есть углубленное изображение). А также, чтобы иметь на оттиске прямой рисунок, изображение на печатке должно быть зеркальным. Только и всего.
Это знакомо любому, кто имел дело с каким-либо видом гравюры.
[Отредактировано 05.03.2010 22:14]
ID: 18588

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
05.03.2010 22:18
Пож-та, объясните прежде всего, что это такое и на чем оно проживает (помещено). Не витает же оно в воздусях, а к чему-то приложено. Вот и продолжите ваш рассказ об интересующем Вас предмете, пож-та.
ID: 18589

fire1985
05.03.2010 22:26
главное определиться, что же вы хотите:
перстень -тогда изображение нормальное, или печатку- тогда изображение зеркальное
ID: 18590

fire1985
05.03.2010 22:27
[Отредактировано 05.03.2010 22:27]
ID: 18591

Olga
06.03.2010 05:11
Извините за беспокойство -вопрос потерял актуальность. Спасибо . У Вас интересный сайт. Тему можно закрыть.
ID: 18602

juliaus
06.03.2010 17:05
а в чем принципиальная разница между перстнем и печаткой и что в нынешнее время правильнее делать - перстень с прямым изображением или печатку с зеркальным?
ID: 18606

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
06.03.2010 17:32
Это даже несмешно. Вам самому надо определиться, что Вам нужно. Если просто на пальце носить - то перстень с обычным прямым и выпуклым изображением. Если что-то запечатывать (оставлять оттиски, которые Вас же будут представлять, например, на корреспонденции) - то печатку с обратным и углубленным изображением. Перстень - просто украшение. Печатка - функциональный предмет, а уж во вторую очередь - украшение.
ID: 18607

juliaus
06.03.2010 17:42
Огромнейшее спасибо, всё понятно!
ID: 18608

Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
06.03.2010 18:21
Перстень - украшение именно как перстень, печатка же - как бы атрибут солидного статуса (предполагается - если человек запечатывает гербом свои бумаги, значит, есть у него какой-то вес...).
Герб вешь солидная, и ему скорее место на печатке (в зеркальном и углублённом виде), чем - в качестве прикрасы - просто на перстне.
Хотя обрисованная Михаилом Константиновичем дилемма всё равно имеет место!
ID: 18609

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
06.03.2010 20:10
Дорогой Профессор! Я не нашел бы лучше слов в обоснование более солидного статуса употребления герба в виде печатки по сравнении с перстнем. Но в ваших словах есть ключевое словосочетание: "... печатка же - как бы атрибут солидного статуса...".
В сегодняшней парадигме диктата в обществе кажимостей (симулякров) в замен сущностей, и в отсутствие реальной сословной стратификации, где наличие печатки реально что-то обозначало бы, и как-то находило бы себе реальное применение (кто сейчас запечатывает свою корреспонденцию сургучем или привешивает к ней красно- или черно-восковые печати в кустодиях? и кто вообще продолжает заниматься эпистолярным жанром, когда есть интернет и мобильная связь?) я не вижу смысла ИМИТИРОВАТЬ наличие этого статуса. Тем более, что сам juliaus, кажется, и не догадывается о подобных вещах. Он задает весьма прагматичный вопрос с учетом того, какому кругу людей будет предъявлен его артефакт.
А то еще возникнут вопросы: почему тут все наоборот, и почему вместо объемов - выемки? А на перстне все ясно и однозначно - вот он герб, и так он в реальности выглядит. А если дать этой штуковиной в лоб - там-то и проявится как раз форма печатки.
[Отредактировано 06.03.2010 20:44]
ID: 18610

olga
06.03.2010 21:51
Пожалуйста, подскажите , на что это похоже?:)

Эту вещь мы нашли на глубине три метра.
ID: 18611
Изображение 001.jpg

Greif › Эксперт › ГГХ
06.03.2010 22:08
Вариантов много: подобный рельеф мог быть частью архитектурного декора (ограда, постамент, надгробие и т.д.) или отделки мебели, например, ампирной... эдакая абстрактная бронзулетка.
Как-либо истолковать используемые символы вне определенного контекста не представляется возможным - спектр значений простирается от куртуазной до похоронной символики.
Возможно, кому-то в атрибутировании помогут данные о глубине залегания артефакта...
ID: 18612

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
07.03.2010 00:52
А размерчик какой?
Скорее он, а не глубина залегания даст больше информации. Глубина имеет значение для каких-нибудь неолитических находок. А здесь и сюжет и стилистика вполне ампирные - а это самый конец 18 - и большая часть 19 вв. Хотя и позже подобное изготавливалось. Для стиля "ампир" характерно использование накладных бронзовых деталей. Это какая-то накладная деталь, скорее всего, от мебели (судя по видимым рядом головкам саморезов, что позволяет хоть приблизиительно судить о размерах, и по толщине рельефа). А в сюжете - две стрелы, остриями вниз (скорее всего, амурные), пылающий факел (скорее всего, символ страсти, жизни), и наложено все это на веночек из роз с ленточками (опять же направление - в сторону любовной тематики). Вполне себе куртуазный сюжет - мог бы украшать какой-нибудь диванчик или шкафчик из красного дерева.
[Отредактировано 07.03.2010 09:50]
ID: 18613

Евгений Шустиков
07.03.2010 19:25
Венки бывают и поминальные, и глубина залегания соответствующая.
ID: 18614

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
07.03.2010 21:15
В христианской символике тема смерти обозначается погасшим факелом. Вернее, погашенным и опрокинутым.
[Отредактировано 07.03.2010 22:43]
ID: 18615

Greif › Эксперт › ГГХ
07.03.2010 21:55
Михаил Шелковенко написал 2010-03-07 21:15:33:
›› В христианской символике тема смерти обозначается погасшим факелом.


Если бы, Михаил Константинович, всё было так просто!
И смерть обозначается не одним факелом, и перевёрнутый факел символизирует не одну смерть...
Да и "христианская традиция" далеко не однородна в своей символике.
Упомянутая Вами трактовка характерна в первую очередь для искусства Ренессанса и часто несёт значение пресечения рода. Позднее эта интерпретация "размывается" эмблематическими и куртуазными аллюзиями.

Я думаю, Ваша привязка этой штуки к ампирной тематике гораздо ближе к истине... Единственное, что вызывает сомнения - наличие в этой композиции факела. А почему не колчан - картинка достаточно размытая для проблем с опознанием. Впрочем, качество предоставленной информации позволяет говорить, что-либо о данном объекте лишь гадательно.
[Отредактировано 07.03.2010 22:04]
ID: 18616

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
08.03.2010 11:30
Ну, слово "ампир" не я тут первый написал.
ID: 18617

ilia
10.03.2010 19:45
Вообще для русской классической мебели не характерно использование в декоре столь массивных бронзовых украшений. Если конечно предмет не изготовлен усадебными мастерами (из крестьян), то там возможно что угодно. Однако в конкретном случае это тоже врядли. Скорее всего это декор какой -то малой архитектурной формы.
ID: 18660

Иванов
12.03.2010 13:11
Помогите прочитать надпись на перстне печатке.

Помогите добрые люди. Не могу прочитать надпись на перстне печатке.
ID: 18693

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
12.03.2010 13:37
Невозможно прочитать то, чего не видишь.
ID: 18694

AlexanAd
15.03.2010 22:16
Символизм пропендулий (Катасест)

Подскажите, какой символизм у пропендулий (катасест), если кто не знает это подвески, которые свисают с корон, Также мне кажется что две ленты на Католических Митрах имеют одинаковый смысл
ID: 18708

Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
16.03.2010 05:31
Видимо, пропендулии являли собой символические защитные принадлежности (вернее, произошли от них; по другим мнениям - были либо "просто декоративными дополнениями" венцов с имеющим место, но отдаленным и сомнительным символическим background"ом, либо рудиментами покрывал, соединенных с венцами или же надевавшихся под оные), тогда как инфулы митр (и как следствие - императорских корон) были рудиментами жреческих головных повязок.
ID: 18712

AlexanAd
16.03.2010 10:49
Спасибо, а где можно об этом поподробней посмотреть?
ID: 18713

М.В. Ревнивцев › РЦФГ
19.03.2010 22:33
AlexanAd написал 2010-03-16 10:49:49:
›› а где можно об этом поподробней посмотреть?


www.hist.msu.ru/Byzantine/BB%2034%20%281973%29/BB%2034%20%281973%29%20193.pdf
sulkhansaba.com/biblio/0710/1057.pdf
ID: 18777

Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
20.03.2010 16:53
Попробуйте погуглить pendilia + crown
Частое мнение - что подвески были взяты с Востока, у персов и пр., а уж там неведомо откуда :)
На самом деле не факт, что так просто можно "сунуть концы в воду" и снять вопрос о расшифровке...
ID: 18779

Uchenik
02.04.2010 20:57
Возможно ли такое? Нужен комментарий.

Нашла на одном сайте картинку с изображением тевтонского рыцаря, а на груди у него изображен мальтийский крест. Возможно ли такое сочетание с т.з. истории?
ID: 18855
рыцарь_2.jpg

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
02.04.2010 22:12
А что подтверждает, что изображен именно рыцарь, принадлежащий к Тевтонскому ордену? Собственный тевтонский крест имеет иную форму, чем кресты на покрывале его лошади. Здесь мы видим, скорее, крест из его родового герба, а уже на одеянии помещен крест орденский. Мне так кажется.
ID: 18856
172px-Crux_Ordis_Teutonicorum_ …
n7_s3_p2.jpg

Greif › Эксперт › ГГХ
02.04.2010 23:06
На груди у этой миниатюры помещен черный крест, устойчиво именуемый "мальтийским". Однако устойчивость наименования не делает всякий восьмиконечный крест принадлежащим именно Мальтийскому Ордену. Существуем множество вполне самостоятельных гербов с крестом такой формы, происхождение которых не связано с историей Мальтийского Ордена.
В данном случае равно возможны две версии:
1. В какой-то период истории черный крест на далматике рыцарей Ордена имел именно такую форму.
2. При изготовлении миниатюры её автор принял исходное изображение традиционного для нагрудных крестов Немецкого Ордена лапчатого креста за "мальтийский" и увековечил своё восприятие в этой работе.

Возможен ещё гипотетический вариант, что на груди помещен крест из родового герба изображаемого рыцаря... но это - очень зыбкое предположение.

Кресты же на попонах вполне соответствуют гербовым символам Немецкого Ордена и имели применение как элемент конского убранства у гроссмейстеров Ордена.
ID: 18857

Сергей Афанасьев
02.04.2010 23:17
На груди всадника не собственно мальтийский крест, тот белый на чёрном (либо на красном) фоне.
На плаще всадника и попоне коня герб Тевтонского ордена (или только магистра - за точность не ручаюсь) со времён Конрада Тюрингского:
www.ordensstaat.de/orden/vg.htm
Несколько смущают вырезы на концах креста в виде ласточкиных хвостов, но уширенные кресты - да.
И ещё: как-то нелогично такое разнобойное расположение знаков - скорее всего ошибка автора миниатюры.
[Отредактировано 02.04.2010 23:33]
ID: 18858

Ginger
03.04.2010 01:47
Михаил Шелковенко написал 2010-04-02 22:12:46:
›› А что подтверждает, что изображен именно рыцарь, принадлежащий к Тевтонскому ордену? Собственный тевтонский крест имеет иную форму, чем кресты на покрывале его лошади. Здесь мы видим, скорее, крест из его родового герба, а уже на одеянии помещен крест орденский. Мне так кажется.



Изображения и описания знамен Тевтонского ордена и его союзников,
захваченных поляками после Грюнвальдской битвы (1410)

www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/banderia/BP1v.jpg ;)

www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/banderia/primus.htm

правда не смог перевести внятно

а вот здесь ›

Тевтонские Флаги в битве при Танненберге

xoomer.virgilio.it/frmaid/Bandiere_Tann.htm

очень похожее на первое изображение

xoomer.virgilio.it/frmaid/Bandiere%20Teutoniche/03.jpg

...там что-то про "баннер" Великого Магистра - "Gonfalone minore del Gran Maestro"
[Отредактировано 03.04.2010 01:52]
ID: 18862

Greif › Эксперт › ГГХ
03.04.2010 02:07
Собственно, это не два похожих изображения разных знамен, а две репродукции одного изображения знамени гроссмейстера Ордена, захваченного в битве при Грюневальде/Танненберге...
ID: 18863

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
03.04.2010 08:57
...Изображения и описания знамен Тевтонского ордена и его союзников, захваченных поляками после Грюнвальдской битвы (1410)...

Спасибо, порадовали и просветили.
ID: 18864

Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
03.04.2010 10:12
Конокрад?

Буквальный ответ на исходный вопрос может быть лишь отрицательным, т.к. почти единственно возможное истолкование сочетания гербов на миниатюре - это то, что перед нами Верховный магистр Тевтонского ордена (герб на попоне и плаще изображен неточно, но ничем другим быть не может), личным гербом которого является черный "мальтийский" крест в серебре, а нашлемником - единорожья голова. Такого не было. Так что - вопросом, стали бы это носить в таком сочетании, нет смысла и задаваться: не было сырья для сочетания.
Или (из-за этой вальтер-скоттовской возможности я и написал "почти" про предыдущее толкование) это кто-то, будучи в собственном облачении, сел на коня Верховного магистра, накрылся взятым у него же плащом и поехал себе.
[Отредактировано 03.04.2010 10:13]
ID: 18865

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
03.04.2010 14:30
С самого начала забыл спросить у юзера Uchenik уточняющую информацию - каким временем датируется эта "конная скульптура". Если это современный артефакт, то в нем может быть все, что угодно (все что угодно автору, все что угодно заказчику и т.д.), не соразмеряясь с подлинностью фактов, а опираясь только на произвольный набор источников и собственную фантазию.
Профессор объяснил это исчерпывающе.
Хотя, возможно, создатель этой вещицы почерпнут свои познания на сайте "Варварская энциклопедия" www.varvar.ru/arhiv/slovo/orden.html
Там как раз тевтонский крест изображен на облачении рыцаря и на гербе ордена в форме черного мальтийского (?).
"Знаки некоторых рыцарских орденов:
орден Гроба Господня, орден Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден), орден Тамплиеров (Храмовников), орден Святого Иакова (Сант Яго), Тевтонский орден"
[Отредактировано 03.04.2010 17:06]
ID: 18866
znaki_ordenov.jpg

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
03.04.2010 17:27
Вот для сведения фрагмент из статьи Вольфганга Акунова:
Облачение членов Тевтонского ордена (www.proza.ru/2008/07/24/451)

"…Необходимо заметить, что белый цвет орденского облачения храмовников (Тамплиеров) был заимствован последними у монахов Ордена цистерцианцев, под чьим покровительством был создан орден Храма. Вероятно, плащи у храмовников и тевтонов первоначально были просто белыми, безо всяких эмблем (на это наводят мысль некоторые средневековые миниатюры, изображающие орденское знамя тевтонов в виде простого белого полотнища без каких бы то ни было изображений).

Недоразумение было улажено путем предоставления папой римским обоим духовно-рыцарским орденам права носить на своих белых плащах две разные отличительных эмблемы. Тамплиеры получили в качестве орденской эмблемы красный крест, нашивавшийся напротив сердца и смотревшийся на белом плаще, как символ мученичества.

Первоначально это был простой прямой латинский (с более длинным нижним лучом) красный крест. Но после взятия мусульманской крепости Аскалон в Святой Земле, оборонявшейся египетским гарнизоном, храмовникам, отличившимся при штурме особой доблестью и понесшим громадные потери, были дарованы расширения на концах их кроваво-красного "мученического" орденского креста – так называемые "иерихонские трубы" (в знак того, что перед доблестью воинов Христа и Храма не смогли устоять стены твердыни врагов Божиих, как не смогли устоять стены ветхозаветного Иерихона перед натиском ратей Иисуса Навина). Крест, дарованный папой римским тевтонам на их белый "тамплиерский" плащ, был, в отличие от креста храмовников, не красного, а черного цвета.
……

Большую часть истории Тевтонского ордена рыцарей Пресвятой Девы Марии черный крест на облачении его членов имел форму прямого латинского креста, и лишь начиная с XIV века начал постепенно расширяться на концах, приняв со временем ту же "лапчатую" (или "уширенную" форму), что и тамплиерский. Ни с какой папской привилегией появление "иерихонских труб" на концах черного тевтонского креста связано не было,

Вероятно, тевтоны сочли себя не менее доблестными и, соответственно, не менее достойными креста с "иерихонскими трубами", чем тамплиеры, и приняли эту эмблему самостоятельно, "явочным порядком". О форме креста на облачении ничего не говорилось ни в тамплиерском, ни в тевтонском орденском уставе..."

Таким образом, на представленной выше картинке и тамплиерский красный крест безбожно искажен.
[Отредактировано 03.04.2010 17:29]
ID: 18867
crusader-templer.jpg

Uchenik
08.04.2010 01:28
Спасибо всем за комментарии. Мне кажется, ближе всего к истине предположение г-на Проф. Мездунами Дураками - "Конокрад"("... это кто-то, будучи в собственном облачении, сел на коня Верховного магистра, накрылся взятым у него же плащом и поехал себе.")
Кроме того обнаружилась картинка из какого-то французского издания с изображением тевтонского креста который очень похож на мальтийский, различие только в цвете. (см. фото 6-й герб в 5-м ряду).
Спасибо Ginger за полезные ссылки.
ID: 18894
x_7d9b303a.jpg

Ульзана › ГГХ
08.04.2010 05:10
а нет такой картинки с более высоким разрешением?
ID: 18895

Михаил Шелковенко › Эксперт › ГГХ
08.04.2010 09:14
Картинка, несомненно, любопытная. Но насколько серьёзно то издание, которое её опубликовало, если тому же Готфриду Бульонскому там дан КРАСНЫЙ иерусалимский крест (четвертый в четвертом ряду), в то время как всем известно. что он ЗОЛОТОЙ на серебре. Не из этого ли источника черпал информацию и художник картинки орденских рыцарей (znaki_ordenov.jpg) помещенной в Википедии (очень уж похож там по начертанию и мальтийский крест) - в этом случае круг замыкается.
[Отредактировано 08.04.2010 09:17]
ID: 18896
gotfrid.jpg

Ульзана › ГГХ
08.04.2010 10:26
ну и глаз у Вас, дорогой Михаил Константинович!)
я вообще ничего разобрать не могу - поэтому и спрашивал побольше картинку
ID: 18897

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
08.04.2010 19:38
"Но насколько серьёзно то издание..."

Ага, и у Жанны д"Арк меч должен быть вдет в корону - а ее нет вообще (второй ряд снизу, с двумя лилиями).
Ключница делала таблицу.
ID: 18899

Uchenik
10.04.2010 20:24
А вот картинка с большим разрешением. Но, видимо, источник действительно не очень точный. Попробую узнать откуда он и как называется.
ID: 18910
гербы.JPG

Anna44
24.04.2010 20:57
Помогите, пожалуйста, разобраться с этим гербом

:) Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с этим гербом. Какое растение обвивает этот герб, и что это значит. Заранее спасибо за помощь! :)
ID: 19032
Герб.jpg

Проф. Миздунами Дураками › Эксперт
24.04.2010 20:58
А если я скажу "Герб в студию!", это будет пошло или не очень? ;)
ID: 19033

митя иванов › Эксперт › Геральдика сегодня / ГГХ
25.04.2010 00:04
Дорогая Анна, что это за растение - нужно спросить у дезигнера, который сваял эту картинку. Это не герб (у щита нет никакого содержимого), а в чистом виде бессмысленное произведение компьютерной графики "по геральдическим мотивам".
Вы это на каком сайте нашли?
[Отредактировано 25.04.2010 00:06]
ID: 19038


Новое сообщение:

Если Вы обнаружили ошибку или можете дополнить информацию на странице, то отправьте уточнения на support@geraldika.ru, либо оставьте в виде комментария прямо на этой странице.
Информация на странице опубликована 07 января 2023 г. и последний раз редактировалась 28 марта 2023 г.
Тел.: +7 495 542-0692
 
Рекомендуем
новый номер журнала:

› Гербовый курьер. № 4. (2024)
Научно-популярный журнал о гербах, флагах, эмблемах и иных знаках
 
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!